Второй день «ВТТВ-Омск-2011» запомнится танками-паромами, передвижными мостами и космонавтом Алексеем Леоновым, высматривающим в небе экспериментальный российский беспилотник.
Главным пунктом программы второго дня выставки «ВТТВ-Омск-2011» стали стрельбы и демонстрация возможностей военной техники на полигоне 242 учебного центра ВДВ в поселке Светлый.
Похоже, специально к этому событию на полигон прибыл традиционный гость омских ВТТВ – космонавт Алексей Леонов, дополнивший собой состав VIP-гостей форума. 77-летнюю легенду российской космонавтики сопровождал глава региона Леонид Полежаев. Сначала они заняли место на трибуне среди простых омичей, но после переместились в правительственную ложу.
Первый зампред правительства Омской области Валерий Бойко накануне выставки обещал «СуперОмску», что на полигоне омичей ждет масса сюрпризов. Скорее всего, он намекал на беспилотник ПП-45, кружащий над задымленным полигоном, и машины двойного назначения от омского конструкторского бюро транспортного машиностроения (КБТМ). Каждый раз, когда на показательной военной операции пулеметные патроны со свистом рикошетили в небо, зрители на трибуне начинали волноваться. Их беспокоила судьба беспилотного аппарата, который мог пасть жертвой случайного снаряда. Однако все обошлось, и оранжевая крылатая машина благополучно добралась до места посадки.
Признанная «звезда» омских ВТТВ, танк Т-80УК, по-прежнему вызывал при каждом своем пируэте у зрителей бурю восторга и звонкий женский визг. Впрочем, находились и скептики, заявлявшие, «что смотреть много лет подряд один и тот же аттракцион уже не так интересно, да и сама машина вовсе не серийная». Последнее утверждение нельзя было поставить в упрек нижнетагильскому Т-90с и целому комплексу инженерных машин, способных за час возвести мост через реку и совершить прочие «трудовые подвиги».
Предпочтение организаторы стрельб решили отдать детищам омского КБТМ. Уже практически гражданские танки-мостостроители и паромы правили бал на полигоне. По словам главного конструктора КБТМ Игоря Шумакова, эти машины могут быть полезны и в мирное время.
«Мы считаем эти инженерные машины достаточно перспективным направлением. Посмотрите, когда случается наводнение, в новостях показывают, как людей по одному спасает маленькая резиновая лодка. Хорошо, если у нее есть хоть какой-нибудь моторчик. Наши машины бы в такой ситуации были полезней», – считает Игорь Шумаков.
К слову, с контрактами у омских машиностроителей проблем нет. Техника, по словам Шумакова, не имеет конкурентов на Западе, поэтому иностранцы охотно покупают продукцию КБТМ. Правда, кому продают танки, Шумаков не рассказал, сославшись на коммерческую тайну.
Илья Петров