Криптовалюты

Доллар - 65,85

Евро - 74,68

Тенге - 0,17

Интервью2028

Очередная реформа городского транспорта: цена вероятной ошибки слишком высока для городской казны

Очередная реформа городского транспорта: цена вероятной ошибки слишком высока для городской казны

19 сентября 2018 года Администрация города Омска своим постановлением утвердила новый документ планирования, согласно которому маршруты всех перевозчиков частной формы собственности переводятся из нерегулируемых тарифов в перевозки по регулируемым тарифам. Таких маршрутов 65. В 2019 году рынок пассажирских перевозок ожидает проведение конкурсов на право заключения муниципального контракта.

Указанное решение Администрации города Омска вызвано стремлением департамента транспорта мэрии значительно усилить контроль в этом сегменте рынка и попыткой наполнить бюджет за счет частных перевозчиков. Судя по всему, чиновники полагают, что валовый доход, который соберет частник и отдаст в бюджет, будет больше, чем обязательства города по муниципальному контракту перевозчика.

Мы поинтересовались мнением депутата горсовета, председателя «Оплота» Олега Афанасьева о проводимой транспортной реформе.

 

- Олег Борисович, муниципальный контракт планируется заключать на срок 5 лет с условием индексации его стоимости на уровень инфляции по итогом года.

- Я попытался разобраться в этом вопросе в цифрах, вот что получилось:

- для определения начальной (максимальной) цены контракта используется соответствующая методика, утвержденная распоряжением Минтранса России от 15 декабря 2017 г. № НА-229-р. Так, согласно данной методике, общая сумма расходов в объеме всего рынка пассажирских перевозок (без учета перевозчиков-муниципалов), которая будет являться начальной максимальной ценой всех контрактов составляет 6 300 000 000 рублей, иными словами, если бы конкурсы состоялись сегодня и все перевозчики заключили контракты по начальной цене без торга, то эта цифра становиться обязательством бюджета;

- доходы всего рынка перевозок частной формы собственности: общее количество машин согласно текущему реестру – 1947 машин, каждая машина, согласно данным РЭК по Омской области (данные заложены при определении стоимости тарифа), в среднем в день перевозит 260 человек, стоимость проезда 25 рублей, предположим, машина работает все 365 дней в году, получается, что валовый доход всего рынка составляет 4 619 257 000 рублей.

То есть расходы в значительной степени превышают доходы, думаю, это в первую очередь связано с тем, что частные перевозчики фактически не несут тот объем расходов, который заложен при расчете цены контракта по методике Минтранса.

- Разница между доходами и расходами очень приличная.

- Верно. Видимо, департамент транспорта, чтобы уменьшить такой дисбаланс, планирует сократить количество транспортных средств, задействованных сегодня на рынке, и ликвидировать часть маршрутов, полагая, что при сокращении количества машин на рынке оставшаяся часть машин будет перевозить больше пассажиров, что приведет к росту рентабельности и выручки оставшихся перевозчиков.

- Получается, в действиях департамента транспорта есть логика?

- Мое мнение в том, что от этой реформы пострадает в первую очередь пассажир, которому дольше придется ждать своего автобуса и, вероятно, придется добираться с большим количеством пересадок. А во вторую очередь, пострадает городской бюджет, в котором вообще отсутствуют средства на любые, даже незначительные, выплаты по муниципальным контрактам.

Я глубоко убежден, что собрать с частных перевозчиков больше, чем придется им выплачивать по муниципальным контрактам, не получится, поскольку пассажиропоток на рынке падает ежегодно. Этому способствуют миграционная убыль населения, снижение потребительской способности граждан, ценовая конкуренция с другими формами перевозок. В настоящее время отсутствуют эффективные формы контроля за выручкой перевозчика, которую он должен будет в полном объеме сдавать в бюджет. Здесь возможно воровство водителей, недобросовестность отдельных перевозчиков, при этом создание и функционирование службы по контролю неизбежно приведет к дополнительным расходам. Распространение проездных на весь транспорт частных перевозчиков также приведет к снижению выручки, а если к этому добавить действующие программы, например, когда пассажир после оплаты проезда может совершить пересадку в течение 30 минут на другой автобус, выручка будет снижаться неизбежно!

