Криптовалюты

Доллар - 97,54

Евро - 106,14

Тенге - 0,19

Аналитика3332

ИТОГИ НЕДЕЛИ: Путин озаботился омской экологией, дептранспорта лишился директора, а омский раввин рискует покинуть Россию

ИТОГИ НЕДЕЛИ: Путин озаботился омской экологией, дептранспорта лишился директора, а омский раввин рискует покинуть Россию

Сдвинут ли с места слова Путина ситуацию с омской экологией?

На совещании в правительстве президент России Владимир Путин озвучил проблему экологии и назвал ТОП-12 городов с самыми большими выбросами: «Мы также хорошо знаем, что в некоторых городах экологическая проблема стоит особенно остро - это Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец, Чита». Также Владимир Путин призвал больше внимания уделять экологии и делать ставку на газомоторное топливо.

Областные власти оперативно отреагировали на заявление: Временно исполняющий обязанности губернатора Омской области Александр Бурков сообщил, что уже в июне в регионе заработает Экологический центр по мониторингу и оперативному реагированию на загрязнение воздуха. «Тот факт, что глава государства сейчас обозначил их актуальность, говорит о том, что регионы могут получить помощь в устранении проблем. Это нам значительно облегчит задачу», - отметил Бурков.

По словам руководителя региона, пока только три омских предприятия выразили готовность установить датчики, которые будут передавать данные в систему экологического мониторинга. Это позволит оперативно выявлять источники загрязнения.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

Путин не заявлял конкретно и детально о проблемах Омска, но перечислил его в алфавитном ряду городов-«лидеров» по загрязнению окружающей среды. Формально это никого ни к чему не обязывает, на деле же, по российской традиции – предоставляет неформальные возможности для развертывания активных лоббистских действий на этом фронте.

Комплексную проблему в регионе в общем виде можно разбить на ряд факторов (рекордные за Уралом свалки, выбросы сконцентрированных в мегаполисе промышленных предприятий, авиатранспорта, энергетики и автотранспорта и низкое качество контроля над производством продуктов питания). Ключевым фактором, стоящим омичам наибольшего количества прироста новообразований, в последнее время является интенсивно развивающийся автотранспорт. И в этом смысле призыв президента к переводу его на газомоторное топливо – подходит именно к Омску, как нельзя больше.

Что же на деле происходит в данной сфере? По сути, вынужденно в плане экологичности лидируют в этом отношении владельцы частных микроавтобусов, причем не из благих целей, а прежде всего по самым меркантильным причинам. Городской электротранспорт, фактически, не просто не развивается, а окончательно разваливается и «донашивает» московские бэушные трамваи. Муниципальные автобусы, при всех колоссальных возможностях использования выгодного газомоторного топлива от крупнейшего в стране нефтезавода, по вине бездарных руководителей городского дептранса десятилетиями его не используют.

На самом деле, есть и другие простые и эффективные способы «сбережения человеческого капитала» – вывод и защита населения от центральных, наиболее загруженных, городских магистралей, там, где это невозможно – создание сплошных зеленых барьеров между проезжей и пешеходной частями дорог, жилой зоной. Пока же, к сожалению, городские чиновники на всех общедоступных дорогах маниакально эти зеленые барьеры уничтожают. Методично повсеместно сперва используют массовое «кронирование под пень» и лишь затем высаживают вдоль дорог жидкие «прутики», которые сработают в качестве защиты от выхлопов лишь через десятилетия.

Столь же алогичная ситуация складывается по остальным факторам, постепенно выводящим регион в зону хронического экологического бедствия. В жаркой борьбе за размещение городского полигона постепенно побеждает калачинский вариант, который неминуемо сделает зоной бедствия как сам Калачинск, так и весь бассейн Омки, включая Кормиловский район с его «Кормиловским беконом» и сам Омск. В качестве альтернативы, обязательной для конкурса, строительство мусоросортировочного завода никем и ни на одном уровне даже не рассматривается. Единственный вариант, о котором в последнее время было известно – высказанное врио губернатора Буркову китайскими инвесторами намерение возвести в регионе муросоросжигательный завод, то есть еще разбавить общую атмосферу хорошенькой добавкой диоксидов.

