О работе во имя торжества закона, результативности прокурорского надзора и борьбе с коррупцией мы поговорили с заместителем прокурора Омской области Владиславом Шевченко.
- Владислав Александрович, почему вы выбрали эту профессию? Был ли у вас наставник, помните ли его уроки?
- Не могу сказать, что выбор юридической специальности был случайным. Поступая на юридический факультет Ростовского госуниверсистета, я был уверен в том, что после его окончания буду работать следователем. Поэтому во время учебы на втором курсе был принят общественным помощником в Ленинскую районную прокуратуру, где был закреплен за старшим следователем Анатолием Константиновичем Лажевским. Когда в этой прокуратуре освободилось место следователя, он и стал моим официальным наставником. С тех пор прошло более 20 лет, и сейчас нас уже связывает давняя дружба, но его мнение и советы для меня не утратили своей ценности. В общей сложности непосредственно расследованием уголовных дел в органах прокуратуры на различных должностях я занимался более 8 лет, после чего перешел на прокурорский надзор.
- Сколько направлений общего надзора находится в вашем ведении как заместителя прокурора Омской области?
- Существует такое мнение, что в прокуратуре «общий надзор» или «надзор за исполнением законов» занимается любыми направлениями, которые не отнесены к компетенции иных структурных подразделений. Это, конечно, преувеличение, в прокуратуре нет «забытых» направлений работы, за каждым направлением закреплен ответственный сотрудник, отдел или управление. Но соглашусь с тем, что к компетенции «общего надзора» относится наибольшее число вопросов от защиты прав социально незащищенных групп населения до надзора за соблюдением законов в сфере экологии, землепользования, градостроительства и других сферах. Всего более четырех десятков направлений.
- С какими результатами прокуратура Омской области вошла в 2018 год? В каких сферах прокурорского надзора, за которые вы отвечаете, нарушений выявлено больше, в каких меньше?
- Если говорить о цифрах, то в среднем за год только по линии надзора за исполнением законов выявляется порядка 100 тыс. нарушений в различных сферах. При этом хочу обратить внимание, что мы ведем речь исключительно о нарушениях, которые допускают органы власти различного уровня, а также коммерческие и некоммерческие организации. Надзор непосредственно за гражданами органы прокуратуры не осуществляют, это компетенция других органов. Безусловными лидерами по числу нарушений, хотя как для жителей нашего города, так и для журналистов, думаю, это не секрет, являются сферы трудовых и жилищных прав граждан. Кроме этого, значительное количество принятых прокуратурой Омской области мер направлено на устранение нарушений прав субъектов предпринимательства, в сфере распоряжения государственной и муниципальной собственностью.
- Прокурор не просто должен знать закон. Он должен знать его на порядок лучше других юристов. Вы отвечаете за общий надзор в прокуратуре Омской области, как вам удается быть в курсе всех тонкостей законодательства?
- Само по себе знание закона не делает из человека профессионального юриста. Юрист, прежде всего, должен правильно понимать и применять закон, что намного сложнее, чем простое знание содержания тех или иных правовых норм. Поэтому в прокуратуре выстроена система отбора и подготовки кадров, повышения квалификации, на регулярной основе проводятся различные семинары, круглые столы, действует научно-методический совет, в состав которого входят представители высших учебных заведений области. Сейчас при современном уровне развития информационных технологий и коммуникаций можно оперативно получать информацию об изменениях в законодательстве, знакомиться с судебной практикой и практикой коллег из других регионов, читая специализированные правовые информационные порталы, юридические форумы.
- Насколько часто работодатели в Омске злоупотребляют невыплатой заработной платы? Какие меры принимает к ним прокуратура?
- Защита трудовых прав граждан является одним из приоритетных направлений работы прокурора. И результаты этой работы свидетельствуют о распространенности таких нарушений, как несоблюдение сроков оплаты труда, неправильное начисление или незаконные удержания из заработной платы, привлечения граждан к работе без оформления трудовых договоров, выдачи заработной платы «в конвертах». За прошлый год органами прокуратуры Омской области принято более 9 тысяч актов реагирования, к различным видам ответственности привлечено более тысячи должностных лиц, возбуждено 12 уголовных дел. Если говорить о цифрах, то даже без учета ООО «НПО Мостовик» сумма выплаченных за прошлый год долгов после принятия прокурорами мер реагирования достигает почти 400 млн рублей, а с Мостовиком приближается к 1,5 млрд.
