На минувшей неделе стали известны результаты министерских конкурсов. Собеседования провели с 43 кандидатами после тестирования на знание нормативно-правовых актов. Комиссия рекомендовала временно исполняющему обязанности губернатора Омской области Александру Буркову назначить министром промышленности главу Горьковского района Андрея Посаженникова и министром природных ресурсов - депутата екатеринбургской городской думы от «Справедливой России» Илью Лобова.
Отбор на должность министра строительства признан несостоявшимся. Члены комиссии пришли к выводу, что достойных кандидатов среди заявившихся нет. Поиск будет продолжен среди руководителей отраслевых предприятий. Как пояснил первый вице-губернатор Валерий Бойко, министру строительства в первую очередь необходимо запустить в действие программу капитального ремонта - в области велика доля ветхого и аварийного жилья. Также необходимо проработать и реализовать программу по обеспечению жителей качественной питьевой водой
Екатеринбургская городская дума лишит депутатских полномочий Илью Лобова на заседании 5 июня, а сам он уже 2 июня уехал из Екатеринбурга. Его кандидатуре еще предстоит пройти утверждение в федеральном министерстве, только после этого будут подписаны бумаги о его назначении в правительство Омской области.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:
Конкурсная процедура пока до конца не отработана, хотя в сравнении с предыдущими попытками аналогичного отбора безусловно является шагом вперед. По большому счёту, законодательства, которое бы регламентировало ее, не существует, поэтому все вопросы по поводу непрозрачности, раскрытия состава участников и т.п., не могут быть признаны объективными. Любые требования к персональным данным конкурсантов и любые «фильтры» точно были бы опротестованы прокуратурой. Правда, выглядел конкурс по факту, действительно, скорее как легитимизация заранее отобранных кадровых вариантов, а не как объективный поиск. Но при этом организаторы конкурса, безусловно, отработали его профессионально. Внимание же к нему, во-первых, было сформировано благодаря ожиданиям, озвученным в ходе встречи губернатора и Владимира Путина, а, во-вторых, в результате привлечения внимания к подобным конкурсам на двукратных процедурах выборов мэра в прошлом году.
Приход Лобова, вероятно, был прогнозируемым в связи с его давним знакомством и работой с Александром Бурковым на базовой электоральной территории врио. Кроме того, Лобов активно вел пиар-кампанию накануне процедуры отбора, хотя даже в этом смысле действия Сергея Костарева выглядели более адекватными ожиданиям омской аудитории. Во многом заявления Лобова о снижении выбросов на 20% являются популистскими и невыполнимыми, но в любом случае региональным властям придется выполнять положения майского указа Владимира Путина, требующего резко снизить остроту экологической обстановки в Омске.
Лобов мог быть не единственным вариантом, и его первые комментарии по ходу конкурса говорят о том, что он относился к нему чуть ли не легкомысленно. Но видимо желание укрепить команду старыми знакомыми кадрами в итоге возобладало, и тут врио губернатора вполне можно понять. Хотя, с другой стороны, все министерства, где идет подбор кадров, нуждаются не только в командных игроках, но и в профессионалах, которым не нужно времени для раскачки. Остается только надеяться, что потенциал того же господина Костарева будет использован в режиме аутсорсинга, и это тоже может стать своего рода косвенным итогом прошедших конкурсов.
Что касается минпрома, то ведомство прежде всего должно быть избавлено от функционала организации пассажирских перевозок и сконцентрироваться на собственно решении проблем развития отрасли. Поэтому согласиться с планами снижения статуса минпрома до главного управления никак нельзя. Напротив, министру промышленности сейчас нужно значительное расширение полномочий в собственной сфере, иначе повлиять ни на вертикально интегрированные холдинги, ни на создание в регионе условий для промышленного роста, в целом, на данной должности не сможет никто.
Данная задача не может эффективно решаться, пока министра в любой момент могут снять за очередной транспортный кризис, никак от него, в общем-то, не зависящий. Напомним, к примеру, что директора «Омскоблавтотранса» даже назначает минимущества, не консультируясь с минпромом. А тем временем индекс промышленного производства в регионе с начала года вновь демонстрирует снижение после некоторой стабилизации в 2017 году.
