ИТОГИ НЕДЕЛИ: победа Буркова, новый генплан Омска и надежды омских аграриев заработать на растущих ценах

Бурков начинает и выигрывает

9 сентября состоялись выборы губернатора Омской области. Как и предполагалось, Александр Бурков победил с подавляющим перевесом. При общей явке в 44% за него отдали голоса 550 232 избирателя, или 82,56%. Лидер омской ЛДПР Алексей Ложкин набрал 8.50%, завкафедрой СибАДИ Анатолий Соловьев - 3.85% и выдвиженец от «Партии Роста» Антон Дрязгов - 2.35%. Инаугурация губернатора состоится в предстоящую пятницу, 14 сентября, на специально созванном торжественном заседании Законодательного собрания региона.

Александр Бурков уже прокомментировал кадровые перемены, которые готовятся в омском облправительстве в ближайшие три месяца. Он отметил, что «не все элементы действующей системы работают так, как нужно», поэтому будет проводиться работа над обновлением и омоложением команды, формированием управленческого резерва. «Особенно принципиально для меня повысить исполнительскую дисциплину членов регионального правительства и сформировать новый подход в работе: расходовать бюджетные средства рачительно, прозрачно и законно», - подчеркнул Бурков.

Как отмечает известный политтехнолог Евгений Минченко, из плюсов для власти и имиджа выборов этот единый день голосования обеспечили отсутствие значимых нарушений и повышение доверия к процедуре,  а «четыре вторых тура на выборах глав регионов – лучший аргумент в пользу того, что ситуация с обеспечением законности при организации голосования и подсчете голосов изменилась в лучшую сторону».

Омская область в целом оказалась в среднем диапазоне данного тренда, при этом по уровню явки регион стал восьмым, зато по удельному весу голосов за Александра Буркова – вторым (выше только результаты коммуниста Андрея Клычкова из Орловской области – 83,55%). Бурков существенно обогнал двух последних избранных в регионе губернаторов, набрав 82,56%, тогда как средний уровень голосов по России за лидеров гонки в это воскресенье составил 63,8%, а по шести регионам Сибири – 64,5%. Таким образом, победитель омских выборов набрал даже больше губернатора Кузбасса, где традиционно демонстрировались «кавказские» результаты голосования, умудрившись при этом не использовать одиозных кемеровских технологий социального доминирования.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

Для сравнения, в 2015 году Виктор Назаров набрал 60,02% голосов при явке 33,82% (18% от общего количества), а на предшествовавших последних по времени прямых выборах в 2003 году Полежаев набрал 55,96% при явке 45% (25% от общего количества). Можно сказать, что штабу Буркова удалось как обеспечить явку на уровне крайне конкурентной кампании 2003 года, так и почти в 1,5 раза обойти по голосам Леонида Полежаева (правда, фактически, Бурков в данном случае получил «голоса Сергея Маевского»). Явка по городу, как обычно, оказалась в 1,5 раза ниже, чем по сельским районам, но при этом заметных признаков того, что в Омске ее «сушили», как в 2015 году, на сей раз не отмечено.

Анализируя кампанию, необходимо всегда разделять ее на стратегию, оперативные действия и тактику. Очевидно, что политический опыт Александра Буркова помог с победой в выборе стратегии (уход от прямого противостояния с местными олигархами, выход на принципиально иной уровень политических действий и дальнейшая реализация надпартийной стратегии).

Это, в свою очередь, помогло с грамотным подбором и гибкой сменой тактики. Изначально – старт работы по узнаваемости за счет ресурсов «Единой России», затем – перевод кампании в формат референдумной и своевременное дистанцирование от единоросов как от «первой ступени ракеты-носителя».  Характерно, что в Омской и Орловской областях оба лидера по удельному весу полученных голосов среди избранных губернаторов – не единоросы.

Что касается оперативных действий, здесь нужно выделить последовательное использование фактора нового лица, который был задействован, в частности, в ходе встреч кандидата Буркова со многими электоральными группами. Далее в целевых информационных каналах в ряде случаев обеспечивалось их тиражирование.

Помог и фактор приезда Путина на старте активной фазы последних двух недель, наложившийся на в целом позитивную повестку и отсутствие конфликтов и выборных скандалов.

Наконец, явно помогли и мероприятия дня голосования – купоны, лотерея с двумя авто и Дима Билан дали до 5% дополнительной явки. Кроме того, можно упомянуть множество групп в соцсетях разыгрывавших небольшие призы за селфи с выборов, но данный фактор оценить очень сложно, как и погоду, обеспечившую еще пару процентов.