- Какие меры принимаются прокуратурой по вопросу расселения граждан из аварийного жилищного фонда?
- Результаты проведенной прокурорами проверки показали, что в данной сфере имеют место волокита и бездействие межведомственных комиссий, органов местного самоуправления при проведении процедуры признания дома аварийным, недостаточный контроль со стороны региональных органов за качеством и сроками строительства домов для переселяемых граждан. Поэтому прокуроры неоднократно обращались в суд с исковыми заявлениями об обязании органов местного самоуправления провести мероприятия по выкупу аварийных жилых помещений у граждан, предоставления им других жилых помещения с зачетом их стоимости в выкупную цену, осуществить снос аварийных домов. Нередко такие нарушения становятся основанием для возбуждения уголовных дел и привлечения виновных лиц к уголовной ответственности. В феврале этого года судом апелляционной инстанции оставлен в силе приговор Исилькульского суда в отношении бывшего главы района, который приобретал для переселяемых из аварийного жилья граждан жилые дома, которые также находились в аварийном состоянии. Также возбуждено уголовное дело в отношении руководителя организации, которая получала бюджетные средства для строительства этих домов. Региональный Минстрой проинформировал нас, что основные мероприятия региональной программы переселения на сегодняшний день выполнены, тем не менее, прокуратурой области проводится проверка и приблизительно в начале мая этого года будет дана оценка качеству переселения каждого без исключения многоквартирного дома, эффективности и целевому характеру расходования бюджетных средств.
- В каких органах власти прокуратура чаще всего фиксирует факты коррупции? Какая сфера общественной жизни, если исходить из результатов вашей работы, является наиболее коррумпированной?
- Давайте расставим акценты. Если мы говорим о количестве нарушений антикоррупционного законодательства, то наибольшее число нарушений, а это более 2,5 тысячи, ежегодно выявляется в органах местного самоуправления. Если считать количество коррупционных преступлений, то в прошлом году было осуждено девять глав органов местного самоуправления, в том числе четыре главы района и пять глав поселений, а также девять сотрудников правоохранительных органов и 21 сотрудник государственных и муниципальных органов и учреждений. Наиболее коррумпированными сферами были и остаются - расходование бюджетных средств, распоряжение государственной и муниципальной собственностью, в том числе земельными участками.
- Стоит ли омичам в ближайшее время ожидать новых громких коррупционных разоблачений?
- Результаты борьбы с коррупцией нужно оценивать не только через призму уголовного судопроизводства. Возбуждение коррупционных уголовных дел - это всем видимая, но совсем небольшая часть работы органов прокуратуры по противодействию коррупции. Ведь важнее предупредить преступление, чем устранять зачастую немалый ущерб его последствий. Значительная часть антикоррупционной работы прокуроров проводится в сфере нормотворчества и направлена на исключение из проектов нормативно-правовых актов всех коррупциогенных факторов, которые создают возможность совершения коррупционного правонарушения как такового.
Для примера самый простой случай: закон устанавливает необходимость получения какого-либо разрешения, но при этом не содержит исчерпывающий перечень оснований, когда орган, выдающий разрешение, может отказать в его получении. Такая ситуация дает должностным лицам неограниченные усмотрения при принятии этого решения, поэтому задача прокурора - потребовать от соответствующего законодательного органа установить конкретный перечень случаев, когда гражданину или организации может быть отказано в выдаче такого разрешения. Вот по таким ситуациям только за прошлый год по требованиям прокуроров исключены коррупциогенные факторы из более чем полутора тысяч нормативно-правовых актов и их проектов. Также важная часть нашей работы заключается в контроле за доходами и расходами чиновников и членов их семей. В прошлом году средствами массовой информации значительное внимание уделялось судебным процессам по искам прокуроров об обращении в доход государства имущества некоторых депутатов Омского городского Совета. Этим искам предшествовала большая и кропотливая работа, проводимая совместно с другими правоохранительными органами, в том числе на международном уровне.
Отвечая на ваш вопрос, скажу, да, ряд должностных лиц уже обратили на себя особое внимание отдела по противодействию коррупции.
