Татьяна Дернова: «Как только я перестану приносить пользу, уйду с поста омского министра образования»

Министр образования Омской области Татьяна Дернова дала подробное интервью «СуперОмску». В разговоре глава ведомства раскрыла, как чуть было не ушла со своего поста.

Официально Татьяна Дернова рассуждает о плюсах ЕГЭ, необходимости пробы Манту и школьных завтраках. Неофициально – о любви к поездкам в районы Омской области, о даче, драгоценных 30 минутах общения и нюансах работы «большим начальником».

О достоинствах ЕГЭ

- Татьяна Васильевна, сейчас выпускники омских школ сдают ЕГЭ. Есть мнение, что подросткам нужно вернуться к прежней системе сдачи письменных экзаменов. Как вы считаете, в чем достоинства и недостатки ЕГЭ?

 - История Единого государственного экзамена началась 10 лет назад в формате теста. Это была «угадайка», за что экзамен критиковали. Сейчас ситуация другая: любое задание в ЕГЭ требует развернутого или краткого ответа. Тестовая часть осталась только в письменной части экзамена по иностранному языку. Поэтому критика в адрес единой системы госэкзаменов, что там не нужно размышлять и анализировать, беспочвенна. Старшеклассник должен просчитывать, решать, думать. Я поддерживаю систему ЕГЭ по нескольким причинам. Это действительно сложная организационная процедура, но все делается ради детей. До ЕГЭ нужно было в июне сдавать несколько экзаменов при выпуске из школы, в июле готовиться к поступлению, а в августе сдавать еще экзамены при поступлении в вуз. В напряженном состоянии находились дети и члены их семей все лето. Теперь экзамены проходят только в июне. В июле и августе уже не нужно ничего учить.

Второе достоинство ЕГЭ – отсутствие человеческого фактора. Мы все вспоминаем, что при прежней системе сдачи экзаменов учитель мог повлиять на оценку, в вузах тоже были спекуляции. Сейчас бланки обезличены, и эксперт комиссии проверяет работу, а не личность ребенка. Эта система позволяет всем «звездочкам» из маленьких населенных пунктов поступать в престижные учебные заведения. Кроме того, система позволяет ребенку готовиться к экзамену заранее. Есть открытая база заданий ЕГЭ. Еще один плюс – это видеонаблюдение, которое позволяет создать одинаковые условия прозрачности и честности процедуры. В основном, критика ЕГЭ – это страх перед неизвестным, критикуют те, кто сам экзамены в этом формате не сдавал. Нынешнее поколение выбирает ЕГЭ.

- Были случаи, когда выпускники приносили на ЕГЭ шпаргалки?

- Это единичные случаи, несколько таких на десять тысяч сдающих. Дети пытаются пронести справочные материалы, сотовые телефоны. Все случаи мы выявляем. Иногда родители пытаются нас убедить в обратном. Был случай, когда девочку удалили с экзаменов из-за наличия справочных материалов, но родителям она сказала, что у нее была икона с молитвой. Когда отец девочки увидел, что на самом деле представляет собой эта «икона», у него отпали все сомнения.

Современная образовательная система и борщ

- Сейчас возникает много споров из-за современных образовательных программ: «Школа России» и «Школа 2100». При этом «Школу 2100» часто сравнивают с постсоветской «системой Занкова», рассчитанной на одаренных детей. Как вы считаете, не слишком ли «заумные» современные программы?

- Скажите, а все, что сейчас окружает наших детей, уровень развития науки, электронной среды и техники, отличается от того, что окружало школьников 20-30 лет назад? Чтобы быть успешным сейчас, ребенок не может оперировать знаниями, которые давали раньше. Мир прогрессирует, а вместе с ним и дети. У меня внуку три года, его папа в этом возрасте не был настолько развит.

Есть федеральный государственный образовательный стандарт, в котором четко прописано, каких результатов должен достичь школьник. С помощью какого рекомендованного учебно-методического комплекта это сделать решает образовательная организация. «Система Занкова» была практикоориентированной, использовала деятельностный подход в обучении, при этом дети были более самостоятельными.

Сегодняшний стандарт, если хотите, позволяет всех детей делать самостоятельными, мотивированными на дальнейшее обучение, дети умеют ставить цели и добиваться результата. Это как в быту. Вы умеете варить борщ? Молодые девочки говорят, что умеют, но при этом ни разу не пробовали. Так и в обучении. Надо сначала попробовать, а потом уже говорить о сформированном умении. Если ребенок не сделал что-то самостоятельно, урок прошел «вхолостую».

- В современных учебниках попадаются ошибки. Ведется ли работа по совершенстованию системы на федеральном уровне?

- Этой работой занимаются федеральные эксперты и не от случая к случаю, а постоянно. Последние годы уменьшается количество учебников и количество ошибок в них. Мне импонирует система образования в Сингапуре, где минимальное количество учебников, но их содержание выверено. В этой стране командное обучение педагогов. Думаю, нам удастся наладить взаимоотношения, в ближайшее время у нас по этой технологии начнется обучение 40 команд образовательных учреждений.

О пробе Манту и зарплатах воспитателей в детсадах

 -  В последнее время в Омской области появились активные родители, которые выступают против реакции Манту. Как вы относитесь к ситуации с Манту?

- Таких семей меньшинство. Подавляющее большинство родителей соглашаются на пробу, потому что понимают, как это важно для здоровья детей. Это тот случай, когда мы не можем рисковать детьми в коллективе, где есть не прошедшие диагностику. Приводить ребенка, не прошедшего обследование, в коллектив, неправильно. Не хотите Манту, есть альтернативные методы, воспользуйтесь ими, посетите фтизиатра, наконец.

