Для начала: ламентация – стенание, плач, жалоба (это если совсем по-простому). Причем жалоба, обращенная фактически в никуда. Такая вот апелляция к немилостивой судьбе. Прямо слоган можно запатентовать - «Есть ламентация – будет апелляция». Иронизировать, конечно, можно сколько угодно. Но вот из Омска просто исчез повод для радости. Из города на радости совсем небогатого.
Сухо, как учили. МСК «Арена Омск» (многофункциональный спортивный комплекс «Арена Омск») — ледовый дворец спорта в Омске, один из самых вместительных и удобных в России, соответствовавший всем требованиям Международной федерации хоккея и Континентальной хоккейной лиги – закрыт. Если не навсегда, то надолго.
Как красиво все начиналось. 2004-й год: «Авангард» – чемпион! 2004-й год - первая свая в основание «Арены Омск». Австрийская фирма! 150 миллионов долларов! Была эйфория. Самая неподдельная. И не только у болельщиков. Даже у тех, кому до хоккея и дела-то нет. Но мы все, омичи, как-то вот так вдруг выросли в классе. Неожиданно на сером фоне омского бытия появилось яркое и, безусловно, наше пятно. Да, разумеется, в Омске есть, например, великолепные театры с хорошей традицией. Есть интересные художники. Какая-никакая история - Колчак, третья столица… Да, в общем-то есть кое-что. Пожалуй, типичное для очень среднестатистического сибирского города. Но «Авангард» в этом списке достопримечательностей стоял первым. Символ. «Авангард» значит Омск. Омск значит «Авангард». Для миллионов хоккейных болельщиков по всему миру. И для сотен первоклассных хоккеистов. Для Яромира Ягра, например. Рискну утверждать, что люди из Канады, Чехии, Словаки, Америки, надевавшие авангардовские спортивные свитера и выходившие на омский лед, никогда и ни при каких других обстоятельствах не узнали бы о существовании Омска. В принципе. Так что «Авангард» – это наш, общий, «омичевский» способ манифестации себя в мир. И вот вам – «здрасте»…«Авангард» омский в Балашихе… «Арена Омск» - родной дом «Авангарда» рушится у самого фундамента. В основании. Это как у человека – была квартира, своя красивая и удобная, и нет ее. И едет человек к дальним родственникам, за 2235 километров, жить в вагончик. И это я не только о команде, это отчасти про всех нас…
Вопросы, вопросы…
Ладно. Русская безалаберность. Мы привыкли все списывать на это имманентное русское качество. Но «Арена Омск» - это же австрийцы. Европа! Туды ее в качель! Строительная фирма «АМР» БЕУГЕЗЕЛЬШАФТ М.Б.Х. & КО! Может, вот это «и КО» виновато? Построили такое здание, такое великолепие на болоте! Они чего? Совсем в Европе болот не видят или забыли, что на болоте строить как-то не очень…
Ну, вот как это могло выглядеть? Приехали специалисты из «АМР». Им показывают место и говорят: «Место хорошее, но тут у нас старое русло Иртыша было, а 17-м веке река Замарайка образовалась, впоследствии ставшая болотом. Можно тут строить?» Полагаю, австрийские инженеры хотя бы почесали свои австрийские головы, прежде чем сказать свое австрийское: «Зер Гуд». И снова «здрасте»! Проходит каких-нибудь десять с небольшим лет, и одно из лучших, пожалуй, спортивных сооружений страны, оказывается опасным для эксплуатации. Это как? Как это все оказывается не «Гуд» и вовсе даже не «Зер»? Разумеется, случившемуся можно найти десятки логичных объяснений. Даже исключающих человеческий фактор. В виде непредусмотрительности проектировщиков, например. Но как вы объясните это нам, омичам, без завесы строительных терминов и словоблудия. Кстати, под «вы» даже сейчас непонятно кого подразумевать. Нет, ну, правда, ведь землетрясения не было, астероид в «Арену» не попадал, враги не бомбили, и чего она вдруг треснула. Вот и просится сравнение с Атлантидой. Но та хоть в Атлантическом океане затонула. Высокая трагедия. А наша «Арена Омск» в болоте, в Замарайке. Скверный анекдот. Как это в соцсетях было, в форме немудрящих стихов.
Замарайка убила Арену,
Перевернут истории лист.
Не вырастит смену
Омский лихой хоккеист.
Шлемы и краги
Ненужным хламом в углу,
Словно бродяги,
Уходят болельщики в тьму.
Под водой сыграй-ка?
Нет, сыгран последний матч,
Убила хоккей Замарайка...
Плачь тут или не плачь...
Послесловие
А чего остается? Остается ждать... и надеяться. На губернатора, на какого-нибудь богатого филантропа-болельщика, на инженера, нашего, знающего наши болота и старицы. На людей, которые найдут техническое решение, как спасти «Арену Омск». И найдут на это деньги. И вернут домой «Авангард». Который снова объединит нас в неистовом желании болеть… за своих. У себя дома. На родном льду. Пусть балашихинское гостевание замечательного сибирского хоккея станет максимально коротким!