Аналогичная ситуация складывается в дефицитной омской электроэнергетике –  новые мощности вновь планируются главным образом на угле, при рассмотрении масштабного использования газа (в т.ч. на малых котельных в самих МКД) сразу же возникают непреодолимые проблемы. Любые предложения об использовании возобновляемых источников энергии шельмуются и характеризуются забившими все управленческие посты отрасли «крепкими хозяйственниками» как фантазии городских сумасшедших.

Если говорить о поводе для привлечения федерального финансирования, то можно использовать статистику заболеваний, в этиологии которых экологические проблемы имеют безусловное значение. Заниматься этим должно ведомство на стыке Минприроды и Минздрава, общественную экспертизу могли бы выполнить кооптированные в соответствующий общественный совет при губернаторе наиболее компетентные экологи (тот же Сергей Костарев). Цели и методы подобной работы – системный анализ причин ухудшения обстановки, выработка рекомендаций по решению основных проблем, по методам работы ведомств, чья деятельность годами напрямую ведет к ухудшению экологической ситуации. На уровне муниципальных властей – по отношению к городскому департаменту транспорта и к службе т.н. «главного агронома», и начинать здесь нужно прежде всего с грамотных кадровых решений.

Первые решения врио губернатора (совместное с Газпромом о приобретении мобильных лабораторий и т.п.), в общем, неплохи, но без предлагаемой выше комплексной системы –  никакого выхлопа может и не быть.

Лишь создав открытую региональную систему устранения причин ухудшения экологической ситуации собственными силами, имеет смысл делать выводы в части, касающейся выхода на энергетиков, нефтепереработчиков и федеральные власти по вопросам, которые решить собственными силами не представляется возможным. И задерживать данных решений нельзя ни на один год – просто потому что это по сути преступная халатность, ежегодно стоящая Омску тысяч жизней.

Упомянем и про анонсированный на май конкурс по должности министра природных ресурсов и экологии Омской области. Опять-таки, как обычно, все варианты пока исчерпываются самими же чиновниками от Минэкологии. При всем уважении к их послужным спискам, ни одной реальной кандидатуры общественника уровня Костарева в шорт-листах нет и близко. Вопрос объясняется очень просто – подобный человек не согласится играть по устоявшимся правилам, скрывать понятные всем интуитивно данные, участвовать в «игре мусорных престолов» и прикрывать глаза на беспредел и разгильдяйство городских служб.

Есть и чисто внешний фактор – подвисший конкурс на регионального оператора по обращению с отходами. Напомним, данный рынок монетизируется на том же уровне, что и рынок сборов по капремонту, и борьба за него будет идти до последнего кандидата на пост соответствующего министра.

 

Мартыненко ушёл, не найдя понимания с пассажирами и перевозчиками

В пятницу, 20 апреля, стало известно об отставке директора департамента транспорта Алексея Мартыненко.  «Действительно, я ухожу в отставку. Причина в том, что новая маршрутная сеть не устраивала жителей города, она не получила отклика и среди перевозчиков. Кроме того, сыграла свою роль финансовая составляющая. Это мое самостоятельное  решение», - так прокомментировал свое решение сам Мартыненко.

