Криптовалюты

Доллар - 63,81

Евро - 70,72

Тенге - 0,16

Интервью3177

Представитель АО «Полигон» Владимир Коба: «Тариф на вывоз мусора увеличится минимум в три раза, но что получат омичи?»

Представитель АО «Полигон» Владимир Коба: «Тариф на вывоз мусора увеличится минимум в три раза, но что получат омичи?»

На минувшей неделе областное Минприроды широко анонсировало работу компании «Магнит», которая получила статус регионального оператора обращения с отходами. Региональные власти рисуют радужную картину кардинального решения мусорного вопроса, однако так ли это на самом деле. О реальном состоянии с мусором и его обработкой «СуперОмск» поговорил с Владимиром Кобой, представителем АО «Полигон» (эксплуатирует объект в Надеждино).

– Владимир Васильевич, какова сейчас общая картина, насколько все серьезно?

Ситуации, которая на сегодняшний день сложилась, не один, не два и не три года, и сейчас она доведена до абсурда. Как минимум последние 10 лет ею никто не занимался. Я уже три года нахожусь в Омске и могу точно сказать, что все это время позиция власти заключалась в ожидании: либо одно ведомство передаст другому, либо дождемся, когда появится региональный оператор и решит все эти проблемы. В этом, на мой взгляд, заключается основная проблема. Выбор регионального оператора, безусловно, необходим и важен. Но он не волшебник, не фокусник и однозначно не альтруист, который пришел сюда как благодетель. Ожидать волшебства – очень большая ошибка. И решение проблем не сиюминутное, через короткий срок мы не получим результат.

– Спасет ли ситуацию региональный оператор?

Как известно, «Магнит» была единственной компанией, которая заявилась на конкурс, фактически не было конкуренции, о которой мы не так давно слышали от господина Лобова (министр природных ресурсов и экологии – прим. ред.). Конкурс проводился два или три раза, отменялся после жалоб в ФАС. Причем «Магнит» был зарегистрирован за 1,5-2 месяца до начала проведения торгов. Для многих реальных претендентов помешал участвовать большой задаток, который нужно было внести для обеспечения заявки – 250 млн рублей. Не все организации были готовы вынуть из оборота такие деньги на 3-4 месяца.

То есть потенциальные участники были, ведь в Омске есть компании, которые много лет занимаются профильной деятельностью и могли бы подстроиться под систему с региональным оператором. Эти предприятия знают логистику, специфику региона, понимают объемы, но необходимость внести огромную сумму оказалось главным препятствием. Возможно, регоператор будет сотрудничать с этими перевозчиками, но пока официально об этом ничего не объявлено. Лично мы пока не получили никаких ни предложений, ни перспективы, как будут выстроены взаимоотношения. С нашей стороны было сформулировано видение, как можно будет использовать полигон в Надеждино, но от регоператора обратной связи пока не было.

Фактически деятельность регоператора может свестись просто к сбору средств. Согласно конкурсной документации, эта цифра составляет 32,5 миллиарда рублей на 10 лет. Я не вижу большого опыта и заслуг, которые были бы у этой компании в других регионах. Что будет сделано в Омске и области, мы поймем не раньше чем через полгода, когда будут сделаны реальные шаги.

– С чем придется столкнуться региональному оператору после 1 января?

Сейчас анонсируется строительство мусоросортировочных линий, заводов, и это действительно необходимо. Но сейчас есть колоссальное количество нерешенных проблем, с которыми региональный оператор столкнется с первых же дней. Одна из основных – тариф. Если взять простую цифру – порядка 25 квадратных метров на жителя Омска, то средний потребитель платит не более 45 рублей в месяц за услугу обращения с мусором. На этой неделе было заседание СРО (саморегулируемой организации – прим. ред.), где была обозначена цифра 150-160 рублей с человека в месяц с 2019 года. То есть увеличение будет как минимум в три раза. А что получат омичи за счет него? Какие будут выполнены работы, какая модернизация, что построят? Пока только есть пространные обещания.

Одним из принципиальных условий конкурса было наличие утвержденной территориальной схемы обращения ТКО. Сейчас некая «Большая Тройка» из Москвы разрабатывает по сути новую территориальную схему. Тогда конкурс, получается, нужно проводить заново, поскольку схема не будет соответствовать той, на основании которой проводился конкурс, и, возможно, при новой территориальной схеме появятся компании, желающие участвовать в конкурсе.

Еще один вопрос, который меня волнует и смущает – это невероятные цифры. Якобы мы добьемся таких результатов переработки, что на захоронение будет попадать не более 50 %. Статистика – упрямая вещь. В России из всего объема ТКО не более 10 % максимум уходит на переработку и утилизацию, то есть выпадает из объемов, которые захораниваются на земельных участках. Фактически это 5-7 %. Другого с точки зрения технологий оборудования нет. Либо есть, но стоит очень дорого, никто этого себе позволить не сможет. В ближайшие годы кардинально эти показатели изменить нельзя.

