05:56, 15 мая 2018Аналитика3708
ИТОГИ НЕДЕЛИ: новый «майский указ» Путина, дамоклов меч омского транспорта и эквилибристика газовых монополистов
К чему приведет слияние ПАТП?
Минувшая неделя прошла под знаком громких новостей о слиянии омских автотранспортных предприятий. Сначала информация просочилась в виде слухов, затем мэрия официально подтвердила планы по реорганизации автобусного хозяйства. Действительно, ПП-7 и ПП-4, а также ПАТП №2 присоединяются к наиболее рентабельному ПП-8. Делается это якобы в целях сохранения муниципального транспорта в целом. При этом чиновники пообещали сохранить и трудовые гарантии работникам ПП, и качество перевозок для пассажиров.
Впрочем, всё пошло несколько не по намеченному плану. В седьмом ПП работники подали массовые жалобы в прокуратуру по поводу того, что их принуждают писать заявления на увольнения, при этом принятие в ПП-8 гарантировано далеко не всем. По разным оценкам, без работы могут остаться около 600 человек ИТР-специальностей. А в выходные и вовсе начали раздуваться инсайды о том, что 70% автобусов могут попросту пустить на металлолом. Впрочем, в самом департаменте транспорта эту информацию опровергают.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:
Очень сложно прогнозировать результативность принятых решений. Ведь даже оценивать сравнительную эффективность ПАТП на основе открытых данных проблематично – например, по некоторым сведениям, в ПАТП-7 тариф был ниже, чем в ПАТП-8, зато зарплата водителей, по признанию самого Вадима Кормильца, «на 500-700 рублей выше». Т.е., даже принятое уже решение с определенной точки зрения далеко не выглядит таким уж оптимальным даже сейчас, тем более сложно делать прогнозы относительно дальнейшего развития ситуации. Скорее всего, мы будем иметь дело с кратковременным улучшением ситуации, которое тем более совпадет с объективным летним спадом объема перевозок (главное тут для департамента будет - обеспечить дачные маршруты).
Путин определил вектор развития России на ближайшие шесть лет
Вскоре после инаугурации президент России Владимир Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Документ уже окрестили новыми «майскими указами».
Главная задача — повысить благосостояние россиян, обеспечить развитие и процветание страны. Увеличение продолжительности жизни, рост рождаемости, сокращение бедности — Россия в обозримом будущем должна превратиться в привлекательное место для жизни. Отсюда следуют и требования главы государства по улучшению здравоохранения и образования, абсолютно иная комфортность городской среды. Темпы роста экономики должны быть выше мировых. Уже в октябре новое правительство презентует президенту разработанные согласно его указу национальные проекты, которые обеспечат реальный прорыв в качестве жизни россиян.
В целом, новый «майский указ» почти полностью соответствует президентскому посланию в Манеже (за исключением последней, но самой запомнившейся многим военно-технической части). При этом очевидно, что, во-первых, для реализации всех положений указа должны быть изысканы источники ресурсов, а, во-вторых, на кого-то должна лечь ответственность за первые, самые непопулярные действия по подготовке к генерации данных ресурсов.
Недавние заявления Дмитрия Медведева о том, что в ближайшее время приступит к законотворческому этапу повышения пенсионного возраста, свидетельствуют о том, что подобную ответственность в сложившейся ситуации возьмет на себя именно он.
Следовательно, в отличие от прошлых майских указов, «поставивших под козырек» губернаторов, нынешний, в первую очередь, поставит в аналогичную позицию правительство. При этом кабмин по ключевым вопросам еще и берется Администрацией президента на режим ручного управления. Таким образом, после получения подобной «дубинки» можно будет привлечь к более эффективной генерации нужного для развития объема ресурсов не только госкорпорации, но и оставшийся «невовлеченным в путинскую повестку» олигархат.
Комментировать, как регионы будут отрабатывать заявленную нагрузку, можно будет только после того, как правительство сверстает планы по реализации указа. Если в статистических данных останется лазейка, вроде той, которой прошлый омский министр образования пользовался при решении вопроса об обеспечении детей местами в детских садах, то регионы в силу своего разумения неизбежно будут пытаться прямо или косвенно «улучшать показатели». Но пока все выглядит так, словно в первую очередь указ нынешнего года подготовлен с прицелом дисциплинировать не столько регионы, сколько для того, чтобы сделать из федерального правительства эффективную «дубинку» по достижению поставленных целей.
