- Андрей Яковлевич, много шума наделала Ваша инициатива по созданию региональной авиакомпании.
- На самом деле, это предложение прозвучало уже одним из последних и далеко не самых первоочередных мер. Мы обсуждали вопрос, что неплохо работают меры по поддержке межрегиональных перелетов. Например, Омский аэропорт за счет собственных средств в течение полугода субсидировал рейс на Новосибирск. Авиакомпания была освобождена от платы за наземное обслуживание на 90 %. Каждый месяц это стоило аэропорту около 1 миллиона рублей. Зато рейс состоялся и набрал себе постоянных пассажиров. А потом размер субсидии уменьшили, но рейс все равно остался рентабельным даже после отмены мер поддержки.
Предложение нашего комитета – включить данный вопрос в план работы правительства Омской области. Межрегиональные перелеты необходимо развивать. У омичей есть потребность летать во многие соседние города альтернативно поездкам на РЖД, особенно деловым людям. К сожалению, такие рейсы обычно сразу прибыльными не становятся, поэтому их необходимо субсидировать. За субсидиями надо обращаться в федеральный Минтранс, а также добавлять средства за счет областного бюджета. На самом деле не такие уж и большие суммы получатся. А эффективность для аэропорта возрастет. Нам надо увеличивать пассажиропоток. Чем он выше, тем более привлекателен для авиакомпаний. И вот тогда возможно и будем приглашать какую-нибудь авиакомпанию базироваться в Омском аэропорту. В большинстве соседних с нами городах-миллиониках есть базовые авиакомпании, хотя это и не очень близкие перспективы. Собственно, с предложениями по субсидиям мы и обратились к Губернатору Омской области. В минувший четверг на заседании Законодательного собрания вопрос комитета по собственности в числе других задан Губернатору. Также в числе вопросов был вопрос и депутатской фракции «Единая Россия» о судьбе «Омск-Федоровки».
- Проект «Федоровки» не осуществим?
- Может быть, когда-нибудь к нему вернутся. Мы упустили возможность получить федеральные деньги, когда они были заложены в программе федерального Минтранса. 4 млрд рублей можно было пустить на развитие омского аэропорта. 2017 год оказался упущен, и правительство России в начале 2017 года сняло эти деньги. Всю работу теперь надо начинать заново.
В действующем аэропорте надо удлинять взлетную полосу, ограждение менять – оно вообще нормативу не соответствует. Нужны вложения в навигационное оборудование. В плачевном состоянии находится международный терминал. Вы знаете, что грузовой терминал «Омск – Центральный» находится не на его территории? А грузовые авиаперевозки – это самостоятельное и довольно доходное направление аэропортового бизнеса. А вот строить на своей территории аэропорт не имеет права. По большому счету, аэропорт даже не владеет землей, на которой находится - 600 гектаров принадлежат Российской Федерации. 4 млрд рублей инвестиций в «Омск – Центральный» дали бы больший эффект, чем «Федоровка». А создание собственной авиакомпании – мечта завтрашнего дня.
- Что, на Ваш взгляд, необходимо для развития омской промышленности?
У Омской области огромный промышленный потенциал. Серьезно развита нефтехимическая и оборонная промышленность. Но если данные отрасли представлены крупными предприятиями, то хочу сказать, есть много промышленных производств, относящихся к категории субъектов малого и среднего бизнеса, как, например, наше предприятие. К большому сожалению, омичи не всегда знают, что таких предприятий много, и ими можно и нужно гордиться. Мне как руководителю предприятия и как депутату кажется несовершенной наша налоговая система – наиболее значимые налоги собираются централизованно, а потом начинается процесс их перераспределения вниз. У местных властей нет возможностей через налоги стимулировать бизнес, а ведь развитие бизнеса – это в первую очередь их интерес.
- Министерство промышленности Омской области в нынешнем виде необходимо?
- Я бы видел формат министерства транспорта и инфраструктуры. Вопросы промышленности передал бы в министерство экономики.
- Андрей Яковлевич, расскажите о своем промышленном предприятии. С какими показателями Западно-Сибирский металлургический комбинат завершил 2017 год и каковы планы предприятия на будущее?
- Завод сейчас занимается свинцовыми и алюминиевыми сплавами. За прошлый год выпустили более 8000 тонн сплавов. На предприятии работает около 200 человек, состав персонала – это специалисты, инженеры и просто рабочие. Коллектив стабилен. Наши потребители – в основном отечественные компании, но мы также работаем и на внешних рынках. Есть положительный опыт сотрудничества с трейдинговым подразделением японского концерна Mitsubishi. Внутри страны основные наши потребители - это производители аккумуляторных батарей, патронные и кабельные заводы.
- На Вашем предприятии сказались западные санкции, введенные в отношении владельца «Русала» Олега Дерипаски?
- Наше предприятие нельзя, конечно, сопоставлять с «Русалом», в котором трудится около 60 000 человек. Но тем не менее санкции против «Русала» сработали в плюс на рынок алюминия. Алюминий подорожал. Западные партнеры потом сами заморозили решение по «Русалу». Нельзя так просто отказаться от российского алюминия, доля которого в мире велика.
- Есть идеи по диверсификации Вашего бизнеса?
- Мы начали несколько строительных проектов. Работаем в сфере промышленного строительства. Сейчас «Газпромнефть» проводит крупную программу модернизации, где мы тоже принимаем участие как одни из подрядчиков.
- Есть желание заняться жилищным строительством?
- Да. Мне кажется, что должна появиться ниша по-настоящему доступного жилья. Только не надо строить совсем ультрабюджетное жилье. Хочется строить для молодых семей, которые бы могли улучшить жилищные условия за счет подъемной ипотеки. Это наши планы на 2019 год.