ИТОГИ НЕДЕЛИ: трагедия в Кемерове, перестановки в омском обкоме и спор вокруг кинотеатра «Первомайский»

Пожар в Кемерове выявил застарелые проблемы

Минувшая неделя прошла для страны под знаком страшной трагедии в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня». 64 человека стали жертвами халатности и коррупции, может быть, и поэтому потрясение стало таким сильным, выведя на площадь в Кемерово тысячи людей. Брать ситуацию в свои руки пришлось лично президенту, который экстренно вылетел в столицу Кузбасса и встретился с родственниками жертв. А десятки тысяч по всей стране пришли на площади и скверы, чтобы почтить память погибших – в Омске мемориал из принесенных горожанами цветов, свечей и игрушек появился в Сквере дружбы народов. Трагедия вскрыла целый пласт проблем – от состояния системы пожарного надзора до коммуникации между властью и гражданами и борьбы в информационном поле. И решать их нужно в самое ближайшее время.

Самое первое сравнение, которое приходит на ум – пожар в «Хромой лошади», после которого собственник заведения получил почти 10 лет лишения свободы, остальные обвиняемые из числа руководства клуба и сотрудников пожарной инспекции – от 4 до 6 лет. Проблема в том, что собственник – не профессионал в требованиях пожарной безопасности, а профессионалы очень сильно ограничены не только регламентами, но и противоречиями с точки зрения развития бизнеса. А в итоге, как оказалось в «Зимней вишне», на период противопожарных проверок запасные выходы деблокировались, а после их окончания – вновь заставлялись хламом. То же касалось и состояния противопожарной сигнализации и так далее. Но самое главное – сами пожарные действовали по букве инструкции, не обращая внимания на информацию родителей, утверждавших, что из второго кинозала люди не эвакуированы.

Хотелось бы, чтобы рано или поздно из типичных трагедий были сделаны не только кадровые и административные (даже включая осаждающееся присоединение МЧС к Минобороны) выводы, но и выводы по существу, с систематическим анализом типовых трагедий и «расшивкой» их системных причин, включая исключение аналогичных с точки зрения обеспечения безопасности на уровне инструкций, подготовки кадров, систем оповещения, тренировок, использования систем наблюдения, состояния систем дымоудаления, использования нетоксичных строительных материалов и т.п. Все это требует серьезных издержек как со стороны бизнеса, так и от государственных структур, но без всего комплекса подобных мероприятий проблема и впредь будет висеть над имиджем государства дамокловым мечом.

Ситуация с информационными вбросами привела к тому, что уже раздаются предложения о дальнейшем ужесточении политики в отношении распространения информации в сети. Впрочем, поиск виновных – любимая чиновничья забава, причем ими постоянно будут пытаться сделать не только блогеров (при этом «шутить» на подобные темы, как те же украинские пранкеры, конечно же,  полное скотство), но и самих родственников пострадавших. Напомним, их пытались обвинить в «пиаре на трагедии», демонстрировали аудитории, что они получат по 5 миллионов за каждого погибшего и пр.. На самом деле профессиональная подготовка региональных чиновников оказалась еще ниже, чем сотрудников МЧС, у которых хотя бы были оправдывающие их внутренние инструкции. Но выдавать стихийные (по большей части) митинги за проявление оппозиционной активности, целыми кланами чиновников извиняться не перед пострадавшими, а перед (действительно что-то пытавшими предпринять) Путиным – как раз оказалось худшей для президента «подставой», какую только можно было придумать.

Любопытно, что только в соцсетях и телеграм-каналах была дана адекватная оценка нелепых извинений перед Путиным и сенатора от омской исполнительной власти Елены Мизулиной. Хотелось бы буквально процитировать в данной связи одного из самых адекватных и влиятельных российских политтехнологов Евгения Минченко: «Формат соболезнований относительно кемеровской трагедии – оперативный тест на профессиональную пригодность чиновников и парламентариев по базовому параметру – наличию эмпатии. Отличный повод предложить написать заявление об уходе по собственному желанию всем, кто считает, что соболезновать надо не семьям погибших, а президенту. И не надо рассказывать, что это власть неизбежно так чиновников деформирует, это надо понять и принять. У Путина, в отличие от них, есть и эмпатия, и понимание сферы, в которой он работает, – «услуги населению». Как говорится, ни убавить, ни прибавить.

