В минувшую пятницу губернатор Омской области Александр Бурков принял отставку главы региональной энергетической комиссии Владимира Тараненко. Увольнение стало неожиданностью – как раз в это время в разгаре тарифная кампания, организации подают свои заявки на утверждение тарифов на свою деятельность в новом году.
Предположительно, отставка стала следствием нежелания Тараненко подписывать новые тарифы на вывоз твердых коммунальных отходов в регионе. Сейчас этот вопрос злободневный – с 1 января начинает деятельность региональный оператор по обращению с ТКО. Вывоз мусора станет коммунальной услугой вместо жилищной, будет выделен в отдельную квитанцию. Ожидается, что тариф составит 150-160 рублей с человека, таким образом, на семью из трех человек услуга обойдется в 450-500 рублей, что для бюджета многих омичей может стать существенной нагрузкой. Стоит отметить, что РЭК вскоре придется принимать решение и еще по одному важному тарифу – на перевозки общественным транспортом, что влияет на выделяемую бюджетом сумму компенсации разницы между стоимостью проезда и установленным тарифом.
Сам же Тараненко по существу свое решение не объяснил, ограничившись общими словами о «личном желании дальнейшего развития и использования своего опыта и знаний в других сферах», а также не смог назвать новое место работы.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:
Тариф на транспорт еще находится в зоне политической дискуссии. Что касается тарифа на ТБО – он должен быть в любом случае утвержден до конца года. Любопытное совпадение: являющийся уроженцем Таврического района Тараненко ушел в отставку ровно в тот самый момент, когда стало известно о том, что проектная документация полигона в этом районе получила отрицательное заключение Росприроднадзора.
Владимир Тараненко, пробывший в должности главы РЭК около года и еще несколько месяцев находившийся там же в статусе и. о., явно столкнулся с мощным лоббистским давлением. Ведь, если действительно будет принят тариф в размере 150-160 рублей с человека в месяц, это будет значить, что, во-первых, небогатая Омская область окажется в числе регионов с достаточно высоким тарифом (низким сейчас считается в пределах 60-70 рублей, а с нового года таковым будет в пределах 90-100).
Во-вторых, по факту средняя семья из трех человек будет платить за ТБО больше, чем за капремонт. Наконец, в-третьих, сильнее всего пострадают многодетные семьи с невысоким доходом, ведь семья с тремя детьми будет платить уже 750 рублей в месяц. Очевидно, что монополизация рынка (а регион является одним из немногих, где региональный оператор – единственная фирма с заградительным залогом в 200 млн руб.) выходит омичам боком.
В этом случае Тараненко – далеко не первый, кто потерял свою должность на пути создания нового рынка. Напомним, что бывший министр природных ресурсов Александр Винокуров также, судя по всему, отказался участвовать в лоббировании единственного оператора (схема, разработанная при нем, предполагала трех). Возможно, были и другие кадровые решения, оформляемые как «утрата доверия» и т. п., в итоге же мы имеем рассматриваемый тариф, по которому мусор в среднем «подорожает» для омичей сразу же в 4 раза.
Стоит вспомнить и обстоятельства назначения Тараненко – он стал руководителем РЭК после того, как предыдущий председатель Олег Голубев покинул свой пост в разгар «битвы за ОДН». Отставку Голубева в свое время пытались связать с лоббированием назначения Тараненко Вадимом Грабарем, но конфликта интересов до настоящего момента в данной связке никто доказать не мог. Ситуация с уходом Голубева была явно вынужденной, возможно, он так же отказывался принять ОДН в интересах энергетиков, но ушел явно не сам. Что же касается увольнения Тараненко, то тут полное ощущение, что он принял самостоятельное решение. Например, характерно, что в последние недели правление РЭК собиралось чуть ли не через день, рассматривая массово вопросы техприсоединений и другие связанные с «родной» для Тараненко энергетикой, но до рассмотрения тарифов на транспорте и на ТБО руки так и не дошли.
Вряд ли стоит ожидать быстрого утверждения нового председателя РЭК, особенно в случае, если ставка будет сделана на приезжего управленца. Времени на поиски иногороднего специалиста сейчас явно не хватит, вопрос с утверждением тарифа на ТБО до нового года и ряда других тарифов стоит слишком остро. Возможно, наиболее «неприятные» тарифы, как ТБО, будут приняты при и. о., а постоянный руководитель РЭК появится уже после этого.