Отметим пункты документа, которые прямо или косвенно отразятся на жителях Омской области. Например, эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов. Поставленный ориентир резко повышает ответственность региональных властей за всю дальнейшую схему обращения с отходами в регионе. Единственный стратегически верный путь – поиск долгосрочного инвестора для строительства крупного мусоросортировочного завода.
Что касается несанкционированных свалок, то, напомним, что Омская область фактически лидирует по их числу за Уралом (20% от общего числа в СФО). Формальной ликвидацией их в черте городов обойтись явно не получится, и от нового профильного министра потребуется программа не только по устранению выявленных свалок, но и по систематическому предотвращению их появления в дальнейшем. Заметим, что, вообще, с учетом масштаба поставленных президентом экологических задач, новый министр должен оказаться человеком достаточно уникальным.
Напрямую Омск фигурирует в разделе указа касаемо комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Наш город, во многом, попал в президентский список благодаря последним скандалам, в т.ч. с относительно безвредным этилмеркаптаном. А вот Иртыш, например, в аналогичный список рек, чья водоохранная зона должна быть очищена, почему-то не включен. Т.е., опять же, нужно говорить о том, что в регионе необходимо экстренное создание системы комплексного экологического оздоровления, включающего, в том числе, и поставленные президентом задачи. Без подобной системы сами по себе задачи эти можно решать бесконечно, ничего не добившись.
Обозначенный целевой показатель снижения объема выбросов «до допустимого уровня» может быть достигнут только двумя путями: ужесточением экологического контроля над действующими предприятиями (их дальнейшей модернизацией, усилением их ответственности), с одной стороны, и улучшением структуры выбросов двигателей внутреннего сгорания, с другой.
Относительно предприятий – речь идет об их, в целом, более высокой заинтересованности в работе в регионе. Пока сам менеджмент холдингов не будет жить в нем вместе с семьями, никакой реальной заинтересованности в этом отношении ждать не приходится. Следовательно, нужна максимально тоталитарная система проверок и предельно жесткая линейка экологических штрафов, превышающих любые необходимые расходы на природоохранные мероприятия. По второму пути нужна комплексная система развития городского общественного пассажирского электротранспорта (еще лучше – метро) и скорейший перевод транспорта (прежде всего общественного) на газомоторное топливо, для чего Омск имеет максимальный потенциал. Однако, судя по последним событиям в отношении городских ПАТП, рассчитывать на подобный вариант развития ситуации особо не приходится.
… сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений (черные лесорубы)
В общем-то, неплохо было бы добиться того, чтобы сами наказанные черные лесорубы и восстанавливали вырубленные ими лесные массивы. Другой вариант – принуждение структур, стоящих за ними, к тому, чтобы они финансировали данные работы, но для этого на подобные структуры еще должно выйти следствие.
… доведение в крупнейших городских агломерациях доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяжённости до 85 процентов;
Вопрос только в одном – подходит ли Омск к категории «крупнейшей городской агломерации». Пока все агломерационные процессы и финансирование соответствующих процессов проходили мимо города. Очередной повод задуматься над созданием реальной «омской агломерации».
…доведение норматива зачисления налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от акцизов на горюче-смазочные материалы до 100 процентов
Не исключено, что, речь может идти об уплате акцизов по месту потребления ГСМ, а не их производства. Если это и правда так – то омский региональный бюджет может даже сильно потерять, здесь уже более точно будет оценка областных финансовых ведомств.
… модернизации региональных и муниципальных театров юного зрителя и кукольных театров путём их реконструкции и капитального ремонта
Наконец-то появляется шанс провести реконструкцию омского ТЮЗа без отдачи его в разного рода спорные многолетние «концессии» и без фактической утраты потенциально мощнейшего центрального культурного объекта региона.
… увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в полтора раза, до 180 млн. тонн;
На самом деле, во-первых, речь идет о пропускной способности, а не об объемах перевозок. А, во-вторых, даже если эти объемы вырастут в соответствующей пропорции, речь идет прежде всего о грузопотоке, а не о пассажиропотоке. Что же касается последнего, то пока все идет к тому, что до конца сентября на федеральном уровне будет утвержден и получит финансирование высокоскоростная магистраль Екатеринбург-Челябинск с выходом на Астану, что надолго закоротит железнодорожный пассажиропоток из ЕС в Китай в обход Транссиба.
Для примера: другая новость о развитии транспортной инфраструктуры, напрямую касающаяся Омска, тоже совершенно не заинтересовавшая местные СМИ - информация казахстанских источников о том, что Китай предлагает совместную перевозку грузов по Иртышу.
