09:12, 21 июля 2018Экономика4126
Олег Афанасьев: «В условиях смены руководства АО «Омскэлектро» депутаты пристально следят за ситуацией вокруг предприятия»
Знаменательными для города Омска оказались уход с поста генерального директора АО «Омскэлектро» М.Л. Мажонца и временное назначение на данный пост екатеринбургского справедливоросса А.А. Жуковского. Последний приступил к исполнению обязанностей 19 июля. По сведениям СМИ, временно руководить муниципальным активом он будет до октября, когда будет принято окончательное решение совета директоров о назначении на должность генерального директора. По оценкам коллег, пост генерального директора АО «Омскэлектро» дает контроль над закупками объемом 600 миллионов в год. Напомним, что стоимость АО «Омскэлектро», согласно переоценке, проведенной в 2013 году, составила 6,5 миллиарда рублей.
В связи с уходом с поста М.Л. Мажонца вновь раздались голоса об угрозе вывода АО «Омскэлектро» из муниципальной собственности. Даже обозначена версия о некой «теневой сделке» по передаче АО «Омскэлектро» ПАО «МРСК Сибири»
С другой стороны, сам М.Л. Мажонц заявил, что спокоен за дальнейшую судьбу предприятия потому, что мэр Омска Оксана Фадина исполнена решимости сохранить «Омскэлектро» в собственности омичей.
Отметим, что сам по себе уход М.Л. Мажонца – негативное явление в сфере управления городскими активами. Даже если событие никак не связано с какими-либо намерениями руководства города и области, на фоне катастрофического кадрового голода уход руководителя, которому удалось переломить тенденции деградации и умирания крупнейшего муниципального актива, несет в себе угрозу ухудшения качества городского менеджмента.
Также отметим, что доводы спикеров о возможной теневой сделке в отношении АО «Омскэлектро» не лишены фактического основания.
ПАО «МРСК Сибири», конечным бенефициаром которого в значительной пропорции является бермудский офшор, по сведениям источников «СуперОмска», продолжает лоббировать поглощение АО «Омскэлектро». Причем никакой речи о реальных инвестициях не идет, продавливается вариант «поглощения в счет долгов».
Это при том, что, по словам М.Л. Мажонца, «По соглашению о рассрочке, до конца 2018 года «Омскэлектро» должно будет выплатить МРСК Сибири 32 млн рублей и передать оставшуюся часть кабеля «Фрунзенская-Прибрежная». После этого долг «Омскэлектро» перед МРСК Сибири, составлявший на момент подписания соглашения 1,5 млрд рублей, будет полностью погашен».
Стоит также вспомнить слова генерального директора ПАО «МРСК Сибири» В.В. Иванова «… мы предлагаем региону создать единый механизм управления электросетевым комплексом, который обеспечивал бы единые высокие технические требования и принципы работы сетевой инфраструктуры. В настоящий момент мы обсуждаем с руководством региона модель взаимодействия, которая была бы максимально эффективной и выгодной для жителей региона… ».
Напомним, что нормативную основу консолидации сетевых активов, в рамках которой ПАО «МРСК Сибири» продвигает идею «единого механизма управления», составляют ряд актов, из которых никак не следует, что у ПАО «МРСК Сибири» и АО «Омскэлектро» должен быть единый управленческий центр, единоначалие. Собственно, после всплеска недовольства в омских СМИ фактом навязывания городу «консолидации» на неприемлемых условиях, риторика спикеров, связанных с ПАО «МРСК Сибири», изменилась, в последних комментариях фигурирует именно расплывчатая формулировка «единый механизм управления». То есть «единый механизм», а не «единый центр», последняя публично озвучиваемая позиция ПАО «МРСК Сибири» фактически не содержит требования поглощения или подчинения АО «Омскэлектро», хотя ранее подобные лейтмотивы в комментариях ПАО «МРСК Сибири» имели место.
Поскольку никаких публичных обсуждений консолидации сетевого хозяйства нет, даже опрошенные «СуперОмском» депутаты муниципального и регионального уровней не в курсе содержания переговоров ПАО «МРСК Сибири» и областных, городских властей, источником информации для широкой общественности служат только высказывания уполномоченных лиц.
Соглашение между ПАО «МРСК Сибири» и правительством Омской области от 13.01.2017, продвинутое в свое время бывшим первым заместителем председателя правительства Омской области А.А. Новоселовым, не содержит конкретных мероприятий по консолидации, напоминая, скорее, декларацию о намерениях, обременяющую Омскую область расплывчатыми, широко трактуемыми обязательствами.
Возможно, информация источников «СуперОмска» о продолжающемся давлении ПАО «МРСК Сибири» на правительство Омской области с целью «поглотить АО «Омскэлектро» за долги» - всего лишь отражение тактики переговоров ПАО «МРСК Сибири», вероятно, выстроенной по принципу стратагемы «грабить во время пожара». История с долгом АО «Омскэлектро» перед ПАО «МРСК Сибири» не закрыта, вполне вероятно, что ПАО «МРСК Сибири» в этой ситуации просто выторговывает для себя максимум возможностей, настаивая на максимально выгодном, хотя и не обязательно вероятном варианте развития событий.
