- Александр Николаевич, весной принято подводить окончательные итоги по работе в прошлому году. Каким выдался 2017 год для научно-производственного объединения «МИР» и какие планы на 2018 год?
- Мы используем лучший опыт царской и советской России, а также внедряем ведущие мировые практики. Ведь только СССР был лидером промышленности в нише. То, что сейчас делает Китай, в Советском Союзе делали до 1991 года. Именно там родились научно-производственные объединения. При этом в одном месте концентрируется наука и производство. Несколько НПО в Омске удалось сохранить.
Наши успехи доказываются патентами. Среди них есть уникальные, которые сейчас используются в программе модернизации российской энергетики. Вообще сейчас выстреливают те, у кого есть уникальные разработки. Правительство запускает эту программу, а у НПО «МИР» есть, что предложить в области решений для учета, управления и связи. Понимаем, что западные технологии сейчас будут закрыты из-за санкций.
- У вас уже не импортозамещение, а импортоопережение?
- Я бы не сказал. Мы не тягаемся со всем миром. Стараемся идти параллельно и не отставать. Признаюсь, мы берем иностранные микросхемы. Но это всего лишь кирпич, из которого еще надо много что построить.
- Принято считать, что отечественные решения не такие дешевые и быстрые, как китайские аналоги.
- Мы как-то столкнулись на тендере с китайцами. Их компаниям китайские банки компенсируют все убытки от снижения цен в случае победы в тендере. У нас такой роскоши нет.
В Киргизии в тендере на закупку приборов учета участвовали компании из 10 стран мира, в том числе китайские. Так НПО «МИР» сравнялся в цене с четырьмя китайскими фирмами из пяти. Для нас это было достижение. Победителем тогда признали фирму, которая упала ниже себестоимости, поскольку им помогают банки.
Когда-то мы напрямую покупали китайские микросхемы. Они работают, но 20 % идет в отказ. Но сейчас в Китае растет уровень жизни, и они нас уже догнали по зарплате. Растет и качество продукции. Думаю, что цена на китайскую продукцию будет только расти, потому что хорошее стоит денег.
- На какие рынки сейчас ориентировано ваше предприятие, прежде всего?
- Это Россия. И с Казахстаном складываются тоже хорошие отношения. Нам этого достаточно. Отмечу, что сейчас в нашей отрасли всем не хватает мощностей. Мы пытались еще до санкций зайти на европейские рынки, но они очень хорошо защищаются. Особенно Германия. Это все сказки, что там открытые рынки. Например, наши счетчики не хуже, а где-то даже дешевле, но европейцы защищают своего производителя.
- Ваши приборы телемеханики, учета электроэнергии и программные средства востребованы в первую очередь крупным бизнесом?
- Большая часть заказов приходится на нефтяные компании. Сейчас и сетевые компании России проявили заинтересованность. Значительная часть продаж идет туда. Кстати, два года назад появился рынок «умных» счетчиков электроэнергии. За это время, используя наш научный потенциал и наработки, мы догнали всех основных производителей. По качеству и цене даже обошли. У нас 0,02 % отказов идет по счетчикам. В Омске оборудование НПО «МИР» представлено на предприятиях «Омскэнерго». Наше качество позволяет давать и пожизненную гарантию на приборы.
К сожалению, в России не понимают, что кроется за этим. Это высокая культура производства, надежность и отлаженный управленческий механизм.
- Кроме опыта каталонских экономистов из Барселонской школы, что перенимали в НПО «МИР»?
- Конечно, опыт Toyota. У японского автопроизводителя каждый работник предлагает свои варианты улучшения производства. 90 % сотрудников там представляют свои предложения.
10 лет назад на НПО «МИР» лишь 2-3 % работников что-то предлагали. Используя уникальные русские инструменты, мы довели этот показатель до 85 % в 2017 году. В этом году будет 90 %, и мы догоним Toyota, которая шла к этому 50 лет. Почему у нас такой рывок? Потому что мы изучаем свою историю и культуру. У нас есть свои гении в истории, такие как Суворов, которые подсказывают нам, как ставить большие цели и достигать их. У нашего народа очень хорошие мозги. Если ему задать хорошую цель, то тогда он будет работать как реактивный двигатель.
- Какие цели и задачи у НПО «МИР»?
- Цели у нас установлены в области лидерства и в области финансов. Их знает каждый сотрудник. Это позволяет снижать затраты и повышать качество. Наличие целей очень важно. В СССР была цель – строительство коммунизма. Сейчас, на мой взгляд, цели у страны нет. Отсюда все проблемы. Человек без цели – никчемный и никому не нужный.