- 7 июня на «Прямой линии» с президентом Владимиром Путиным прозвучала жалоба от воспитателя детсада из Омской области о низкой зарплате. Притом кто именно обратился, не известно, - ведущий не назвал фамилию педагога. Насколько информация соответствует действительности?

 - Заработная зарплата формируется на региональном уровне. Система формирования оплаты труда для педагогов в школах, детсадах, вузах очень индивидуальная, и в каждом конкретном случае надо разбираться. Возможно, у воспитателя снизилась нагрузка, соответственно, уменьшилась и зарплата. Если говорить об Омской области, то за первый квартал с учетом апреля средняя заработная плата воспитателя детсада составила 25 649 рублей. Это на 4,7 % выше целевого показателя, заложенного в «майских указах». По сравнению с 2017 годом рост составил 14%. В любом случае, надо разбираться. Бывает, что у учителя нет классного руководства, он не занимается исследовательской, проектной деятельностью, не готовит детей для участия в конкурсах и олимпиадах, не проводит мероприятий в школе, не занимается методической работой и не ведет факультативов с детьми, поэтому получает меньше. Все очень индивидуально. В любом случае, мы проведем проверку.

- Часто выезжаете в муниципалитеты?

- При малейшей возможности обязательно выезжаю. Все знают, что я люблю ездить в муниципалитеты.

Учебные тетради в школах со второго класса - блажь

- В горсовете на рабочей группе по совершенствованию системы образования депутаты обсуждали питание школьников. Директор депобразования Инна Елецкая признала, что питание не всегда такое разнообразное, как хотелось бы, да школьными поварами не все идут работать за скромную плату. Каково ваше мнение на этот счет?

- Меню в школьных столовых мы согласуем с Роспотребнадзором, оно сбалансированное, детей точно кормят тем, что полезно. Но у всех разные вкусы. У меня, например, от запаха школьных булочек и котлет, просыпается аппетит. А дети, наверное, хотели бы питаться другой едой, зачастую не всегда здоровой. Поэтому в школах мы проводим тематические занятия о пользе здоровых продуктов, разговариваем и с родителями на эту тему. Добавлю, что контроль приготовления пищи и хранения продуктов должен быть строгим, это здоровье детей, поэтому регулярно проходят проверки.

- Топовой темой стали поборы в школах. После проверок прокуратуры в омских учреждениях среднего образования появился строжайший запрет на сбор средств со школьников. Так или иначе, но классные руководители и сейчас собирают деньги на рабочие тетради. Часть педагогов находится в замешательстве, но и они внушают родителям необходимость приобретения этих тетрадей. Как быть в этом случае учителям и родителям?

- В 2018 году из регионального бюджета выделено достаточно средств для пополнения школьных библиотек новой учебной литературой. Ею перед началом учебного года обеспечиваются все ученики совершенно бесплатно. Никаких дополнительных денег с родителей на эти цели собирать школа не вправе. С вопросами по поводу незаконного сбора денежных средств можно обращаться напрямую в департамент образования администрации города Омска или в министерство образования Омской области. Что касается рабочих тетрадей, то они эффективны в первом классе начальной школы, а также на первом году обучения иностранному языку. Все остальное – блажь. Дети почти не используют эти тетради в течение учебного года. Если есть необходимость, можно копировать отдельные страницы. Малышам такие тетради, конечно, нужны. Учитель не имеет права брать наличные деньги с родителей ни на что. Если такие случаи есть, мы настаиваем, чтобы нам сообщади об этих случаях.

Благодаря вниманию со стороны главы региона Александра Леонидовича Буркова система образования в 2018 году получила беспрецедентно много финансовых средств по сравнению с уровнем финансирования последних четырех лет. На сегодня бюджет отрасли составляет 20,5 млрд рублей. Это позволит на должном уровне подготовить школы к новому учебному году, заменить окна, отремонтировать кровли и кабинеты, приобрести мебель, школьный транспорт и, конечно, выполнить показатели по заработным платам педагогов, заложенные в «майских» указах Владимира Путина.

Как не уволиться, работая министром образования

- С какими трудностями столкнулись, работая министром образования Омской области?

- Каждый ребенок имеет право на качественное образование и выбор профессионального пути, которого хочет. Школам должны помогать методические службы в муниципалитете, а методическим службам – региональные структуры. Такая структура у нас области – региональный институт развития образования. Педагогическая наука помогает практикам, которые работают в школе, и наша задача как власти – помочь сделать процесс обучения эффективным.

Я не могу позволить себе расслабиться, и дело не в должности, а в отношении к работе. Ее надо делать на максимуме возможностей. Моя семья это хорошо понимает.

- А не звучит …?

- Звучит. И я отвечаю: как только я перестану приносить пользу на этом месте, то уйду. Но некрасиво уходить, перекладывая ответственность на других. Искать легких путей в нашей системе нельзя, я это говорю тем, с кем работаю. Здесь мало работать не получается, и для каждого я нахожу подбадривающие слова. Но все трудности улетучивается, когда в выходные ты можешь немного свободного времени уделить семье и своему, к примеру, хобби. Для меня – это сад и огород. А потом в понедельник прихожу с положительными эмоциями на работу.

- Муж не упрекает, что вы все время отдаете работе?

- В первой половине совместной жизни супруг был большим руководителем, сейчас я. Каждый вечер он старается забрать меня с работы и иногда ждет по 3 часа, потому что понимает так же, как и я, драгоценность 30 минут общения по дороге домой вечером, которых так нам всем не достает.

 

Перейти на полную версию сайта