Что касается ближайших решений губернатора, то уже после 14 сентября в соответствии законом будет переназначено правительство, в котором останутся те, что устраивают Буркова. Ожидать дальнейшей «урализации» областного правительства пока точно не стоит, а несколько прогнозируемых отставок, скорее всего, будут обставлены объективными обстоятельствами и в ряде случаев даже будут сопровождаться компенсациями в виде некой общественной нагрузки.

В целом, ожидать серьезного кадрового обновления правительства пока не стоит, если оно и произойдет, то уже на этапе начала реализации объявленных в разработку стратегических документов – стратегии развития региона до 2030 года и плана по реализации последнего майского указа Владимира Путина до 2024 года. И то, и другое ожидается к концу текущего года.

Если говорить о результатах остальных кандидатов, то они отличаются друг от друга в пределах статистической погрешности, при этом ни Дрязгов, ни Соловьев никакой агитационной кампании даже не пытались вести. Очевидно, что Ложкин даже не старался получить голоса оставшихся без партийного кандидата коммунистов, никаких явных промахов у Буркова он не нашел, да и искать, видимо, их не хотел. Изначально предполагалось, что техническим кандидатом будет Соловьев, но в условиях надпартийной кампании им по факту оказался Ложкин.

 

Омские аграрии надеются воспользоваться скачком цен на зерно

По прогнозам зерновых компаний и производителей, к октябрю цены на хлеб могут вырасти на 10%. Зерно уже дорожает из-за того, что изменился курс валюты и снизился прогноз на урожай в этом году. Некоторые поставщики уже ведут переговоры с торговыми операторами о том, чтобы пересмотреть закупочные цены. Средние цены на пшеницу выросли как по сравнению с июлем этого года, так и по сравнению с августом прошлого. На розничную стоимость хлеба может повлиять и запланированный рост НДС, который заложен в цены на услуги ЖКХ и на топливо.

Федеральный минсельхоз в это время рассчитывает, что урожай зерна составит около 105 млн т (в 2017 – 134 млн т), этот результат позволит полностью обеспечить страну зерном и хлебом, а также направить значительный объем зерновых на экспорт.

При этом цены существенно разнятся в зависимости от региона. По данным «Российской газеты», мука высшего сорта в Центральной России оптом идет по 17,5 тысячи рублей за тонну. А в Сибири такая же мука - самая дешевая, например, на Алтае тонна в среднем стоит 14,7 тысячи рублей. Это объясняется тем, что в европейской части России начали перерабатывать более дорогое зерно нового урожая. А на Урале и в Сибири - предприятия в основном используют пшеницу и рожь урожая прошлого года, поскольку отправить зерно на экспорт сибирским аграриям намного сложнее, чем сделать то же самое их коллегам из Южной и Центральной России, у которых рядом черноморские порты.

Только в июле-августе этого года на экспорт из России ушло порядка 20 миллионов тонн зерна, отмечают эксперты. Германия и ряд других стран Европы, пережившие засуху, собрали небольшой урожай, поэтому для России могут открыться новые рынки сбыта. После исчерпания запасов зерна в Краснодарском и Ставропольском краях трейдеры будут смотреть вглубь страны. Увеличение стоимости перевозки преградой не станет, поэтому какие-то экспортные партии вполне могут сформировать из сибирского зерна.

Омский минсельхоз уверен, что хлеб в Омске и области  подорожать не должен, в стоимости буханки хлеба лишь 30 % составляет стоимость зерна. К тому же за спекуляциями должна следить антимонопольная служба.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

Пожалуй, данный вопрос волнует большинство омичей куда сильнее итогов любых выборов. Данные, предоставленные операторами зернового рынка, заведомо не могут быть объективными, они априори лоббируют выгодные себе варианты. Цена муки в булке составляет только 30%, следовательно, удорожание даже при негативном сценарии не может быть выше 3%. Другие факторы, влияющие на цену - инфляция, повышение НДС, удорожание коммунальных расходов производителей, рост транспортных издержек по причине роста цен на ГСМ.

При этом специалисты резонно замечают, что хлеб не дешевел при последнем длительном падении мировых цен за зерно, стало быть, и дорожать сейчас, учитывая фактор этих самых трех процентов, ему особенно некуда. Далее: по факту, сейчас за границу законтрактовано 20% от 105 млн т урожая текущего года, т.е. цены на зерно внутри страны зависят от мировых куда в меньшей степени, нежели этого хотелось бы трейдерам, а сам урожай назвать неудачным нельзя.