- Может быть, прозрачные конкурсные процедуры все расставят на свои места?

- Вспомните историю конкурсов 2006 года, когда предметом конкурса также являлись деньги. Тогда перевозчики брали на себя немыслимые, неисполнимые обязательства, правда, эти условия впоследствии организатором перевозок были отменены. Вполне вероятно, что в этот раз тоже отменят. Но в любом случае можно также говорить о существенном риске, когда перевозчики, чтобы заключить муниципальный контракт, будут в конкурсе принимать на себя обязательства, которые в силу текущих экономических реалий исполнить не в состоянии. Чтобы проводить вот такие смелые эксперименты на рынке, по моему мнению, необходимо сначала поэкспериментировать на очень малой часть рынка и, только убедившись на конкретных результатах, что эксперимент удался, распространять его действия на весь рынок пассажирских перевозок.

Также мы дополнительно попросили прокомментировать ситуацию авторитетного омского эксперта в сфере пассажирских перевозок. Он согласился на условиях анонимности.

- Как Вы относитесь к текущей реформе транспорта?

- Весьма осторожно. Мы можем стать свидетелями грандиозного провала транспортной политики в миллионном городе. В то же время в теории подходы, к которым прибег департамент транспорта городской администрации, могут работать. Вопрос в исполнении.

- Что Вы имеете в виду?

- Сама по себе постановка частных перевозок под контроль муниципалов может способствовать выправлению ситуации с вялотекущим транспортным кризисом. Не секрет, что омский муниципальный транспорт умрет ровно в тот день, когда в него перестанут перекачивать деньги из бюджета. Теоретически постановка под контроль частников может дать деньги городским властям. Но, учитывая неудачный опыт реформ предыдущих лет, я, скорее, представляю себе дело таким образом, что городской казне придется впоследствии раскошелиться и на частника, а не только на муниципалов. Вполне допускаю, что реформа проводится не в интересах бюджета, а в интересах какой-то крупной, вполне возможно - иногородней, компании, которой омичам еще придется доплачивать из казны. Мы знаем, как у нас проводятся конкурсы.

- Может, стоит наладить предлагаемую схему на отдельных маршрутах, посмотреть на результат, потом принимать решения?

- Стоит понять, чего же мы хотим. Если мы хотим сохранить муниципальные пассажирские предприятия и минимизировать бюджетные вливания в транспортную систему, необходимо начинать с реформы этих предприятий, снижая факторы, тянущие вверх так называемую межтарифную разницу. Реформу у нас в очередной раз начали не с того конца. Вновь пытаются исходить из того, что частники снимают «сливки», все беды от бесконтрольности частников.

Проблема не в частниках, она кроется в муниципальных предприятиях, которые годами проедают городской бюджет, и, несмотря на всю критику, межтарифная разница всегда только росла. По сути, постановка под контроль частника возможна только в случае введения чего-то вроде транспортных карт, полностью безналичного расчета. Любой нал, который будет проходить через частных перевозчиков, контролируем постольку-поскольку. Провести реформу на части маршрутов невозможно. Ее, скорее, нужно проводить поэтапно. И первым этапом в этой реформе должно стать реформирование муниципальных предприятий. При нынешних пропорциях рынка только при наличии эффективных муниципальных транспортных предприятий возможно построение в целом устойчивой городской транспортной системы. Частника здесь можно только вытеснить с рынка и, например, привести своего частника, чей рост представляет для тебя какой-то интерес.

Если же мы считаем, что нам не нужны муниципальные предприятия или мы не в состоянии привести их в божеский вид, есть другой путь. Это приватизация и принцип «открытых дверей». Пусть придут новые частники, пусть те, кто уже работает на частных маршрутах, придут с новыми инвестициями, а чиновники пропишут понятные, прозрачные правила, в том числе – конкурсы, процедуры и т.п. А так эта реформа выглядит как мертвому припарка в контексте городского бюджета, а в отношении развития рынка – как непрозрачная игра чиновников, вероятно, в чьих-то интересах.