В Сибири одним из механизмов давления на регионы при навязывании мероприятий по «консолидации» на условиях ПАО «МРСК Сибири» стала привязка отдельными чиновниками и органами поглощения ПАО «МРСК Сибири» сетевых комплексов к исполнению указов президента РФ, касающихся модернизации сетевого хозяйства. Так, ранее полпред президента РФ в СФО С.И. Меняйло публично потребовал от читинских депутатов, чтобы те согласились передать городские сети ПАО «МРСК Сибири»: «… Друзья, вы поймите одну вещь. Есть соответствующее поручение президента, и хотите вы или не хотите, оно будет выполнено. С вами или без вас. Для чего выделяться из общей массы?... [ПАО «МРСК Сибири»] способна содержать, модернизировать и переходить на цифровые сети. (...) Муниципалитет денег вкладывать в модернизацию не может, содержание затратно…».
Любопытно, что целый ряд СМИ, комментируя действия С.И. Меняйло в Чите, отметили, что Чита – последний город, где муниципальное сетевое хозяйство не передано ПАО «МРСК Сибири».
В самом конце мая 2018 года С.И. Меняйло посетил Омск, однако вопрос с «консолидацией» муниципальных сетей в публичной повестке посещения не значился.
Говоря о возможных инвестициях ПАО «МРСК Сибири», нельзя не отметить, что, к примеру, реализация инвестиционной программы данного предприятия в Омской области за 2011-2015 годы вызывала нарекания экспертов в связи со значительным отклонением от инвестиционных планов на фоне закладки в тариф необходимых сумм. Источники «СуперОмска» отмечают, что отклонение от инвестиционной программы ПАО «МРСК Сибири» было критическим. По некоторым сведениям, средства, собираемые на инвестиционную деятельность в нашем регионе, не использовались по назначению и, вполне возможно, размещались под проценты на депозитных счетах.
Говоря о необходимости консолидации сетевых хозяйств, указывают на процент износа муниципальных сетей, иные подобные показатели, в то же время умалчивают об аналогичных показателях ПАО «МРСК Сибири». Для «рядовых» омичей понимание ситуации усложняется тем, что ПАО «МРСК Сибири» и АО «Омскэлектро» - коммерческие предприятия, хотя и монополисты. Получить достоверную информацию о фактическом положении дел в них крайне трудно даже, к примеру, для тарифного регулятора, что уже говорить о широком круге граждан.
Показатели эффективности АО «Омскэлектро» тесно завязаны на систему городского хозяйства. Фактически муниципальный актив несет бремя издержек, вызванное неспособностью городского бюджета содержать должным образом линии наружного освещения, а также бюджетные учреждения и предприятия.
«Консолидация» по схеме поглощения приведет к тому, что резко возрастут затраты городского бюджета в части потребностей города Омска в поставках электроэнергии. Сам по себе переход города на рыночные отношения в сфере потребления электроэнергии городским хозяйством и учреждениями необходим, только в случае поглощения бюджетные деньги будут перетекать во внешнюю для региона организацию, а из нее, в том числе на Бермуды. Это объективно противоречит интересам омичей, городского бюджета и города в целом.
Любопытно, что, говоря о «консолидации», спикеры ПАО «МРСК Сибири» даже озвучивали сумму возможных инвестиций – 5,6 миллиарда рублей. То есть в момент, когда речь шла о фактическом поглощении АО «Омскэлектро», заявлялось, по смыслу, что такое поглощение позволит инвестировать в Омскую область 5,6 миллиарда рублей. Любой эксперт, понимающий, что стоит за инвестициями ПАО «МРСК Сибири», сразу задастся вопросом: «Это будет заложено в тариф?». Поскольку комментаторы ПАО «МРСК Сибири» постеснялись указать источник возможных инвестиций, стоит понимать, что это должны быть деньги, собираемые с населения через тариф. О каком прекращении роста тарифов тогда может идти речь? И почему такие инвестиции не может реализовать АО «Омскэлектро», тем более, как уже отмечалось, с реализацией инвестиций у ПАО «МРСК Сибири» в последнее время получалось не очень.
В целом, мы оказываемся между теми задачами, которые ставит президент РФ – это конкретные задачи технической модернизации, обновления сетевого хозяйства - и исполнением этих задач, искусственно привязываемым к попыткам отъема крупнейшего муниципального актива города Омска.
Грубо говоря, руководство города и области оказалось в ситуации, когда оно должно или своими силами, опираясь в том числе на ресурс в виде АО «Омскэлектро», исполнить поручения президента РФ, или оно должно пойти по пути «капитуляции» перед ПАО «МРСК Сибири». При этом не факт, что ПАО «МРСК Сибири» сможет исполнить указанные поручения. Без значительного роста тарифов – не сможет со всей очевидностью. Вслед за вероятной «консолидацией», реализованной в форме поглощения, мы стопроцентно увидим выкручивание рук областной власти с целью максимально возможного увеличения тарифов.
