«СуперОмск» неоднократно писал о ситуации с реконструкцией старинного Спасского собора в Таре, возведённом в 1776 году. Памятник культуры и истории – единственный образец сибирского барокко и старейшее каменное здание в Омской области.
Реконструкцию собора затеяли в 2015 году, подрядчиком сначала выступило московское ООО «Ремстрой», затем новгородское ООО «Реставратор», а непосредственно работы выполняло ООО «Степстрой». А местный инженер и краевед Анатолий Аскаленко уже который год бьется во все двери, пытаясь добиться от властей реакции на вопиющие нарушения облика уникального объекта. Фактически собор, по мнению Аскаленко, превратился в «новодел». На фото «до и после» различия видны даже тем, кто не является архитектором или историком.
Во время первого этапа реставраторы намеревались заменить кровлю, укрепить стены и заменить пластиковые двери и окна на деревянные, а во время второго заняться внутренней отделкой, дополнительным выходом со второго этажа и воссозданием по историческому образу ограды. Во время работ на куполе выяснилось, что кладка не подлежит восстановлению, и маковку церкви строителям пришлось создать заново. Тут-то тарчане и заподозрили, что новый купол выглядит иначе своего предшественника.
«Здание памятника самовольно перестроено, в том числе уничтожены два исторических восьмерика (восьмигранные башни – ред.) на соборе вместе с существовавшей старинной фреской под перекрытием нижнего восьмерика и построены новые (без проекта). Заменен купол храмовой части собора, построены балконы (которых не было раньше) с плитами-основаниями разной толщины, пристроена массивная лестница (которой не было раньше), закрывающая большую часть северного фасада собора», - говорится в обращении Аскаленко на имя врио губернатора Александра Буркова. В письме также скрупулезно перечисляются нарушения, которых только основных набралось более 20 штук.
По мнению членов местной общественной организации «Тарский уезд», пропорции барабанов и луковиц оказались сильно искажены по сравнению с первоначальным творением старых мастеров. Храм потерял зрительное ощущение «летящего ввысь», приобретя тяжелые, придавливающие вниз формы.
Много вопросов у жителей вызвала и идея строительства каменой лестницы со второго этажа, существование которой до сих практически не доказано историческими документами.
Как пишет Аскаленко, подрядчики проводили выезды без специалистов в области реставрации, технического и авторского надзоров. Общая сумма контракта при этом – гигантские по меркам Тары 220 млн рублей. Фактически можно говорить о том, что работы проводились по принципу «лишь бы освоить», что в итоге негативно отражается и на имидже самой партии власти. Однако Артемов, судя по всему, предпочел делать вид, что ничего не происходит.
Такая лояльность, быть может, объяснима не просто безразличием? Ведь если деньги выделялись по партийной линии, то все процессы шли именно через Артемова. Поэтому скоропостижная реставрация могла быть прикрытием, чтобы под эгидой главного омского единоросса максимально быстро освоить средства, соорудив «новодел» для вида. Не исключено, что не без выгоды и для самого Артемова.