На минувшей неделе с двухдневным визитом в Омске побывал вице-премьер Виталий Мутко, компанию которому составили полпред по СФО Сергей Меняйло и другие высокопоставленные лица. Поездка началась с осмотра действующего аэропорта «Омск – Центральный». Затем высокопоставленный чиновник вместе с членами правительства региона отправился на площадку недостроенного аэропорта в Федоровке. Как пояснили омские власти, область готова участвовать в проекте строительства стоимостью 23,8 млрд рублей на условиях софинансирования, предоставив 2 млрд рублей. Также гостей прокатили и по другим знаковым долгостроям - метро и Красногорскому гидроузлу.
Федеральный чиновник не стал обнадеживать омичей: по его словам, наличие действующего аэропорта в центре городе – вполне нормальная по современным меркам история. Да и упомянутых миллиардов попросту нет. По словам Мутко, сомнительна перспектива достройки Красногорского гидроузла, готового больше, чем на половину - запаса воды в Иртыше омичам должно хватить. Сергей Меняйло обратил внимание, что деньги необходимы на строительство объектов социальной инфраструктуры – например, жилья для переселенцев из ветхого и аварийного жилья. Мало перспектив и у метро: визитерам показалась неоднозначной необходимость подземки в его нынешнем виде с двумя ветками.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:
Первый фактор – по ожиданиям визит Мутко воспринимался как окончательная расстановка акцентов в вопросе омских инфраструктурных долгостроев. По факту получилось несколько иначе. На фоне состоявшегося ранее визита министра транспорта Евгения Дитриха приезд Мутко, действительно, имел эффект ледяного душа. Одно непонятно – ведь Дитрих фактически приезжал сразу после данного ему поручения достроить в Омске международный аэропорт (т.е. либо Федоровку, либо другой новый аэропорт за пределами города), и министр транспорта данное поручение уже даже начал исполнять. Мутко же все три «стройки века» «слил» как нечто, не имеющее ценности вовсе.
Приходит в голову только одно объяснение – и Мутко, и Меняйло лоббируют, во-первых, экономию федеральных бюджетных средств (прежде всего, это касается гидроузла и метро), а во-вторых, интересы новосибирского аэропорта «Толмачево», ведь любой новый омский аэропорт для бизнес-плана последнего – явная помеха. Особенно странно звучали рассуждения о том, что Омск-Центральный «соответствует требованиям по безопасности» – ведь Омск является одним из двух последних городов в стране, где глиссада проходит прямо над центром. А это означает и потенциальные жертвы при авиакатастрофах, и является одним из факторов загрязнения городской атмосферы, стоящего в перспективе десятилетий горожанам сотен и тысяч жизней.
Если в случае с гидроузлом действительно имеет место колоссальная афера (которая, скорее всего, может обернуться еще и катастрофой для пойменной застройки на Левобережье), то метрополитен городу так или иначе нужен при любом сценарии, если Омск вообще намерен оставаться миллионником.
Опять же речь идет о лоббировании интересов энергетиков, крайне не заинтересованных в поставках энергии для данного объекта по промышленному тарифу. Ситуация крайне проста: «слить» объекты метро якобы под строительство скоростного трамвая – и тогда на нем будет поставлен крест раз и навсегда, ведь федеральные средства выделяются по схеме софинансирования только на метро, а трамвай регион за свой счет все равно не построит никогда.
В остальном «порадовала» и позиция Мутко по дольщикам, встретившим его у станции «Библиотека имени Пушкина» – когда он блеснул высказыванием насчет «не тех дольщиков». Собственно, с момента визита в Омск Медведева, пообещавшего, что к трехсотлетию город получит работающее метро, ни один посещавший нас федерал так ярко не «отжигал». И это является даже не проблемой местных властей – они, по большому счету, никак на высказывания подобных вип-гастролеров не влияют. Куда сложнее придется следующим федеральным гостям. Впрочем, если кто-то из них приедет к нам с какими-то готовыми решениями заскорузлых проблем, тем проще ему будет сыграть роль «доброго следователя», ведь лучше, чем у Мутко, сыграть «злого» никому бы не удалось.
Известно, что ООО «Магнит» входит в группу компаний «ВИС», которая занимается строительным и инвестиционным бизнесом по всей России. В частности, структура «ВИС» в конце 2017 года заключила концессионное соглашение о строительстве четвёртого моста через реку Обь в Новосибирске. Помимо Омской области, «Магнит» работает в сфере обращения с ТКО в Новосибирской и Псковской областях, Республике Хакасия, Алтайском крае.