Цель важнее денег. Сначала нужно что-то сделать, а потом уже получаются деньги. Сейчас же деньги идут впереди всего, а так не бывает. Деньги можно и в кредит взять в банке, правда отдавать потом придется. Когда-нибудь Россия вернется к постановке цели.
- Почему выбрали Toyota в качестве примера? У них автомобили, у вас – счетчики?
- Это один из ярчайших примеров производственников в мировой истории, которые достигли вершин. Обогнали всех своих конкурентов и в технике, и в прибыли благодаря своим наработкам в области управления. Мы начали перенимать опыт Toyota еще до того, как в России появились японские заводы. Но вскоре стало понятно, что для полного воплощения их идей надо быть японцем. В России другая специфика, другие взгляды на жизнь, другая культура. Так мы нашли в нашей истории великого полководца Александра Суворова.
- Как при японском опыте и русских принципах на НПО «МИР» стали внедрятся идеи Александра Суворова?
- Это было необходимо. В целевом управлении японцы нам не учителя. Они живут на острове, а у нас вселенское мышление. По военной науке Александр Суворов первый в мире. У него ни одного проигранного сражения. Суворов творил чудеса, управляя людьми. В меньшинстве побеждал против 100-тысячной армии турок. Он так мобилизовал людей, что они были лучшими воинами в мире. А если у тебя сотрудники лучшие в мире? Вот и мы, люди гражданские, обратились к опыту Суворова-управленца. За несколько лет изучения мы взяли очень многое. Сейчас даже книга есть «Менеджмент по Суворову», написанная известным тренером Вячеславом Летуновским. В ней очень хорошо расписан опыт, который применятся в НПО «МИР». Выдерживает он, кажется, уже четвертое переиздание. И в качестве благодарности нашему учителю на территории предприятия установлен памятник Суворову, второй в России за Уралом.
- Так все-таки, какая цель у НПО «МИР»?
- Плакаты с целями НПО «МИР» размещены при входе в Управление и на Завод. Целей две: одна из них посвящена лидерству в создании автоматизированных систем для нефтяных и электросетевых компаний, другая – повышению производственных показателей.
- Как можно посчитать лидерство?
- Сложно, но возможно. Это сколько у тебя патентов и с кем ты работаешь. Мы работаем со всеми нефтяными компаниями Западной Сибири. Это «Лукойл», «Газпром Нефть», «Роснефть», «Славнефть» и другие. Наши приборы и системы установлены на 80 % объектов энергетики у нефтяников.
- Хотите стать монополистом?
- Этого Бог не даст. Такого не бывает ни в России, ни в мире. Надо соревноваться, надо чтобы были достойные противники. В бою надо показывать свои результаты. В России есть у нас противники. Они на нас свои приемы оттачивают, мы – на них (смеется). Как бы Суворов стал воином, если бы не воевал? (смеется).
- Православие как помогает в вашем деле?
- Это наша кровь, наша душа. В СССР этого не было, поэтому Союз и рухнул. Это уникальный случай в истории, когда империя рухнула без войны. Обычно империи кто-то захватывал.
Как бы мы не хотели, но Православие формировало черты народного характера на протяжении 1000 лет русской истории. Понятие о хорошем и плохом, о добре и зле, о правильном и неправильном, впитываемые каждым из нас с детства, укоренены именно в Православии. Невозможно быть хорошим управленцем в России, не учитывая этого простого факта.
Интересна и царская Россия своим опытом меценатства, хозяйского отношения к делу и отеческого – к работникам. Прекрасные примеры титанов русского предпринимательства Путилова, Абрикосова, Морозова, Рябушинского.
- Каковы цели создания нового приборостроительного завода НПО «МИР»?
- Нам предстоит поднять количество выпускаемых приборов в три-четыре раза за год. Было 45 тысяч единиц, будет 140. Мы широко используем кооперацию, поэтому производство очень гибкое и легко масштабируется. Наряду с приборами учета завод будет выпускать оборудование для использования в проектах «цифровых электросетей».
На открытие завода приехали руководители города и области. Хотелось показать сотрудникам, что их труд ценят. Новый завод – это подарок Родине. Стране сейчас нужна «Цифровая Россия». Повторюсь, западные технологии закрыты, но нам не привыкать. 70 лет были в изоляции. Такие вещи создали, что мама не горюй.
- Подарок Родине бескорыстный?