Отметим, митинг в Кемерово проходил на фоне протестов в Волоколамске - другой болевой точке, где население предельно накалено ситуацией с опасной мусорной свалкой, отравляющей целый город. Отношение к акциям в обоих случаях было вынужденно щадящим – фактически, и там, и там они шли уже с нарушением действующего законодательства об акциях протеста. Но явно учитывался их масштаб, обстоятельства проведения и общественный резонанс. В стриме велось сразу несколько прямых трансляций из Кемерова, каждая имела десятки и сотни тысяч зрителей. Но когда включился стрим с общения с чиновниками Путина, все остальные интернет-трансляции на время зависли или «упали». Аналогичным образом в Подмосковье были отпущены все участники несанкционированного автопробега. Таким образом, использовалась гибкая тактика, когда не было жесткого пресечения и разгона акций, большая часть участников которых пришла стихийно и старалась избегать политических требований. Можно даже говорить о некоем вынужденном «консенсусе» власти и участников мероприятий (в Кемерове – по понятным причинам, лучше организованном, в Подмосковье – более грубом и более политизированном). Если в законотворческой сфере все это и приведет к усилению регламентации, то скорее не к ужесточению, а к учету новых использованных технологий: прямого бесцензурного вещания, мирного, но крайне массового, протеста, фактического отсутствия политических требований, на которые власть никогда не «ведется», но очень эффективного проведения организаторами требований по существу.

Есть вопросы и к поведению омских властей в эти трагические дни. Во-первых, очень удивила реакция пресс-службы Александра Буркова, заявившей о том, что региональный траур не объявляется из-за того, что для него нет юридических обоснований. Затем это заявление попытались дезавуировать, но это было явно уже поздно. При этом в этот же день Александр Бурков фактически начал свою предвыборную кампанию, что тоже нельзя назвать самым удачным ее стартом. Что касается скорбных мероприятий – то, с одной стороны, хотя бы не было тех официозных ошибок, которые произошли в Москве, где власти оптом закупали детские игрушки. С другой стороны – на фоне всех «погрешностей» с объявлением траура и заявлений о том, что «мы на нем пиариться не будем», фактически, Омск отметился некой «больной конкуренцией» между стихийными митингами и официальными траурными мероприятиями, риторика выступающих на которых оказалась далека от совершенства. А говорить об информационной отработке омских траурных мероприятий и вовсе не стоит – ни в целом, ни о «тонких настройках» – например, среди сотен фотографий с траурных митингов из всех российских регионов, пожалуй, Омск оказался единственным крупным городом, фотографий из которого не оказалось в «НЕЗЫГАРе», публиковавшем подборку снимков со всей страны.

 

Омские коммунисты выбирают нового главу обкома и кандидата в губернаторы

На заседании пленума ЦК КПРФ 31 марта принималось решение об участии Павла Грудинина в одной из региональных выборных кампаний в сентябре. Бывшему кандидату в президенты предложили баллотироваться в губернаторы Красноярского края и Московской области. Обсуждалось и возможное выдвижение Грудинина от омского обкома КПРФ, однако, как сообщают высокопоставленные источники «СуперОмска», ожидать направления известного коммуниста в Омскую область не стоит.

К тому же в омском обкоме уже есть свой кандидат в губернаторы. Намерения попробовать свои силы в гонке за право занять кресло главы региона не скрывает второй секретарь, руководитель фракции КПРФ в Законодательном собрании Андрей Алехин. По неофициальной информации, Алехин уже начал собственную кампанию, проехав несколько районов Омской области, где прошли встречи с населением. Второй секретарь омского обкома мог стать кандидатом в губернаторы еще в 2015 году, но тогда остался в стороне от главного политического события. Сейчас, как уверяют инсайдеры, Андрей Алехин твердо намерен взять реванш и составить достойную конкуренцию временно исполняющему обязанности губернатора Александру Буркову.