История с мусорными конкурсами тянется с марта текущего года. Первый конкурс отменили после жалобы потенциального участника конкурса, волгоградского ООО «Экоцентр» в ФАС России. Представители компании увидели недочеты в проведении аукциона и просили их устранить. Тогда на победу претендовали омский «Экотехпром», связанный с бизнесменом Григорием Горовым, и ямальское ООО «Инновационные технологии», уже получившее статус регоператора в Ямало-Ненецком Автономном округе. Вторая попытка выбора регоператора в мае 2018 года не удалась из-за отсутствия заявок. Третий аукцион, итоги которого должны были объявить 19 июня, также признали несостоявшимся из-за жалобы в ФАС.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:
Интересно, что Омск стал вторым после Новосибирска регионом Сибири, где оператором стало ООО «Магнит», аффилированное с Игорем Ротенбергом («Магнит» куплен группой «ВИС», которая принадлежала Игорю Снегурову и Дмитрию Рябову, который работает гендиректором АО «ТЭК «Мосэнерго» Ротенберга).
По оценке Forbes, подконтрольные Игорю Ротенбергу компании получили заказы на 39,4 млрд руб. Тем самым, можно не сомневаться, что при получении омского рынка утилизации ТБО Ротенберг усиливает свои позиции в сфере «государственного капитализма», ведь расчетные 32,5 миллиарда на ближайшие 10 лет – это лишь минимальная оценка капитализации омского мусорного рынка. Для омского ЖКХ в целом заход в регион подобной структуры означает существенный рост присутствия федерального капитала. Это значит, что на рынке будут присутствовать «длинные деньги», но насколько у оператора возникнет желание реинвестировать их в развитие инфраструктуры – до его первых заявлений совершенно не понятно.
Учитывая то, кто является бенефициаром данной компании, понятно и то, почему его не смог обыграть даже Юрий Гамбург, и то, почему схема выбора «ждала» его появления почти год. Противостоять ему местные игроки всерьез не смогут, единственное, что может их ждать – стать субподрядчиками и занять другие, не самые выгодные для самого оператора, региональные и муниципальные «ниши».
Можно предполагать, что с началом работы регионального оператора повысится передел в переработке мусора, что означает появление неких ресурсов на рынке вторсырья, а это дополнительные рабочие места по его переработке и соответствующие поступления в бюджет (и чем глубже закладывается переработка, тем существеннее данный эффект в перспективе). Далее – будут сохранены для сельскохозяйственного и промышленного оборота земли, наиболее удачно расположенные близ столицы региона, а при рекультивации старых свалок – данные площади даже будут возвращены в оборот (например, на них наиболее логично размещать источники возобновляемой энергии – ветряные и солнечные электростанции, а поскольку данные территории, как правило, находятся рядом с населенными пунктами, «плечо» доставки энергии и ее потери при транспортировке будут оптимальными).
С другой стороны, многое зависит от политической воли инвестора – для сравнения, арендаторы «Водоканала» за первое десятилетие практически ничего не сделали для его развития и только в последние пару лет начали реинвестировать средства, до этого хронически выводившиеся в офшоры. Насколько новый оператор будет с регионом честен, а его действия – прозрачны, покажут первые же его действия, в т.ч. одним из ключевых показателей будет степень его информационной открытости.
Напомним, что в Омской области официально сконцентрировано 20% всех свалок СФО, и что в последние годы крайне остро стоит вопрос о строительстве мусоросортировочного завода, но пока был найден лишь промежуточный вариант, при котором китайский инвестор готов построить в регионе мусоросжигательный. Учитывая, что по онкологическим заболеваниям регион находится на втором месте в Сибири, подобный вариант следует считать крайне неудачным.
Новые апелляционные суды будут пересматривать дела, которые по первой инстанции разрешают суды субъектов (Верховные суды республик, областные, краевые суды). Кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции по отношению к действующим на территории соответствующего округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:
Если Новосибирск еще относительно транспортно доступен для омичей, то с Кемерово ситуация совсем плохая. Учитывая развитие видео-конференц-связи, выигрывают «продвинутые» истцы, технически грамотные и обладающие наибольшими ресурсами. Проигрывают менее «продвинутые», не обладающие средствами для поездок и проживания в других регионах. Экономия на судопроизводстве, к сожалению, становится дополнительным фактором социального расслоения, а уровень справедливости в правовой системе страны, конечно, существенно падает.
Как сообщает Pravo.ru, из-за реформы сократят 1724 гражданских служащих, предполагается, что 451 судья откажется от переезда и уволится по собственному желанию. Простой расчет показывает, что в Омске эти сокращения приведут к потере работы примерно 20 гражданских служащих и примерно пяти судей.