- Госзакупки – золотое дно для хищений. Как много нарушений в нашем регионе в сфере закупок? Можно выделить какие-либо тенденции нарушения антикоррупционного законодательства при размещении аукционов?
- К сожалению, сфера государственных закупок остается одной из самых проблемных, причем не только в нашем регионе, но и в целом по стране. В этой сфере лазейки для коррупционных соблазнов достаточно высоки: это и хищения, и необоснованное завышение цен, вымогательство взяток, нарушения конкурентной среды с использованием различных преступных схем и иные злоупотребления. Поэтому работа прокуроров строится таким образом, чтобы все закупки проверялись, начиная от размещения аукционной документации до фактического исполнения государственного контракта. Прокуроры, не ограничиваясь формальным изучением документов, с привлечением контролирующих органов проводят обследования объектов закупки на предмет соответствия аукционной документации, проверяют достоверность определения начальной максимальной цены контракта. В прошлом году прокуратурой Омской области по нарушениям в сфере госзакупок было инициировано возбуждение трех уголовных дел, выявлено больше четырёх тысяч различных нарушений, более 130 человек привлечены к административной ответственности и более 700 к дисциплинарной ответственности. Если говорить о наиболее возмутительных случаях, то по материалам проверки Калачинской межрайонной прокуратуры в июле 2017 года возбуждено уголовное дело за хищение бюджетных средств по факту оплаты неоказанных услуг по отдыху и оздоровлению находящихся в трудной жизненной ситуации детей. Много вопросов вызывает сфера закупок медпрепаратов и оборудования для больниц.
- Как обстоят дела с защитой прав предпринимателей?
- За прошлый год прокуроры выявили более 5 тысяч нарушений, касающихся несоблюдения порядка организации и проведения контрольных мероприятий в отношении предпринимателей, порядка ведения единого реестра проверок, предоставления государственных и муниципальных услуг. Факты незаконных проверок юридических лиц являлись единичными и выявлялись в деятельности некоторых территориальных управлений надзорных органов и органов местного самоуправления. Виновные лица были привлечены по постановлениям прокуроров к административной ответственности. В этой сфере задача органов прокуратуры - не допустить избыточного давления на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов. Поэтому, чтобы лучше понимать проблемы предпринимателей, в прокуратуре области создан Общественный совет и рабочая группа по защите прав предпринимателей, деятельное участие в работе которых принимают представители общественных организаций и уполномоченный по правам предпринимателей. Нарушения порядка ведения Единого реестра проверок в 2017 году выявлялись в деятельности девяти органов государственного контроля, и связаны они были с невнесением в данный реестр сведений о проведенных проверках либо внесением неполных сведений. За допущенные нарушения 12 должностных лиц органов государственного контроля привлечены к дисциплинарной ответственности, пять – к административной.
- В каких контролирующих органах прокуратурой области выявлено больше нарушений. С чем это связано?
- Статистически наибольшее число нарушений прокурорами выявляется в Государственной трудовой инспекции и Государственной жилищной инспекции. Во многом это связано с тем, что именно этими надзорными органами проводится наибольшее число проверок и рассматривается наибольшее число обращений граждан.
- Сколько в 2017 году прокуратурой Омской области выявлено региональных нормативно-правовых актов и их проектов, противоречащих федеральным законам?
- Если говорить о региональном уровне, то в прошлом году прокуратурой области выявлены и оспорены порядка 130 незаконных правовых актов органов власти. Кроме того, прокуратурой области подготовлены свыше 100 замечаний и информаций на проекты нормативно-правовых актов. В целях совершенствования законодательства создана межведомственная рабочая группа, также прокуратурой области разработаны социально значимые законопроекты, направленные на совершенствование механизма контроля за соблюдением законодательства в области организации регулярных пассажирских перевозок; упрощение процедуры определения доходов и стоимости имущества семьи в целях признания граждан малоимущими; регулирования вопросов соблюдения установленных ограничений кандидатами на выборные должности органов местного самоуправления, а также ряд других.
- По требованию прокуратуры Омской области суд аннулировал свидетельства и карты маршрутов, выданные Минпромом Омской области нелегальным перевозчикам в 2016 году. Каким образом был проведен конкурс и как это стало известно прокуратуре?
