ИТОГИ НЕДЕЛИ: солнечное будущее омской энергетики, алтайский директор фонда капремонта и федеральный респект местным дорожникам

В Омской области возобновили возобновляемую энергетику

В Нововаршавском районе планируют запустить пилотную солнечную электростанцию (СЭС). Инвестор, ООО «Авелар Солар Технолоджи» (ГК «Хэвел»), готов вложить в реализацию проекта 3 млрд рублей. Строительство такого объекта позволит получать ежегодные налоговые отчисления при выходе объекта на проектную мощность до 200 млн рублей. Кроме того, достигнута принципиальная договоренность между «МРСК Сибири» и инвестором о подключении будущего объекта к распределительным сетям. Перспективы проекту придает тот факт, что Омская область входит в «пояс» регионов с высоким потоком солнечного света, поэтому возможно строительство СЭС на юге региона мощностью 30 МВт. В южных районах уровень инсоляции  такой же, как в южных регионах России.

Под будущую электростанцию выбрали территорию в 60 га недалеко от Нововаршавки. На этой территории появятся множество тонкопленочных солнечных модулей. До конца 2018 года будут идти согласования по техническому присоединению, в 2019 году – проектирование, к 4 кварталу 2020 года планируется запустить объект. В планах аналогичные станции в Одесском и Русско-Полянском районах Омской области.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

Инвестпроект вряд ли можно назвать новым – еще в 2015 году эта же компания проводила совещание в региональном минстрое. Омская область была включена в географию развития «солнечных проектов» по итогам первых конкурсных отборов в Сибирском федеральном округе. Тогда представители ООО «Авелар Солар Технолоджи» отметили, что реализация (с учетом проведения конкурса на федеральном уровне) запланирована на 2016 – 2019 годы. Согласно областной программе развития электроэнергетики, СЭС в Одесском районе должна была появиться еще в 2017 году, остальные две – в 2019.

Учитывая вышесказанное, можно с высокой вероятностью предполагать,  что проекты были поставлены на паузу на период передачи власти в регионе, а сейчас, когда итоги выборов губернатора уже не представляют интриги, данный проект сдвинулся с мертвой точки, как и ряд других перспективных задумок.

Сейчас в Сибири уже работает ряд СЭС – в Алтайском крае, в Бурятии, срок их вывода на окупаемость – три года, далее себестоимость энергии существенно ниже не только, чем уголь, но и чем в гидроэнергетике. С учетом географических вводных в Омской области может быть использован опыт находящейся в схожих природных условиях Бурятии, где в ноябре 2017 года запущена Бичурская СЭС стоимостью 1 млрд руб. и мощностью 10 МВт.

Проблема в энергодефицитности омской экономики, делающей неконкурентоспособными и многие региональные товары и услуги. Так, в 2015 году на территории области было выработано 7,2 миллиарда кВт-ч электроэнергии при уровне электропотребления 10,9 миллиарда кВт-ч. Вынос источников генерации к центрам потребления энергии не только диверсифицирует и снижает экономические риски, но и компенсирует огромные потери при транспортировке. Так, по расчетам энергетиков, при приближении источников генерации к конечным потребителям технические потери электроэнергии могут быть снижены в 1,5-2 раза.

Безусловно, требуется более широкий и комплексный подход к данной проблеме – необходима разработка программы собственной энергогенерации от всех видов возобновляемых источников: от биоэтанола (напомним, поголовье свиней в регионе – более полумиллиона) и отходов производства в деревообработке (всего планировалось перевести на щепу 37 сельских котельных) до торфа, гидро- и геотермальной энергии, а также, безусловно, энергии ветра.

Два последних источника особенно перспективны. Здесь стоит вспомнить, что еще в 2016 году Дмитрий Медведев утвердил схему территориального планирования в области энергетики. В перечне из 15-ти ветровых электростанций мощностью 100 МВт и выше, которые появятся в регионах России до 2030 года присутствует и «Омский ветропарк» мощностью 110 МВт.

При средней скорости ветра в отопительный период по России 3,75 м/сек. в Омске данный показатель составляет 5 м/сек. При этом в России эффективно работают ветроэлектростанции в таких регионах, как Башкирия (3,5-4,7 м/сек.), Калининградская область (4,7 м/сек.), Камчатка (4,9-7,6 м/сек.), Оренбургская область (3,9-4,8 м/сек.), Ульяновская область (5 м/сек.) и Калмыкия (6 м/сек.). Таким образом, условия нашего региона находятся в среднем диапазоне регионов, в которых технология отработана и активно используется, однако построить ВЭС в Омской области планируется лишь к 2030 году.

Что же касается геотермальной энергии, то в 2001-2002 гг. Всемирный Банк и Глобальный экологический фонд разработали стратегию развития геотермальной энергетики для стран Европы и Центральной Азии. Международная программа в рамках этой стратегии стимулировала подготовку и развитие новых проектов в регионах России. При этом было отобрано 5 первоочередных геотермальных проектов, в числе которых – «Полное геотермальное теплоснабжение с. Чистово Оконешниковского района». Станция открыта в 2005 году, типовой проект стоит 13 млн руб. и окупается за 2 года, правда, в нем используется только тепловая энергия без генерации электрической.

Одним словом, в регионе существует колоссальное разнообразие источников возобновляемой энергии. Их ввод в строй существенно усилит региональную экономику, сделает ее продукцию намного более конкурентоспособной, а экологическую нагрузку на территорию – более щадящей.