Одновременно на отчетно-выборной конференции обкома в июне, где будет утверждаться кандидатура на губернаторские выборы, ожидается официальная отставка Александра Кравца с поста первого секретаря омского обкома КПРФ. Слухи о его намерении оставить эту работу ходили давно. О них «СуперОмск» сообщал еще в феврале 2018 года, но тогда эту информацию отрицали. На вакантное место претендуют как сам Андрей Алехин, так руководитель фракции КПРФ в Омском городском Совете Дмитрий Горбунов.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

Априори шансы Алехина выше, это было бы полезно для него и в ходе губернаторской кампании. В то же время, нужно учитывать фактор спонсорской помощи обкому, а в этом вопросе Алехин – явно, не самый главный специалист. Что прошедшие выборы президента лишний раз подтвердили, когда омский обком истратил имевшиеся ресурсы на «наружку» и не смог обеспечить традиционного тотального покрытия избирательных участков своими наблюдателями.

Ясно, что на варианте с Алехиным будут настаивать Кравец и Ивченко, а Горбунов с Ивановым будут пытаться играть на противоречиях, педалируя факт раскола обкома со стороны Ивченко, которого Кравцу якобы даже пришлось восстанавливать в партии. Но выдвижение Алехина на пост губернатора (избраться на который у него практически нет шансов) само по себе создаст для него необходимую узнаваемость и базу поддержки в регионе.

Интересна и внешняя поддержка двух борющихся за обком групп, и с ее учетом шансы Алехина также выглядят предпочтительными: Ивченко недаром позировал на фотографиях с Геннадием Зюгановым, с которым они даже вместе тренировались. А Кравец по официальной версии займется разработкой реформы системы образования – то есть, будет работать в плотном контакте с еще одним влиятельным омичом Олегом Смолиным, который также может оказать лоббистскую поддержку его креатуре.

Что касается хода губернаторской кампании, то Александр Бурков от усиления раскола в обкоме только выиграет, это позволит ему выступить со своей стороны надпартийным «консолидатором» общественно-политической сферы, мягко демонстрируя электорату, что у коммунистов нет не только кадрово-административных ресурсов для вытягивания региона из ямы, но и внутренней политической вертикали, которая только и могла бы исключить попадание во власть случайных людей.

 

Мэрия и концессионер не могут поделить кинотеатр «Первомайский»

В начале апреля в Омском арбитраже начнется спор между концессионером кинотеатра «Первомайский» и департаментом имущественных отношений мэрии Омска. По условиям концессии, после реконструкции объект остается в собственности муниципалитета, а компания берет его в управление. Проблема в том, что здание было серьезно расширено со строительством пристройки, и документально оно было оформлено как два отдельных – кинотеатр и досуговый центр. Накануне ввода в эксплуатацию, по данным СМИ, было отозвано разрешение на строительство, поскольку мэрия вознамерилась распространить право собственности на весь комплекс, а не только реконструированное и увеличенное здание «Первомайского». Суд должен определить, правомерно ли городские власти претендуют и на старое здание кинотеатра, и на надстройку к нему.

Директор депимущества Денис Денежкин прокомментировал ситуацию в том ключе, что его ведомство «стоит на страже интересов муниципалитета и соблюдения условий концессионных соглашений» и подтвердил возражения мэрии против того, что кинотеатр формально представляет собой два разных здания.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

Имеет смысл оценивать постоянную смену правил игры. Депутат Васильев инвестировал в полуразвалившееся здание 600 миллионов, довел его площади с 1,2 до 8,5 тыс. кв.м и выплатил почти 3 млн руб. концессионных платежей в бюджет. Сначала по 108-п платежи от участка под КДЦ попытались увеличить почти в 25 раз, теперь мэрия оспаривает выданное прошлым мэром разрешение на разделение здания на две независимых постройки. Безусловно, нельзя не заметить рвения Дениса Денежкина в попытках сохранения муниципальной собственности. Но теперь остается мало надежды на то, что какой-либо инвестор в аналогичной ситуации (не далее как в понедельник стало известно, что шесть компаний претендуют на концессионную реконструкцию кинотеатра «Сатурн») захочет сотрудничать с муниципалитетом, постоянно меняющим правила игры. И в этой части глубоко удивляет подход всей вертикали власти и в частности мэра Оксаны Фадиной к пугающе похожим ситуациям в сфере «транспортной реформы» в городе и в целом ряде подобных.

Перейти на полную версию сайта