...Но в Омской области, во-первых, должность министра транспорта, который мог бы участвовать в соответствующих процессах, давно вакантна, а, во-вторых, при ее нынешнем функционале едва ли он все равно мог бы что-либо предпринять. На этом фоне особенно хорошо понятно, почему омские власти хронически не могут воспользоваться возможностями для развития региона.
… реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов и расширения сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя Москву, до 50 процентов от общего количества внутренних регулярных авиационных маршрутов
Пока заявленные переговоры с инвесторами «Федоровки» окончились ничем, даже несмотря на то, что сотрудники правительства публично намекали им на то, что согласны на закрытие Омск-Центрального. Что же касается поставленного президентом целевого показателя, то для галочки его можно достигнуть и перевозками омичей через тот же Новосибирск – ведь формально они в любом случае будут развиваться мимо Москвы. Речь идет о том, что омские власти теперь особенно активно должны лоббировать исполнение майского указа Путина даже не по букве, а по духу закона – а именно, добиваясь федеральной помощи региону в развитии его собственной аэропортовой инфраструктуры.
Компаньон Голушко чувствует развязку «газового дела»?
Очередные подробности прояснились в «газовом деле», связанном со структурами, близкими Сергею Калинину и Андрею Голушко. По данным следкома, озвученным после запроса на сайте на сайте «Город55», ущерб пока оценивается в 614 млн рублей. Параллельно «холодным душем» закончилось разбирательство в Верховном суде – высшая инстанция наотрез отказалась пересматривать решения ФАС, которые существенно урезали тарифы для омских газовых монополистов.
Нехотя Калинин высказался по этому поводу, заявив, что Омск от действий регулятора потерял 150 млн по инвестпрограмме и порядка 100 млн рублей – налогами. А обозначенные силовиками суммы и вовсе предприниматель назвал «эквилибристикой».
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: Во-первых, озвученная впервые на неделе сумма в 614 млн руб. складывается только из ущерба, нанесенного в 2014-2016 гг. Учитывая, что те же схемы действовали и позднее, становится понятным, откуда набежал тот самый 1 млрд, о котором негласно шла речь до последнего времени. Эквилибристика тут может исходить исключительно со стороны самого Сергея Калинина, который словно бы «торгуется» за цифры (и вполне понятно, почему).
Во-вторых, речь ведь идет только о прямом ущербе, нанесенном потребителям за счет некорректных тарифов, ранее защищенных через РЭК выходцами из самого «Горгаза». Никакой инвестиционной составляющей, об утрате которой заявляет Калинин, данные статьи тарифа даже теоретически не затрагивали. Логически мысля, можно предположить, что ХК «Акция» планирует вложить в газовую инфраструктуру названные инвестиции в объеме 150 млн руб.? При этом очень любопытна схема, по которой Акция может попытаться уйти от возвращения потребителям 614 миллионов – хотя априори ясно, что, вероятнее всего, может быть запущено искусственное банкротство под предлогом обеспечения бесперебойного газоснабжения.
Активная позиция самого Калинина и отказ от комментариев его «старшего товарища» Андрея Голушко объясняется просто: формально Голушко давно не имеет ко всему происходящему никакого отношения, а Калинин год за годом фиксирует рекордные личные доходы. Складываются они, возможно, как раз из «газовой» зарплаты. Вероятно, депутат ЗС и не стал бы лишний раз будоражить электорат астрономическими доходами. Но информация, вполне возможно, предназначена не столько избирателям, сколько представителям банковской сферы. Для получения под гарантии высоких доходов крупных кредитов. Таким образом, именно ему, возможно и придется расхлебывать кашу и с кредитами, и с судебными решениями. Компаньон Голушко же, как обычно, может оказаться ни при чем.
Минувшая неделя прошла под знаком громких новостей о слиянии омских автотранспортных предприятий. Сначала информация просочилась в виде слухов, затем мэрия официально подтвердила планы по реорганизации автобусного хозяйства. Действительно, ПП-7 и ПП-4, а также ПАТП №2 присоединяются к наиболее рентабельному ПП-8. Делается это якобы в целях сохранения муниципального транспорта в целом. При этом чиновники пообещали сохранить и трудовые гарантии работникам ПП, и качество перевозок для пассажиров.
Впрочем, всё пошло несколько не по намеченному плану. В седьмом ПП работники подали массовые жалобы в прокуратуру по поводу того, что их принуждают писать заявления на увольнения. Люди опасаются потерять работу. Однако в самом департаменте транспорта эти сомнения не разделяют.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.
Перейти к другим новостям из категории «Аналитика»Читать все омские новости
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!