 

Росавтодор оценил усилия омских дорожников

На минувшей неделе в Омске прошел визит заместителя руководителя Росавтодора Игоря Астахова. С утра он проинспектировал ремонт участка трассы Омск – Одесское на границе с Казахстаном, попутно федеральному эксперту продемонстрировали технологию холодного ресайклирования, применяемую при работах. Затем Астахов побывал на предприятии «Стройсервис», которое выступает подрядчиком работ. 

Далее замглавы Росавтодора продолжил работу на совещании с врио губернатора Александром Бурковым, посвященном реализации проекта «Безопасные и качественные дороги» в Омской области в частности и по Сибири в целом. 

Как отметили участники совещания, за последние годы (2016 – 2017) в Омске приведено в порядок дорог больше, чем за все предыдущее десятилетие. Отремонтирована примерно пятая часть уличной сети областного центра, 108 улиц общей протяженностью 172 км. По словам Игоря Астахова, омичи достигли 74 процентов выполнения нацпроекта, и это выше, чем в среднем по стране.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

Приведенные цифры, действительно, говорят сами за себя – да и названные Астаховым процентные соотношения тоже. Помимо количественных, обращают на себя внимание и качественные показатели – дороги ремонтируются по всему областному центру, в этом году в надлежащее состояние были приведены даже находящиеся на самых окраинах.

Визит очередного федерального чиновника на ту же тему (напомним, что Дитрих, в частности, обсуждал в Омске строительство дороги Тобольск-Томск, на которую только на территории нашего региона нужно почти двадцать миллиардов), во-первых, призван продемонстрировать поддержку Буркова федеральным центром, а во-вторых – обеспечить подготовку к приезду Путина, ведь именно с подачи президента в нашей области два года подряд идет беспрецедентный ремонт дорог. Поэтому неудивительно, что к визиту Астахова сама тема была максимально расширена – помимо городских дорог, это были два участка автодороги Омск-Одесское, новая производственная база и научно-технические решения на базе СибАДИ.

По большому счету, в нынешнем виде дорожная сеть уже более-менее приведена в порядок, во всяком случае, если еще два-три года ремонтные работы будут вестись теми же темпами, можно будет говорить о том, что в Омске проблем не будет еще долго. Встают вопросы следующего этапа: транспортная связанность региона (те же федеральные трассы о которых говорилось выше), дороги-дублеры и выделенные полосы для общественного транспорта в городе, новые сквозные магистрали, которые способны существенно снизить дорожную и экологическую нагрузку. Например, просто напрашивается сквозной проезд от театра «Галерка» до кинотеатра «Галактика», и таких перспективных решений в городе немало.

 

Омский фонд капремонта возглавил алтаец

Исполняющим обязанности директора фонда капремонта Омской области стал 31-летний алтаец Олег Еременко. Пару недель назад он был назначен первым заместителем директора фонда капремонта, а исполнять обязанности на тот момент продолжал бывший замдиректора фонда по финансовым вопросам Николай Якушев.

Новый руководитель с отличием закончил Алтайский госуниверситет по специальности «электроснабжение», имеет стаж работы в сфере строительства и ЖКХ – 8 лет и 2 месяца. Общий стаж работы на руководящей должности - 3 года и 8 месяцев. Напомним, в марте 2018 года должность директора регионального фонда капремонта покинул один из лучших омских коммунальщиков Дмитрий Карась. Чуть позднее в отставку по собственному желанию ушел министр строительства и ЖКК Владимир Стрельцов. Новым главой Минстроя стал Антон Заев, также уроженец Алтайского края.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

О наболевших проблемах фонда говорилось неоднократно, в том числе в рамках проекта «Итоги недели». По результатам прошлогодней проверки прокуратуры, после которой ушел прежний директор Александр Рудюк, оказалось, что за 2014-2016 годы необходимо было отремонтировать более 3000 домов, но работы провели только на чуть более 1000 объектах.

Ситуация к настоящему моменту не столь критична, как два года назад. Карасю и Стрельцову удалось многое сделать, как по организации оповещения жителей, так и во избежание недопустимых ситуаций с ремонтом крыш в зимнее время года. Но главная проблема – завышенные при сегодняшнем тарифе целевые параметры – сама собой не решится. Сейчас например фонд ведет досудебную кампанию по взысканию средств с более чем ста тысяч омичей – но и этих средств на кардинальное улучшение ситуации явно не хватит.

Что касается непосредственно Еременко, то он успел поработать в том числе директором Уральского управления Росавтодора, поэтому связывать его только с Алтаем не совсем верно. Хотя попытки отрицать, что назначение Еременко пролоббировал алтаец Антон Заев, тоже ни к чему не ведут – ведь известно, что министры строительства традиционно отвечают за работу главы фонда и работают с ним в тесной связке.

Отметим, что несколько лет назад в Омской области был опыт привлечения алтайского специалиста в этой же сфере. Первый замдиректора «Алтайавтодора» Валерий Никитюк в 2015 году возглавил Управление дорожного хозяйства Омской области, но проработал всего чуть более года. Тогда «СуперОмск» писал, что управленец стал первым, кто попался под руку после памятной прямой линии с Путиным, где был поднят вопрос про омские дороги. Сейчас до подобной ситуации вряд ли дойдет, но фонд капремонта – совсем не то место, где можно ожидать, пока проблемы решатся сами собой.

Перейти на полную версию сайта