Хотелось бы отметить, что тот перечень полигонов, который назывался руководителями министерства природных ресурсов, не вполне соответствует действительности. Отметим, что с первого января 2019 года в Омске и области останется только два полигона, из перечня объектов озвученных министром природных ресурсов и экологии Омской области, включенных в ГРОРО (государственный реестр объектов размещения отходов – прим. ред.). Это Называевский и Надеждино. 

На пресс-конференции министр природных ресурсов Лобов сказал, что будет один полигон (Называевский). Мы считаем, что это недопустимо – наличие единственного полигона в распоряжении регионального оператора приведет к монополии и безосновательному повышению тарифов для населения. Это противоречит принципам рынка и политике цивилизованной конкуренции.

Я не знаю и не понимаю, какое будет отношение регионального оператора к полигону в Тавричанке, о котором в последние годы много писали и говорили. На него была сделана большая ставка, что он рано или поздно должен решить 70-80 % проблем города и области. С точки зрения здравой логики, действительно, именно на этот полигон должны быть направлены все основные действия регионального оператора. Но логистика там будет с большими транспортными расходами, что отразится на тарифе. К тому же не далее как в ноябре проектная документация по этому объекту получила отрицательное заключение Росприроднадзора. Соответственно, сроки строительства увеличится.

Таким образом, понимаем, что объект в Надеждино – единственный на ближайшие годы, который без непомерных вложений может быть приведен в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет законодательство.

– Насколько готов ваш полигон в Надеждино в будущем увеличивать объемы?

Нужно начинать с того, что не стоит сейчас плодить новые свалки, никакой необходимости в этом нет. Надеждино на сегодняшний день может закрыть 60-70 % потребностей. Необходимы дополнительно только 1-2 объекта, которые смогут принимать ТКО. Самое основное, нужно прекратить этот поток нелегального, черного вывоза мусора, когда непонятно где и непонятно кем образуются стихийные площадки. Объем отходов по области – около 1,2 миллиона тонн в год, из них 650 тысяч тонн приходится на Омск. Надеждино принимает не более 130-140 тысяч тонн.

Возможности после модернизации возрастут до 400 тысяч тонн. С нашей стороны за прошедший год была проделана громадная работа. Объект в Надеждино был приобретен на торгах, организовано новое юридическое лицо АО «Полигон», с января 2018 года мы ведем накопление отходов. Было проведено много работы по проектированию, закуплена новая техника. Мы провели общественные слушания, подготовились к защите и получению одобрения федеральных надзорных органов в рамках экологической экспертизы и приступили  к строительству и получению всех необходимых лицензий.

На полигоне будет открыта новая площадка накопления с 1 декабря. Приобретен компактор, единственный в Омске. Подготовлена установка мобильного мусоросортировочного комплекса, полностью разработан и уже смонтирован конструктив, на котором он будет установлен. Комплекс оплачен, сейчас доставляется в Омск. С 25 ноября начинается его монтаж. Запуск мы планируем осуществить до нового года. С 1 января законом запрещается размещать отходы без предварительной обработки, и эти условия будут выполняться. Объем инвестиций, вложенных в модернизацию – порядка 35-40 миллионов рублей.

Мы работаем по тарифу, который был утвержден РЭКом на 2017 год, с небольшим повышением до 425 рублей за тонну с НДС. Так мы работаем на протяжении 2018 года. И только за счет прибыли мы смогли произвести и производим эти работы. Не то чтобы это достаточные деньги, чтобы быстро модернизировать полигон, но, тем не менее, этих средств хватит на строительство и приобретение техники.

Отметим, объемы, которые поступают на Надеждинский полигон сегодня, составляют не более 20 % от мусора в Омске и в радиусе 10-15 километров от города. Остальные 80 % распределяются между Ленинской и Кировской свалкой (которые закрыты и находятся в черте города), а также на несанкционированных свалках, которых в регионе большое количество. И если еще раз вернуться к повышению цен на вывоз ТКО, то, на мой взгляд, оно обосновано в одном единственном случае, если будет строиться и развиваться полигон в Тавричанке, в который более трех лет правительство Омской области вкладывает бюджетные деньги. И эти работы должны быть доведены до логического завершения. Категорически нельзя допускать продолжения вывоза на Ленинскую, Кировскую свалки под «видом» обработки ТКО, а по факту продолжать размещение отходов на этих объектах, расположенных в черте города и на других несанкционированных свалках.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории "Интервью"
Читать все новости Омска и Омской области за сегодня