Позднее причины отставки пояснила и мэр Омска Оксана Фадина. По ее словам, муниципальные предприятия находятся в критическом состоянии, а внятной экономической стратегии, позволяющей им выйти в безубыточный режим, не предложено. Накопилось множество претензий и к новой маршрутной сети. Муниципальный бюджет не имеет возможности компенсировать накопленные убытки и задолженность предприятий в полном объеме. Фадина подчеркнула неприятие подхода с постоянными просьбами денег на содержание муниципального транспорта при отсутствии плана улучшения финансово-хозяйственной деятельности

В понедельник исполняющим обязанности директора был назначен первый заместитель Вадим Кормилец, выходец из структур Госавтоинспекции, который отвечал в департаменте за направление безопасности дорожного движения.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

На самом деле, стоило бы выделить один, но во многом – главный фактор. Частники пытались объяснить действия Мартыненко по вытеснению их микроавтобусов лоббированием «близких к телу» юрлиц (чаще всего называлась «АвтоСила55»), но, по факту, дело было даже не в этом. Напомним, что с какого-то момента, после очередного транспортного коллапса, когда экс-мэр Двораковский не смог обеспечить выполнение договоренностей перед ОНПЗ, «ГазпромНефть» отказалась давать городу ГСМ в кредит. В схему встроилась семья Фридманов, вообще принявшая участие в целом ряде ключевых проектов мэрии эпохи Двораковского.

Появилась возможность обеспечивать городской транспорт через эту схему – но только городской, частные маршрутчики заправляются по конъюнктуре и вообще зачастую изначально предпочитают газ. Схема их вытеснения с рынка в целом разрабатывалась как раз при Двораковском, и, видимо, с его уходом она потеряла экономический смысл. А сейчас, вероятно, в ситуации разобралась уже Оксана Фадина, и едва ли для нее имеет смысл играть в подобные игры.

На этом фоне, с одной стороны, прокуратура последовательно вносит замечания к самой схеме, ее разработке, представления мэру и предупреждения о том, что частники могут не соглашаться с положениями новой схемы. Но, судя по изложенному выше, действия надзорного ведомства – не причина, а повод к переменам. С другой – было бы желание и ресурсы, мэр при поддержке губернатора смогла бы продавить схему даже на этом фоне. Видимо, нет ни желания, ни, главное, ресурсов поддержки со стороны области под эту очень мутную схему передела рынка, который даже сами его разработчики не смеют называть транспортной реформой.

Губернатору же выделять средства в этот бездонный мешок и получать в итоге всплеск недовольства самой сложной электоральной категории – горожан младшего и среднего возраста, аккурат за две недели до собственных выборов – все равно что выступить в известной роли унтер-офицерской вдовы.

Что касается называемых в прессе кандидатур на должность директора, все они ситуации не поменяют. Все они – приверженцы схем жесткого вытеснения частника с рынка (а некоторые – прямые заказчики и идеологи той самой, «не встретившей у горожан одобрения», схемы). Пожалуй что, единственным исключением был Осинский, но он публично открестился от повторного вхождения «в ту же воду», которая потребовала бы даже от него сейчас предельного напряжения без всякой гарантии на успех.

Далее логичнее всего было бы отодвинуть радикальное внедрение новой сети на момент после сентябрьских выборов. Всю схему с начала и до конца стоило бы прогнать через серьезные общественные слушания, учесть мнения и предложения частников и реальных экспертов рынка (вроде тоже же Осинского), провести объективное (а не для галочки) маркетинговое исследование. Для внедрения изменений нужны принципиально новые подходы и значительные ресурсы, которыми горе-разработчики не обладали и оснащены не были.

В будущем уход от формального присутствия муниципальных автобусов, которые как ездили, так и будут ездить полупустыми, снизит количество проданных билетов. С одной стороны, это приведет к снижению затрат бюджета на компенсацию разницы, но уже следующим этапом – к значительному падению выручки городской ПАТП, кассовым разрывам, невозможности расчета за ГСМ и транспортному коллапсу. Решение должно быть найдено с сохранением баланса и присутствия на городских дорогах муниципального транспорта, иначе город впадет в зависимость от частников и фактически потеряет возможность регулировать стоимость проезда.