Кстати, региональная практика показывает, что отдельные регионы консолидацию и модернизацию сетей проводят на основе государственных или муниципальных активов. Например, в Тверской области создали государственное унитарное предприятие «Коммунальные системы Тверской области». По словам губернатора Тверской области И.М. Рудени, «…Мы последовательно идём по пути консолидации коммунальных активов. Объекты ЖКХ - так называемая критическая инфраструктура, должны перейти в областную или муниципальную собственность. Созданное ГУП должно своевременно осуществлять подготовку к зиме и рационально использовать средства, выделяющиеся на модернизацию и обновление активов…».
Конкретное выражение поручения президента РФ нашли в документе «Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»».
Документом поручается Правительству Российской Федерации, среди прочего, разработать с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации и до 1 октября 2018 г. утвердить комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, предусматривающий (в числе иного) обеспечение в 2024 году «развития централизованных энергосистем, включая модернизацию генерирующих мощностей тепловых, атомных и гидроэлектростанций в соответствии с потребностями социально-экономического развития», «внедрения интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством на базе цифровых технологий».
Соответствующего плана Правительства РФ среди опубликованных документов не обнаруживается, вероятно, он еще в разработке, в процессе должно принимать участие и правительство Омской области.
Не последним фактором в реализации проектов, подобных гипотетическому проекту достижения АО «Омскэлектро» показателей, поставленных в поручениях президента РФ, является кадровое наполнение проекта. Именно поэтому, повторимся, уход М.Л. Мажонца – негативный фактор для городского актива. Оценивать же эффективность А.А. Жуковского объективно сложно. В свое время АО «Омскэлектро» переживало настоящую кадровую «чехарду», второй раз предприятие такого развития событий может не пережить.
При всей разношерстности мнений, точек зрения и гипотез относительно судьбы АО «Омскэлектро», при прогнозе ситуации необходимо учитывать, с одной стороны, необходимость улучшения показателей в соответствии с установками федерального центра, с другой стороны – позицию собственника АО «Омскэлектро», то есть позицию города Омска. Не последнее слово здесь будет у муниципального депутатского корпуса. «СуперОмск» поинтересовался мнением председателя общественной организации «Оплот», депутата Омского городского Совета, председателя комитета Омского городского Совета по вопросам экономического развития и муниципальной собственности О.Б. Афанасьева относительно ситуации, сложившейся на данный момент вокруг муниципального «Омскэлектро».
«Все текущие процессы, связанные с АО «Омскэлектро», в том числе передача части линий 110Кв ПС "Фрунзенская-ПС Прибрежная" в счет покрытия долговых обязательств, взыскиваемые МРСК проценты в рамках соглашения, попытки пересмотра котлового тарифа, находятся на постоянном контроле депутатского корпуса. Позволю себе высказать утверждение о том, что депутатский корпус в целом консолидировался вокруг цели сохранить АО «Омскэлектро» в муниципальной собственности, поскольку это важнейший ресурс для развития городского хозяйства, городской экономики. Накануне в рабочем порядке озвучено предложение депутата Алексея Николаевича Ложкина о необходимости включения в совет директоров АО «Омскэлектро» представителей депутатского корпуса Омского городского Совета. В случае внесения соответствующего вопроса в комитет по вопросам экономического развития и муниципальной собственности, на горсовет – поддержу такую инициативу. Сменился руководитель, необходимо выстраивать плотное сотрудничество, необходима прозрачность. До назначения М.Л. Мажонца был кадровый кризис, сомнительные, экономически необоснованные сделки. Предприятие все это преодолело с большим трудом, пережило три попытки поглощения (о чем ранее писал «СуперОмск»,-ред.), – отметил О.Б. Афанасьев.
«Необходимо пристально следить за показателями развития предприятия, их колебаниями. На одном из ближайших заседаний осенней сессии планируем рассмотреть вопрос об итогах работы предприятия за 9 месяцев 2018 года, ситуацию с закрытием долга, параллельно с этими вопросами обсудим вопрос о включении в состав совета директоров АО «Омскэлектро» представителей депутатского корпуса. От нового руководителя АО «Омскэлектро» члены комитета ожидают продолжения работы, направленной на укрепление показателей финансово-экономической устойчивости предприятия, модернизацию электросетевой инфраструктуры и формирование четких и финансово обоснованных перспектив развития данного системообразующего муниципального актива на долгие годы вперед. При совпадении позиции и интересов города с намерениями новой команды управленцев готов со своей стороны оказать полное содействие в реализации намеченных планов», - резюмировал О.Б. Афанасьев.
- Теги: Омскэлектро
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.
Перейти к другим новостям из категории «Новости экономики»Читать все свежие новости Омска и Омской области
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!