- Вы сгущаете краски?

- Боюсь, что нет. В то же время полностью вся картина станет понятна только тогда, когда мы увидим условия конкурса.

- Спасибо!

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории "Интервью"
Читать все свежие новости Омска
Загрузка...

Убийцу трех друзей в Павлоградском районе приговорили к пожизненному заключению

Сегодня 18:27

167

РАССЛЕДОВАНИЕ «СУПЕРОМСКА»: как омский суд отдал ребенка матери без жилья и дохода?

РАССЛЕДОВАНИЕ «СУПЕРОМСКА»: как омский суд отдал ребенка матери без жилья и дохода?

Тетянников о послании Путина: это качественный рывок страны в сторону улучшения благополучия граждан

Сегодня 18:25

78

В Омске поставят 100 новых остановок к приезду Путина и Назарбаева

Сегодня 18:17

119

Браконьера наказали крупной суммой за незаконный вылов ценного ресурса из озера Эбейты

Браконьера наказали крупной суммой за незаконный вылов ценного ресурса из озера Эбейты

18 февраля 2019 10:51

564

Новый мастер-класс Максима Батырева «Управление сложными подчиненными»

Сегодня 18:08

65

Омский депутат Госдумы Шрейдер сделал заявление о послании Путина

Сегодня 18:02

139

Школьники из Омска отправились на экскурсию на МКС

Сегодня 17:50

70

Путин призвал пересчитать пенсии «задним числом»

Сегодня 17:47

181

Аэропорт имени Летова в Омске готовят к закрытию

Сегодня 17:01

334

Омские депутаты призвали ужесточить штрафы за незаконные свалки

Сегодня 16:04

146

В омском облправительстве объяснили причину отказа от классического метро

Сегодня 14:52

604

Омские депутаты опасаются мусорного коллапса в частном секторе

Сегодня 14:44

501

Модернизацию Омского НПЗ высоко оценили иностранные студенты

Сегодня 14:25

228

Дептранс назвал претензии прокуратуры по поводу транспортной реформы в Омске временными трудностями

Сегодня 14:09

289

Юрий Шевчук пошутил о ЧП во время концерта в Омске

Сегодня 13:14

431

Омский аэропорт Федоровка частично сменит собственника

Сегодня 13:04

505

Отец и сын, подозреваемые в убийстве трех друзей в Павлоградском районе, ждут справедливого решения суда

Сегодня 12:55

454

Стало известно окончательное решение по омскому метро

Сегодня 12:45

947

ТЕСТ: насколько вы в курсе последних новостей?

Сегодня 12:39

243

Омская прокуратура заявила о нарушениях в транспортной реформе

Сегодня 11:44

292

«Пятерочка» приглашает омичей отметить свой юбилей

Сегодня 11:00

229

Центробанк сообщил об ускорении инфляции в Сибири

Сегодня 09:29

414

Руководству омского Фонда медстрахования будут платить больше премий к юбилеям

Сегодня 08:33

386

Максимум усилий на благо омичей

Сегодня 08:00

630

В Омской области водный канал Иртыш – Омь после консервации спас две деревни

Сегодня 07:48

904

Департамент образования Омска будет поддерживать деньгами студентов-педагогов

Сегодня 07:04

311

Конфликтный стул омского студента

Сегодня 06:59

404

Фролова и Компанейщикова официально отлучили от «Комфортной городской среды»

Сегодня 06:00

656

Фадина усложнит подчиненным зарубежные командировки

Вчера 22:15

645

Депутат Гомолко: «Вопросы научно-методического сопровождения в сфере образования должны остаться на контроле комитета»

Вчера 21:32

962

Сусликовы избавляются от квартиры за 175 миллионов

Сусликовы избавляются от квартиры за 175 миллионов

«Его больше нет с нами»: омичи простились с Ринатом Карымовым

«Его больше нет с нами»: омичи простились с Ринатом Карымовым

17 февраля 2019 15:02

2420