Как ранее писал «СуперОмск», 18 октября на заседании комитета горсовета по финансово-бюджетным вопросам депутаты озадачились той нагрузкой, которая ложится на бюджет в результате транспортной политики Мэрии. Решением комитета депутаты запросили в Мэрии обоснование финансовой модели транспортных предприятий города.
Своеобразной реакцией на беспокойство депутатов стало заявление директора департамента транспорта Александра Вялкова. Чиновник заявил, что горсовету будет предложено поднять стоимость проезда для горожан до 30 рублей.
Мы поинтересовались мнением депутата горсовета Олега Афанасьева, ранее выходившего с несколькими инициативами в сфере пассажирских перевозок.
- Олег Борисович, как вы оцениваете заявление Александра Вялкова?
- Категорически против такого резкого роста тарифов на проезд в муниципальном транспорте. Озвученное предложение руководителя департамента транспорта о повышении стоимости проезда до 30 рублей неприемлемо. Муниципальные транспортные предприятия должны снижать издержки, минимизировать затраты. Есть пример города Уфы, где пассажирский транспорт уже достаточно давно ездит на метане, примеры перевода транспорта на метан есть и у нас, это подвижной состав «Омскоблавтотранса», что нам мешает? Это экономия на 50-60%.
Есть города, где стоимость проезда гораздо ниже 25 рублей, а уровень жизни и зарплаты значительно выше, города с миллионным населением и не только, в таких же климатических условиях. Новосибирск – 19 рублей, Красноярск – 22 рубля, Челябинск – 23 рубля, Тюмень – 25 рублей. Можно искать варианты частно-государственного партнерства. Предлагаемое столь значительное повышение тарифа – это путь наименьших усилий для чиновников и руководства ПАТП. Прежде чем поднимать вопрос о повышении тарифа, департамент транспорта должен пояснить, что сделано для того, чтобы тариф не повышался. Что вообще сделано, помимо того, чтобы наращивать затраты из бюджета и карманов горожан?
- По вашим ощущениям, есть ли здесь риски в социально-политической плоскости?
- Депутатскому корпусу нужно сплотиться и не допустить необоснованного роста. Каждую копейку, закладываемую в городской тариф, департамент транспорта должен обосновать. Руководству города и области нужно обратить внимание на социально-политические издержки процессов, происходящих с городским транспортом. Качество услуг падает, как говорят те, кто пользуется новыми автобусами так называемого среднего класса, они неудобны для горожан, не приспособлены для проезда стоя. Как бы нас не убеждали, но по своей сути вновь приобретенные ПАЗы - это все-таки транспорт для сельских и пригородных пассажироперевозок, и уж точно не для центра города-миллионника.
Оптимальная комбинация, максимально удовлетворяющая на сегодняшний день потребности горожан в качественных транспортных услугах, это низкопольные автобусы большого класса и маршрутное такси (сегодня это автобусы так называемого малого класса, по привычке называю их маршрутным такси, потому что это более быстрый и комфортный способ добраться до нужной вам точки). Сейчас мы видим снижение качества услуг при одновременном скачкообразном росте цен, безусловно, здесь есть риски.
- Есть мнение, что экономически повышение цен неизбежно. Какая цена проезда экономически обоснована в 2019 и 2020 годах с учетом того, что тариф не менялся три года?
- Есть, конечно, очевидные причины - инфляция, рост цен на ГСМ, запчасти. Рост тарифов неизбежен, но он все-таки должен быть плавным и не таким высоким, думаю, на ближайшие пару лет тариф на проезд в муниципальном транспорте должен быть в пределах 25 рублей. И, как уже было сказано выше, каждую копейку, закладываемую в городской тариф, департамент транспорта должен обосновать.