Такую новацию, впрочем, не оценила ФАС России. На закупку поступила жалоба от активистов общественной организации «СТОПКартель». Активисты отметили, что представители заказчика не представили доказательств, подтверждающих, что все объекты улично-дорожной сети, содержание которых необходимо произвести в рамках исполнения контракта, имеют общие границы и неразрывно связаны между собой, а также что оказание услуг по объекту закупки выполнимо исключительно в рамках единого технологического процесса. Кроме того, объединение в один лот различных услуг (работ), обладающих различным набором потребительских свойств, неизбежно ведет к сокращению числа претендентов, заинтересованных каждый в своем наборе товаров, работ (услуг), и ограничивает конкуренцию.
В итоге в центральном аппарате ФАС признали правоту жалобщиков и предписали УДХ разукрупнить тендер, то есть, как и ранее, провести несколько торгов на дороги с меньшей ценой закупки.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:
Речь идет о попытке создания схемы освоения в регионе «длинных» денег на федеральные трассы (речь идет о сумме в 18,5 млрд рублей до 2024 года). Как мы уже отмечали ранее, в дорожно-строительной сфере, на рынке ТБО, в целом ряде иных сфер проводится принудительная «централизация» соответствующих рынков, при этом иногородним игрокам ставится задача создания центров прибыли в Омской области.
Безусловно, в каждом отдельном случае страдает экономия и в итоге в среднем растут издержки населения, но достигается контроль за качеством работ, обеспечивается гарантийное обслуживание и повышаются поступления в областной бюджет. Вспомним о ситуации с парализовавшем всю дорожную тему конгломератом компаний, много лет осваивавших миллиардные подряды. Ведь, по факту, наемные рабочие этих предприятий зачастую «завозились» на сезон, а налоги в бюджет благодаря различным схемам оптимизации поступали крайней скудно, не говоря уже о качестве выполняемых работ.
Параллельно идет процесс усиления давления на ДРСУ – так, только с ДРСУ №6 управление дорожной деятельности судится на 175 млн рублей. Т. е., скорее всего, единый контракт разрабатывался и не под ДРСУ.
После того, как слова были процитированы в СМИ, последовала мгновенная реакция от федерального руководства партии. Секретарь генерального совета «Единой России» Андрей Турчак заявил, что позиция Провозина о нежелании поддерживать многодетные семьи не имеет ничего общего с линией «Единой России», и поручил секретарю омского отделения партии Юрию Тетянникову разобраться в ситуации. Как высказался Турчак, «слова Провозина о нежелании поддерживать многодетные семьи не имеют ничего общего с позицией «Единой России», для которой вопросы демографии и поддержки материнства и детства являются приоритетными. Поручаю секретарю Омского реготделения разобраться в данной ситуации и сделать соответствующие организационные выводы». Политик также напомнил о недопустимости совершения действий, дискредитирующих «Единую Россию».
Впрочем, товарищи по партии проявили лояльность. Члены регионального политсовета вынесли депутату предупреждение, объяснив мягкое решение тем, что, мол, Провозин «сказал о том, что это его личное мнение, а не руководства, партии или горсовета». Сам депутат, помимо оправданий, что, дескать, его не так поняли, попытался бравировать тем, что он не боялся потерять партбилет.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:
Стоит отметить, что омский скандал попал в своеобразный тренд – в различных регионах за последнее время представители власти дают понять, что, по меткой цитате уральской чиновницы Глацких, «государство вам ничего не должно». Проще всего решалась подобная ситуация, когда речь шла о чиновниках – правда, их зачастую увольняют с одной должности, чтобы чуть ли не сразу же принять другую. Случай с господином Провозиным сложнее – во-первых, он выборное лицо, а по факту отозвать депутата в Омске еще никому не удавалось. Во-вторых, Провозин абсолютно лоялен клану, контролирующему омскую «Единую Россию», в связи с чем и наказание за его высказывание оказалось вызывающе мягким (правда, по нашей информации, вопрос далеко не снят с повестки и будет обсуждаться после съезда 7-9 декабря).
Реакция омского реготделения выглядит слабой, манипулятивной, внимание явно пытаются сместить на ложную логику (Провозин чуть ли не выступил в своем заявлении в поддержку многодетных семей). По большому счету, принципиальность позиции регионального отделения «Единой России» по «вопросу Провозина» продемонстрирует, есть ли у данной партии в Омске какое-либо будущее, или она окончательно станет марионеткой в руках одиозного олигарха, предпочитающего французское солнце омскому и продолжающего «высасывать» последние соки из нищающего на глазах региона.