- В 2016 году прокуратурой области в свете вступления в силу нового федерального закона об организации пассажирских перевозок проведена выездная проверка министерства промышленности и транспорта. Было установлено, что сведения для формирования реестра маршрутов предоставили несколько перевозчиков, у которых уже истекли сроки действия договоров. Закон обязывает в данном случае проводить новый открытый конкурс, но министерство выдало данным перевозчикам свидетельства и карты маршрутов без конкурсных процедур. Поэтому прокуратура обратилась в суд с заявлением об аннулировании выданных маршрутных карт. В настоящее время по 9 из 14 маршрутов уже проведены конкурсные отборы, однако работа эта затруднена в связи с оспариванием перевозчиками вынесенного судебного решения по пяти оставшимся маршрутам, и судебные процессы еще не окончены. Было выявлено много других нарушений, в том числе связанных с сокращением маршрутной сети и субсидируемых перевозок, и по нашему представлению виновные лица министерства были привлечены к дисциплинарной ответственности, о неудовлетворительной работе министра Белова неоднократно информировался губернатор. В итоге требуемые кадровые решения были приняты.
- Какие меры принимаются прокуратурой для восстановления прав участников долевого строительства в Омской области?
- Эта сфера находится в зоне особого внимания всех без исключения прокуроров. Мы хорошо понимаем, что пострадавшие дольщики оказались в крайне сложной ситуации во многом из-за неэффективной работы государственных контролирующих органов, которые своевременно не выявили и не пресекли нарушения в этой сфере.
Приоритетная для нас задача – обеспечить получение всеми обманутыми дольщиками полагающихся им квартир в максимально короткие сроки.
Прокуроры не наделены полномочиями по предоставлению земельных участков для строительства, не могут принимать решения о государственной финансовой поддержке в форме, например, субсидий для достройки проблемных домов, но мы активно взаимодействуем с региональными и муниципальными органами, которые такими полномочиями наделены.
Только в течение прошлого года губернатору области направлено 11 информаций с предложениями о выделении денежных средств из бюджета для завершения строительства «проблемных» домов, о включении домов, по которым имеются проблемы с завершением их строительства, в «дорожную карту» и по ряду других вопросов.
По инициативе прокуратуры области органами власти региона был разработан и с учетом наших замечаний в феврале этого года принят региональный закон, предусматривающий предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов инициатору масштабного инвестиционного проекта для строительства с условием передачи части жилых помещений в собственность гражданам, пострадавшим от действий застройщиков.
Прокуроры округов и районов непосредственно работают по каждому проблемному дому, лично встречаются с дольщиками, застройщиками, подрядчиками, ищут пути решения возникающих проблем.
С целью защиты прав граждан – участников долевого строительства органами прокуратуры области в текущем году организованы и проводятся совместно с Госстройнадзором Омской области проверки целевого использования денежных средств участников строительства четырех многоквартирных домов, возведение которых ведется слабыми темпами.
Не остаются без нашего внимания и вопросы привлечения виновных лиц к ответственности. В прошлом году возбуждено 67 дел об административных правонарушениях и четыре уголовных дела по материалам проверок органов прокуратуры. Но, повторюсь, основная первоочередная задача для прокуратуры – совместно с органами власти решить проблемы пострадавших дольщиков.
- По представлению прокуратуры Омской области суд отменил оправдательный приговор в отношении бывшего первого заместителя мэра города Омска Владимира Потапова и бывшего заместителя директора департамента имущественных отношений администрации города Омска Виктора Соболева. Какие доводы привела суду прокуратура?
- Государственный обвинитель в апелляционном представлении обратила внимание, что судом первой инстанции при вынесении оправдательного приговора была дана неверная оценка представленным стороной обвинения доказательствам, которыми подтверждается превышение Потаповым и Соболевым своих должностных полномочий. Указанные лица подписали с коммерческой организацией соглашение о содержании, текущем и капитальном ремонте объектов бесхозяйных тепловых сетей, акты расчетов по арендной плате, акты приемки услуг и акт сверки расчетов, приняв необоснованные бюджетные обязательства без наличия на то оснований. При этом согласно решению Омского городского Совета эти затраты должны засчитываться только в счет арендной платы. Все это послужило основанием для взыскания с муниципального образования город Омск и перечисления за счёт бюджета города Омска денежных средств на сумму более 82 млн рублей.