Аналогичная ситуация складывается и в сфере строительства - по итогам 2017 года там был зафиксирован спад на 40% по региону и почти на 50% - по Омску, а с начала 2018 года ситуация не только не улучшилась, - напротив, спад составил по региону еще почти 40% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Напрямую это к промышленности отношения не имеет, но известно, что одно место в строительной сфере обеспечивает пять в других отраслях, т.е., и минпрому в данном отношении есть, чем заняться.
Все эти факторы резко усложняют задачи, которые стоят перед будущим министром строительства. Должность эта в сложившихся условиях является заведомо расстрельной с профессиональной точки зрения. Министр еще и непосредственно влияет на самые финансово емкие проекты и сферы, а назначение происходит как раз на старте строительного и ремонтного сезона, не говоря уже про трижды объявленный конкурс на регионального оператора на рынке ТБО. В целом, выглядит неплохой идея назначения на должность Александра Фрикеля, нынешнего и.о. главы минстроя.
По данным на конец мая 2018 года, ситуация сложилась катастрофическая. Всего в регионе засеяно чуть больше 1 млн га, в то время как в 2017 году на этот же период - 2,386 млн га. Больше всего пострадали от непогоды север и запад Омской области, получше ситуация на юге региона: в Русско-Полянском, Шербакульском, Одесском районах выполнено 50% от плана. В Калачинском районе посеяли рекордные 60%.
Что касается конкретных культур, омские аграрии не успели посеять как традиционные пшеницу и ячмень, так и сою, и лен масленичный. Аналогичная ситуация с кукурузой и подсолнечником на силос.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:
Введение ЧС, безусловно, своевременная мера и для производителей, и для самого регионального бюджета, который не может постоянно компенсировать потери аграриев (вспомним, какой финансовой брешью обернулась для него в прошлом году АЧС). Режим ЧС позволяет претендовать на федеральную поддержку, что не даст многим сельхозпроизводителям разориться. Но прямых потерь региона от снижения экспортного потенциала и косвенного удара в виде роста цен на сельхозпродукцию и дефицита фуражных кормов никакой режим ЧС не отменит.
Также федеральный центр мог бы воздействовать на поставщиков ГСМ, от которых положение аграриев зависит чуть ли не сильнее, чем от погоды. Косвенно могут помочь рынку протекционистские действия властей Казахстана, которые собираются запретить ввоз российских ГСМ. В этом случае на рынках российских приграничных регионов может сложиться избыток предложения и региональным властям легче будет вести с нефтепереработчиками диалог о выделении квот на посевную (хотя тут им уже вряд ли удастся успеть), и, во всяком случае - на уборочную.
В целом можно констатировать, что департамент образования не имеет ни полномочий, ни ресурсов для решения проблемы справедливой оплаты труда работников образовательных учреждений. Он работает в рамках тех бюджетных ассигнований, которые ему предоставлены депутатами – главным образом областными. Финансовые обязательства муниципалитета в отношении учреждений дошкольного образования, общего образования сводятся к содержанию зданий и оплате коммунальных услуг. Обеспечение прочих требований является обязанностью региона. Департамент образования выступает в отношении «зарплатных» денег оператором.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»
На самом деле, аналогичное положение складывается во всей бюджетной сфере, формально подведомственной муниципалам - например, уровень заработных плат в городской сфере культуры еще ниже, чем приведенный по дошкольным учреждениям. Все эти цифры на фоне роста цен на горючее, которые разгоняют инфляцию и сильно ударят по тарифам, ведут к сильному социальному кризису уже в недалекой перспективе. Тарифы на услуги ЖКХ будут подняты с начала июля, а к осени, скорее всего, ребром встанет вопрос и о необходимости повышения цены проезда в общественном транспорте. Все эти негативные факторы обсуждать практически бесполезно, но нужно иметь в виду, что «выстрелить» все они могут непосредственно перед единым днем голосования.