Серия публикаций на сайте «Омск-информ» вызвала у самопровозглашенного медиамагната неожиданную реакцию. О своих растревоженных чувствах он поспешил рассказать полицейским. А ведь мог бы и врачам...
«СуперОмск» решил опубликовать для своих читателей фрагменты статьи РИА «Омск-информ», разбередившей ранимую душу стареющего издателя.
«...предметом анализа всех публикаций на сайте РИА «Омск-информ» являлась отнюдь не достаточно банальная личность Сусликова, а созданная им порочная модель медиабизнеса, ибо она представляет значительную опасность для нашего общества и достойна системного изучения. На сегодняшний день эта система носит вполне выраженный характер: цели, задачи, используемый инструментарий, механизмы экспансии и агрессии. Понятно, что ее очертания сформировались не сразу.
Во времена собкорства в «Известиях» Сусликов, безусловно, был заметной фигурой в медийном сообществе. В основном по причине номенклатурного, по сути, положения представителя влиятельной центральной газеты и меньше всего в силу своих журналистских способностей. А когда социализм рухнул и федеральные СМИ потеряли влияние, он успешно конвертировал наработанные связи, знакомства, профессиональный опыт в собственные коммерческие проекты.
Благоприятно поначалу складывалась и рыночная конъюнктура. Сильных конкурентов было мало, объемы рекламы постоянно росли, и тот же журнал «Бизнес-курс», например, быстро превратился в одно из самых заметных изданий на омском медийном рынке.
Увы, конъюнктура – дама капризная, и далеко не всегда она меняется в лучшую сторону. Через какое-то время конкуренция в сегменте СМИ существенно ужесточилась, и обозначился явный тренд на снижение рекламных доходов. Как оказалось, конкурентная среда для нашего персонажа стала невыносимой. Но выход нашелся: настоящим Клондайком для семейного холдинга Сусликова стала ниша билбордов с ее многомиллионными оборотами. Получился удачный симбиоз. СМИ издателя осуществляли активную информационную поддержку освоения рынка наружной рекламы, а доходы от билбордов придавали финансовую устойчивость империи медиамагната.
Эта система неплохо работала, чему во многом способствовал бардак в сфере «наружки». Администрация города при слабом мэре Двораковском скверно ее регулировала и вообще была чрезвычайно уязвима с точки зрения информационного давления. С бардаком реально начали бороться лишь несколько лет назад, после визита в Омск спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, которая поразилась обилию уродующих мегаполис рекламных конструкций, установленных со всеми мыслимыми и немыслимыми нарушениями.
Навести порядок в данной сфере оказалось далеко не просто. Снимать щиты с насиженных мест никто не торопился – львиная доля билбордов просто ушла в теневую зону. Судя по всему, семейный бизнес Сусликова и в этой ситуации не потерялся. А вот появление в освоенной нише реальных конкурентов действительно нанесло ему настоящий удар.
Именно после серии поражений в конкурентной борьбе четко обозначилось новое направление битвы за жизненное пространство эгоистических интересов медиамагната – система информационного террора. Методика к этому времени была отработана: намечается жертва – например, чиновник или бизнесмен, – ставятся конкретные задачи, отрабатывается некий сценарий и желаемый результат. Скажем, если это чиновник, то информационное давление может осуществляться с целью принятия каких-то нужных решений, сохранения преференций, отмены результатов проигранных аукционов и т. д. А бизнесмена такими способами принуждают либо выйти из игры, либо навязать ему специфические договорные отношения, очень похожие на рекламно-информационное крышевание...
...его семейный холдинг в качестве экономического преимущества использовал крайне сомнительную криминальную налоговую схему, что стало основанием для возбуждения уголовного дела. Пока, как скупо говорится на сайте Следственного комитета, в отношении неустановленных лиц, осуществивших искусственное дробление бизнеса, управляемого из единого центра, с целью уклонения от уплаты НДС. В особо крупных размерах.
Масштабы этого бизнеса действительно велики, его никак нельзя назвать малым – речь идет об оборотах в сотни миллионов рублей. Если судить по сайту СК, только за полтора года государство недополучило почти 30 миллионов рублей в качестве налоговых платежей.
Злоупотребление данной схемой могло обеспечить нечестные преимущества в борьбе с законопослушными фирмами. Например, оно позволяло в ходе аукционов ронять цены до того минимума, за которым добросовестные плательщики НДС просто не могли работать с прибылью. У них оставалось два выхода: либо уйти с рынка, уступив поле битвы, либо перейти на аналогичную налоговую схему. Так за что, спрашивается, сражается фабрикант пасквилей? За монополию на рынке? За бардак с билбордами? За свое право не платить налоги? По сути, созданная им модель как раз способствует созданию криминальной среды и прямо противостоит интересам российского государства...
...Забавно, но недавно избранному губернатору Александру Буркову этот провинциальный ментор выдал крайне интересное напутствие, посоветовав ему первым делом загнать в стойло местных олигархов. Между тем он сам является типичным олигархом. Ведь если говорить совсем просто, то основной признак олигархии как раз и заключается в использовании власти для получения доходов в бизнесе. И неважно, какая это власть – первая или четвертая. Тем более что медиамагнат явно считает их равновеликими и, очевидно, полагает, что поддержка определенных структур гарантирует ему бесконтрольность и сохранение существующего положения. Нам кажется, этот «дельный» совет губернатору неплохо было бы применить Сусликову к себе.
А что касается объективной оценки созданной им бизнес-модели со стороны общества и государства, то к ней этот медиадеятель оказался абсолютно не готов. Хотя возбужденное уголовное дело именно такой оценкой и является. Пока сложно сказать, во что оно выльется, но факт остается фактом: неприкасаемости больше нет, крыша куда-то испарилась, что, кстати, рано или поздно случается со всеми патологическими конструкциями. И то, на что раньше все закрывали глаза, вдруг перестало сходить с рук.
Попытка издателя публично заклеймить злые силы, мешающие ему выполнять общественный долг, эффекта не произвела. Ведь если расшифровать заявление медиамагната, то может получиться примерно следующее: я бизнесмен голубой крови, принадлежу к некой высшей касте, обладающей иммунитетом неприкосновенности, и этот иммунитет распространяется на бизнес всех членов моей семьи.
Как ни странно, но Сергей Сусликов в своих публикациях обычно не употребляет слово «закон», не вспомнил он про него и на сей раз. Хотя единственно возможной линией защиты в данной ситуации является лишь требование соблюдения закона. Других вариантов просто нет.
Но здесь есть принципиальная деталь: такая линия защиты срабатывает лишь в том случае, если ты действительно не нарушал закон. Это как стекло, в котором нельзя пробить дырку, не нарушив целостность всей конструкции. Увы, почему-то кажется, что в данном случае придется собирать ее осколки...»