- Страна ставит задачи по цифровизации. Мы получаем заказы. Правительство не дает денег на приборостроительные заводы. Их мы строим сами. На этих объемах растем и развиваемся. На 20-30 % увеличили штатную численность сотрудников. Численность предприятия – 500 человек, из них 300 инженеров. По некоторым направлениям это сильнейшие специалисты в России.
- В правительстве Омской области сейчас на открытом конкурсе ищут министра промышленности, транспорта и инновационных технологий. На ваш взгляд, чего сегодня не хватает омской промышленности?
- Мне кажется, что сейчас идет умышленная дезинформация о промышленном потенциале Омска. Люди просто не знают, где они живут. Заводы в частных руках или в вертикально интегрированных холдингах. Они сами должны все решать. Что за них порешает правительство Омской области?
Виктор Белов как глава Минпрома неплохо работал. Можно такого специалиста пожелать. Последний министр промышленность Александр Докучаев работал недолго, поэтому ничего не могут сказать. Наверное, найдут кого-нибудь (смеется).
Омск – центр промышленности страны. Москва и Санкт-Петербург выпускают незначительную продукцию. Ханты-Мансийск сидит на трубе, заводов у них нет. Сургут – то же самое. Урал идет после нас, потому что все машиностроение осталось у нас. 12 военных предприятий в городе были и есть. Это скрывают, хотя никакой тайны здесь нет.
Тюмень никогда и не была промышленным городом. У нас здесь центр приборостроения, и все молчат об этом. Шесть приборостроительных заводов, наш – седьмой. Такого нет нигде в Сибири или на Урале. А у нас есть нефтеперерабатывающий завод. Говорят сейчас только о проблемах и молчат о достижениях. Не бывает только все плохо.
Людям надо объяснить, что они живут в промышленно развитом центре России. Не надо стесняться. Мы страну кормим. Еще один пример: из всей страны только две фирмы совместно ведут крупный проект по новому направлению в одной из крупнейших в России межрегиональных распределительных сетевых компаний АО «Тюменьэнерго». Это омичи - мы и «Таврида Электрик Омск».
- Каких кадров не хватает омской промышленности?
- Программистов, как и везде. Может, управленцев не хватает. Они в Москву сбежали, в столице плетутся за Западом. В действительно новые технологии их никто посвящать не станет. В вузах необходимо развивать связи с предприятиями. В перспективе мы можем открыть собственную кафедру. Вот говорят из Омска уезжают. А сколько уезжает из Новосибирска и Тюмени, со всей Сибири и Дальнего Востока? Про это мы не говорим, только про Омск – либо плохо, либо ничего. Мне кажется, что и СМИ, и горожане сами культивируют нездоровую атмосферу уничижительного отношения к городу,. Поверьте, у нас есть много хорошего и масса возможностей и для заработка денег, и для улучшения жизни вокруг. В столицу уезжают, а там производства нет. Чем управлять? В Китай и Японию надо ехать учиться, где дисциплина и традиция есть, а едут туда, где только деньги. Как личность и специалист ты в столице заканчиваешься.
- Какие ваши наработки можно внедрить на других омских предприятиях?
- Целевое управление и работа над снижением затрат. Это дает большую прибыль. Как русские предприниматели мы занимаемся благотворительностью. Молодым мамочкам мы платим пособие до трех лет. Десять тысяч на ребенка ежемесячно. У кого трое детей и больше, выплаты еще выше. Хорошая практика, которую смело можно брать на вооружение на других омских предприятиях.
- Говорят, что по вашей инициативе улица, на которой располагается НПО «МИР» стала называться Успешной?
- Нет, это не так. Когда мы сюда заехали было всего две улицы с хорошими названиями – Зеленая и Успешная. В генплане этим улицам лет 40. Мы брали пустой участок, а улица нас мало интересовала. На месте завода была свалка. Нельзя сказать, что так удачно совпало. Совпадений и везения в жизни не бывает. Все заслужено. Бог дает по нашим делам. Удача – это сказки для 15-летних. Успех приходит через труд, молитву и почитание старших.
- У проходной завода стоит памятник Александру Суворову.
- Это наш учитель в управлении. Его называли Генералом Победы. Делюсь с вами секретом, если хотите быть победителем во всех направлениях, то будьте суворовцем. Суворов учит только побеждать. Никакой обороны. Полководец знал русский характер, наши сильные и слабые стороны. От Урала до Дальнего Востока кроме нашего памятника есть только одна скульптура Александра Суворова в Новокузнецке. И все! К своим героям так относиться нельзя. Говорят, Александр Васильевич будет святым, но тут как Бог даст. И в окончании беседы я хочу пожелать читателям хорошего настроения и достижения высоких целей.