На пленарном заседании Омского городского Совета 24 октября депутаты приняли проект постановления «Об утверждении стратегии социально экономического развития города Омска до 2030 года и проведении публичных слушаний». Как отметил в докладе председатель горсовета Владимир Корбут, в проекте проанализирована экономическая ситуация в Омске в период с 2014 по 2017 годы. Также представлена сводная информация об оценке основных итогов реализации стратегии развития до 2025 года и анализ сильных и слабых сторон социальноэкономического развития нашего города. |
По проекту Стратегии для Омска разработано три сценария: «Борьба за выживание», «Трансформация» и «Территория комфорта». Первый – пролонгация существующих на сегодняшний день трендов развития, его минус – отсутствие проектов, значительно влияющих на качество жизни населения. Два других сценария более конструктивны и направлены в первую очередь на развитие как территории города, так и экономики. Здесь предусмотрено внедрение новых технологий и проектов, призванных улучшить качество жизни омичей. В результате обсуждения мнение депутатов и администрации склонилось в пользу «Территории комфорта».
По задумке разработчиков этого сценария, рынок энергоресурсов через повышение цен на нефть должен обеспечить значительный рост экономики. Активная федеральная поддержка сопровождается благоприятным инвестиционным климатом. Крупные модернизированные предприятия становятся ядром технологических наукоемких кластеров, активируя малое и среднее предпринимательство. Характерно активное привлечение иностранных инвестиций. В бюджете города значительные средства заложены на развитие. Одно из важнейших изменений – обновление транспортнологистической инфраструктуры.
В «Территории комфорта» город представлен как центр крупных деловых, культурных и спортивных событий российского и мирового масштаба, форпост образования: омские вузы на лидирующих позициях. Доход жителей растет – Омск среди лидеров городовмиллионников. Параллельно растет потребительский рынок.
Это значит, что появляется возможность инвестировать в настоящее и на перспективу. Муниципальная политика должна обеспечить приток высококвалифицированного человеческого капитала, а горожане активно участвуют в решении вопросов местного значения.
Городское пространство преображается: высокий уровень благоустройства, медицины, физкультуры и спорта, а также большое число парков и скверов – все это позволяет горожанам вести активный и здоровый образ жизни. Развивается сеть детских садов и школ, поликлиник, дворовых спортивных комплексов и площадок, дворовых парковок.
Как отмечают авторы Стратегии, именно такой сценарий социальноэкономического развития города будет целесообразным. Именно он в большей степени соответствует современным вызовам, целям и задачам, сформулированным в документах стратегического планирования федерального и регионального уровней. При этом он требует более сложной модели муниципального и корпоративного управления. Для успешного воплощения производственная инфраструктура должна напрямую влиять на ключевые показатели социальноэкономического развития. Подчеркивается, что не следует ожидать абсолютно точного выполнения представленных параметров.
Следуя «Территории комфорта», доходы бюджета должны возрасти с 17,205 миллиарда рублей в 2018 году до 31,218 миллиарда рублей в 2030. Причем резкий скачок требуется уже в следующем году с необходимым увеличением более чем в 6 миллиардов. Это будет возможно при содействии регионального и федерального бюджетов. В общем, рост межбюджетных трансфертов планируется с 8,925 миллиарда до 12,934 миллиарда в 2030 году.
Согласно предложенному сценарию, к 2030 году расходы предусматривается увеличить с 17,845 миллиарда рублей до 29,279 миллиарда. Очевидно, что к финальной точке бюджет планируется с профицитом. При этом значительная часть будет уходить на функционирование муниципальных учреждений – 11,284 миллиарда к 2030 году. А вот расходы на освещение, управление собственностью, компенсацию выпадающих доходов предприятий транспорта необходимо, наоборот, сократить. Уменьшится и выплата процентов по муниципальному долгу, а к окончанию проекта задолженность у города не предполагается вовсе.
В целом «Территория комфорта» предусматривает увеличение объемов промышленного производства, приток рабочей силы и ежегодный рост номинальной заработной платы на 107,8 %. Поступления в бюджет в 2030 году увеличатся в 2,5 раза к уровню 2017 года.
Добавим, что публичные слушания по проекту Стратегии запланированы на 27 ноября. В состав рабочей группы включили 7 депутатов горсовета и 6 представителей мэрии.
Также на последнем заседании депутаты рассмотрели проект бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов. Основные параметры озвучил председатель профильного комитета Юрий Федотов. «Предварительно в 2019 году по доходам предлагается 17,4 миллиарда рублей, расходы планируются в объеме 18,3 миллиарда рублей, дефицит бюджета – 8,4%, или
877 миллионов рублей. В 2020 году порядок цифр примерно такой же. Пока только мы не достигли тех показателей дефицита бюджета, о которых депутаты говорили в ходе бюджетных слушаний ранее», – заявил Юрий Федотов. По его словам, финансовобюджетным комитетом дополнительно было принято решение предложить администрации города внести финансовоэкономическую модель функционирования транспорта на 2019 год.
Председатель Омского городского Совета Владимир Корбут отметил взаимосвязь бюджета города со Стратегией развития Омска. «Рассматривая сегодня Стратегию, мы, соответственно, смотрим и на бюджет. Как и прежде, он «социальный». Если в 2018 году социальная сфера затрагивала практически 70% бюджета, то в 2019 году социальная сфера занимает 62%. Это говорит о том, что мы будем больше расходовать на развитие: практически 9,5 миллиарда рублей мы будем тратить на образование, более миллиарда – на культуру, 3,5 миллиарда – на дороги. Только 50 миллионов мы потратим на тротуары, которые так необходимы городу. Поэтому, как мы видим, всетаки направление стратегии «Территория комфорта» ближе для города и отвечает современным запросам. Мы должны все вместе решить данную задачу, чтобы в городе Омске было комфортно жить», – заявил Владимир Корбут.
Депутаты определились с датой публичных слушаний по бюджету Омска. Они пройдут 9 ноября 2018 года. Желающие выступить в ходе слушаний могут подавать заявку в горсовет.
КСТАТИ
Бюджет на 2019 год сформирован на основе программно-целевого принципа: это 12 программ, которые затрагивают все жизненно важные для города направления. Планируется, что в 2019 году самой финансово емкой станет муниципальная программа по развитию образования, больше 9,5 миллиарда рублей запланировано на развитие этой отрасли. Почти 3,5 миллиарда рублей будет направлено на развитие дорожного хозяйства и транспортной системы. Больше миллиарда рублей – на развитие культуры.
Юрий Федотов, председатель комитета Омского городского
Совета по финансовобюджетным вопросам:
Это тенденция продолжится, так как мы ожидаем субсидии из вышестоящих бюджетов.
Будем снижать уровень муниципального долга. При этом бюджет остается «социальным».