В целом сложно сказать, что новому директору делать в первую очередь – это зависит от его настоящих целей. Но ясно одно – нужно прежде «заткнуть дырки в бочке», и лишь затем начать «заливать ее ресурсами». Должна быть создана единая прозрачная система общей муниципально-частной логистики, муниципальная база должна быть проаудирована, проинвентаризирована и задействована в комплексе с частной. Муниципалитет должен использовать свои естественные преимущества – выработку маршрутов в диалоге с корпоративными клиентами (предприятиями, вузами, сетевыми ритейлерами), возможность концентрировать ресурсы на развитие электротранспорта (во взаимодействии с энергетиками) и газомоторного транспорта (с нефтепереработчиками). Большую роль могли бы сыграть развитие безбарьерной среды (низкопольный транспорт), новые и информационные технологии (бесплатный WiFi во всех салонах и т.п.). Все эти подходы требуют не столько инвестиций, сколько смены модели мышления.

Самое главное – руководитель ведомства должен понять, что он – не просто «крепкий хозяйственник» и не судьбой проклятый на конфликт интересов чиновник, который чуть ли не обязан, используя должностное положение, создавать привилегированные условия для подведомственных ПАТП и «договороспособных» (а чаще – лояльных «сильным людям») частников, а по факту – он реальный организатор всей системы, всех городских перевозок.

Сейчас раздаются реплики об использовании новосибирской схемы, когда транспортное ведомство в основном выступает регулятором рынка, а не хозяйствующим субъектом. Но в Новосибирске прежде всего под электротранспортом подразумевается метрополитен. Если бы в Омске он играл ту же роль, можно было бы позволить себе сконцентрироваться на электротранспорте и на исследованиях, вроде проведенного петербуржцами. По факту же мощностей электротранспорта в Омске крайне не хватает, ремонт его инфраструктуры недоступен, более дорогой, чем у автотранспорта, но и в разы дольше служащий, подвижной состав нужно было обновлять все эти годы. Разово такого мероприятия провести ни один город в России, кроме Москвы, позволить себе не может

 

Омского раввина снова пытаются объявить персоной нон грата

Главный раввин Омска и области Ошер Кричевский подал в суд на Управление внутренней миграции региона (бывшее УФМС) и УМВД России. По нашим данным, он оспаривает уведомление о необходимости покинуть Россию.  Аналогичная ситуация уже была в 2014 году – тогда УФМС требовало выдворения раввина за неоднократные административные правонарушения. Причиной такого шага стали проблемы с соблюдением миграционного законодательства, два штрафа от ГИБДД и административное правонарушение по линии Роспотребнадзора, связанное с незаконной реализацией алкоголя и просроченной колбасы в магазине «СуперКошер» при синагоге. Подробности пока точно неизвестны и в будущем вряд ли сильно прояснятся: дело переходит в областной суд после ходатайства спецслужбы о закрытом режиме слушания в связи с возможной антигосударственной деятельностью Кричевского.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

Во-первых, явно в последнее время оказались отодвинуты от рычагов принятия решений в Омске сразу несколько влиятельных представителей общины, что не может не ослаблять положение ее официального руководства.

Во-вторых, не надо забывать и о внешнем фоне обострения отношений между нашим официальным союзником, Сирией, и Израилем, который продолжает наносить удары по ее военной инфраструктуре. Данный фактор, скорее всего, лишь совпал по времени с очередным обострением ситуации вокруг Кричевского, но и он мог иметь к ней опосредованное отношение.

В-третьих, на этом фоне и судя по последовательности действий в отношении самого раввина, он мог быть вовлечен в некий шпионский или вообще в какой-то конспирологический скандал. Вероятность такого сценария уж слишком заманчива, да и объяснить продолжающиеся раз за разом попытки его выдворения таким образом в нынешней ситуации проще всего.

В целом же, учитывая усилившееся за прошедшие годы обострение отношений с Западом и ослабление лоббистского потенциала омской общины, сегодня вероятность высылки Ошера Кричевского из страны, конечно, выше, чем в прошлый раз.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории "Аналитика"
Читать все последние новости Омска и Омской области

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!