Кроме того, безусловно, и им, и производителям того же сахара хотелось бы перейти к модели, успешно отработанной нефтяниками. Растут цены на мировом рынке – логически растут и внутри страны, падают – внутри страны растут, т.к. «производители компенсируют потери на экспорте». Например, в случае с сахаром этой осенью уже раздавались подобные голоса при том, что мировые цены на этот продукт сейчас упали до рекордно низкого уровня.

Но в случае с хлебом, являющимся в России главным товаром первой необходимости, государство контролирует ситуацию куда жестче, и даже если экспортеры перейдут допустимый порог, который начнет сказываться в виде дефицита поставок на внутреннем рынке, будут вновь введены экспортные квоты, которые не позволяют мировым ценам воздействовать на внутрироссийские неагрегированно.

Рано или поздно на рынок попадет зерно урожая-2018, в Омской области он собирается с задержкой, что парадоксальным образом позволит отсрочить ценовой удар по хлебозаводам, держащимся на зерне урожая прошлых лет.Регион производит почти 3% российского зерна и является в этом отношении донором, активно изыскиваются новые направления экспорта.

Недавно от представителей областного правительства звучали заявления, что оно готово содействовать поставкам зерна в Китай в объеме до миллиона тонн, но, видимо, китайцы, в этом году тоже впервые столкнувшиеся с АЧС, решили перестраховаться и пока повременить с закупкой омского зерна. Это пойдет внутренним ценам только на пользу, но не позволит нашим производителям диверсифицировать сбыт. Фактически, излишки омского зерна пока так и будут стоять в очереди в краснодарские порты, что делает их в ценовой политике уязвимыми. Грубо говоря, омские аграрии опять не смогут в полной мере воспользоваться мировым скачком цен на зерно.

 

Омские власти серьезно откорректируют генплан развития города

Департамент архитектуры и градостроительства города объявил конкурс на поиск подрядчика для обновления генплана города, утвержденном с 2007 года и с этого времени не менявшимся. Начальная стоимость контракта составит 75,41 млн рублей. Заявки от претендентов принимаются до 28 сентября. Ожидается, что коррективы появятся к 1 июня 2019 года.

По контракту подрядчик должен не только внести изменения в главный градостроительный документ, но и подредактировать в связи с этим нормативы градостроительного проектирования, правила землепользования и застройки, а также подготовить проекты планировки и проекты межевания некоторых частей города. При этом разработчик должен исходить из расчета, что на 1 января 2036 года численность населения Омска составит 1,253 млн человек. Проекты планировки и межевания предполагается готовить для территории площадью 1492 га. На победителя конкурса ляжет нагрузка в виде определения территории инвестиционного развития. Она составит не меньше 100 га.

Публичные слушания по внесению изменений в генплан намечены на март 2019 года. Итоговые документы будут утверждать мэрия и горсовет. Все градостроительные документы ранее разрабатывала компания «Омскгражданпроект», которая сейчас проходит процедуру банкротства.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

Сложно говорить сразу о нескольких главных объектах – аэропорте Омск-Центральный, метро и ряде других, судьба которых пока так принципиально и не решена. Поэтому вряд ли данная актуализация генплана сопоставима по масштабу с работами 2007 года и тем более – 70-х годов прошлого века. Очевидно, что даже местных организаций, сравнимых по уровню 2007 года с банкротящемся «Омскгражданпроектом», на данном этапе просто не существует. Вдобавок главной целью актуализации является создание условий для более интенсивных действий местных властей в сфере земельного межевания, а, в итоге – в усилении и повышении прозрачности требований к бизнесу. Говорить о большем – территориях частного сектора под комплексную застройку, новых инфраструктурных проектах общегородского и регионального масштаба и т.п., к сожалению, не приходится.

Учитывая объем, и цена, вчетверо меньшая, чем отработал «Омскгражданпроект», выглядит вполне адекватной. При этом, в отличие от «Омскгражданпроекта», который произвел стратегическую разработку со всеми ее надеждами и разочарованиями, в данном случае речь идет о тактическом приведении документа в соответствие с изменениями норм права и с фискальными интересами городских властей. По большому счету, подсчитать «окупаемость» данных бюджетных инвестиций даже проще. Главное, чтобы работа действительно в среднем не привела к ухудшению прав инвесторов и бизнеса, равно как и к снижению общего уровня требований к перспективному городскому планированию.

Стоит отметить стремление создать территорию инвестиционного развития, по всей видимости, сравнимой с известным казанским Иннополисом. Хочется верить в лучшее, но пока нужно полагаться хотя бы на то, что будут создаваться площадки для отраслей опережающего развития – цифровой экономики, экономики знаний, «зеленой экономики», возобновляемой энергетики (последнее относится скорее к сельским районам) и других новых видов экономической деятельности.

Перейти на полную версию сайта