На прошлой неделе президент Владимир Путин подписал закон о продлении деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства до 1 января 2026 года. Помимо своих нынешних задач по модернизации коммунальных объектов, фонд будет заниматься обеспечением устойчивого сокращения числа непригодных для проживания домов. Кроме этого, фонд возьмет на себя и функцию мониторинга проведения капитального ремонта в регионах. Законом также устанавливается, что к аварийному жилищному фонду будут относиться жилые помещения в многоквартирных домах, признанные аварийными до 1 января 2017 года (в действующей редакции – до 1 января 2012 года). А срок действия обязательства региона по переселению граждан из всего аварийного жилищного фонда, которое является условием предоставления субъекту РФ финансовой поддержки фонда, увеличивается до 1 сентября 2025 года (сейчас – до 1 сентября 2017 года). «ДГ» узнала все подробности у соавтора законопроекта, депутата Государственной Думы РФ Виктора Шрейдера.
– Виктор Филиппович, как соавтор законопроекта о продлении срока действия Фонда ЖКХ расскажите подробнее, зачем фонд нужен, как формируется и чем занимается.
– Если начать сначала, то еще в 2008 году вышел Федеральный закон № 185 по капитальному ремонту и расселению ветхого и аварийного жилья. В рамках исполнения этого закона и был создан Фонд капитального ремонта. В рамках этого же закона действовали две программы: программа капремонта жилого фонда за счет федерального ресурса и расселение ветхого и аварийного жилого фонда. Последняя программа распространялась на тот жилой фонд, который был признан аварийным до 1 января 2012 года. Но жизнь не стоит на месте, и процесс признания жилого фонда аварийным продолжается. За прошедшие несколько лет в стране накопился большой объем жилого фонда, который ранее не вошел в программу. И в соответствии с Жилищным кодексом его расселение ложится на плечи муниципалитета. Если дом признан аварийным, муниципалитет обязан уже в течение шести месяцев его расселить. Однако это, конечно, очень большой финансовый ресурс, затратный механизм, и таких возможностей ни у кого нет. Именно поэтому возникла необходимость продления на следующий период срока действия механизма расселения. Новый закон, где я выступаю соавтором, продлевает срок действия программы до 2026 года. Но в него войдут дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года. И доля муниципалитета немного отличается. В целом по стране доля софинансирования – от 1 % до 5 %, в Омске – 2 %. Закон уже прошел все стадии, принят к исполнению и начнет действовать 1 января 2019 года.
– Прописаны ли в новой редакции какие-то ограничения по году постройки дома?
– Нет, год постройки абсолютно не важен. Поскольку по технологии признания дома аварийным год постройки не учитывается, только техническое состояние.
– Если подводить итоги первого этапа действия программы расселения ветхого и аварийного жилья, то что получилось, а что нет?
– В целом по стране программа выполнена в полном объеме. Небольшой ресурс по 14 субъектам Федерации был перенесен на 2018 год. Омская область и город Омск с 2008 года получали из федерального бюджета довольно значительные средства. Что касается новой редакции, то в ней предусмотрена возможность не только расселения ветхого и аварийного жилья, но и капитального ремонта жилого фонда с продлением срока эксплуатации. Речь идет о жилье по технологии массовых серий, это так называемые «хрущевки». Муниципалитет должен подготовить документацию, провести обследование, подтвердить состояние, требующее капремонта с усилением конструкции для продления срока эксплуатации, тогда, на наш взгляд, такие дома можно будет также провести через эту программу.
– Это как раз те предложения, которые вы вносили на федеральном уровне, показывая опыт Омска по реконструкции домов 335-й серии?
– В конце июня в Омске прошло выездное заседание комитета. Я был его инициатором. Как раз тема была по реконструкции и продлению срока эксплуатации домов первых массовых серий на примере нашего опыта. Ведь из 170 домов 62 мы продлили срок дома через усиление конструкции. Но осталось еще 108 домов, которые также требуют проведения реконструкции.
– Подобный опыт есть в других регионах?
– В целом по стране, насколько мне известно, опыта, который бы привел к положительному результату или привел бы к продлению срока эксплуатации дома, кроме Омска, к сожалению нет.
– Вы также выступили с инициативой упростить порядок получения льгот на оплату ЖКХ. В чем она заключается?
– Сейчас для получения льгот нужно собрать большое количество документов. В том числе справку об отсутствии задолженности по платежам. Но управляющие компании дают ее очень неохотно, пытаются найти даже мнимую задолженность, чтобы лишить гражданина льготы. Такая практика сложилась в целом по стране. В результате возникла инициатива, что только суд может определить, есть задолженность у жителя по жилищно-коммунальной услуге или нет. Если решения суда нет, то люди должны без проблем получать дотацию. И необходимости ходить по инстанциям у собственника не будет. Снижаются бюрократические проволочки. Вступление закона в силу планируется 1 января 2021 года.
– В подготовке каких еще инициатив вы участвуете как депутат Госдумы?
– Сейчас активно идет процесс по формированию национальных проектов, по их наполнению. В целом на территории страны будут действовать 12 проектов по разным направлениям. Сейчас идет обсуждение вопроса их наполнения реальным финансовым ресурсом. В основном это будет федеральный бюджет. Мы ставили вопрос, чтобы на весь срок действия проекта изначально был определен объем финансирования для конкретной территории, для конкретного субъекта. И этого удалось добиться. Сейчас все нацпроекты прописаны в бюджете. Теперь задача субъекта и муниципалитета – представить необходимые документы. Кстати, цифры софинансирования вполне доступные: от 2 до 10 %. Москва только направляет сумму, а распределение по объектам – задача субъекта. Таким образом, становятся понятны объем и сроки, появляется возможность подготовки документации, проведения конкурса, работы с населением и т. д. Это значительно облегчает весь процесс, повышает уровень гарантии освоения бюджетных средств.
– Как часто вам удается бывать в Омске?
– Согласно утвержденному графику работы Государственной Думы, у депутатов три недели пленарных заседаний и одна неделя на территории избирательного округа, так называемая региональная неделя.
– Получается, в основе всех законопроектов и инициатив, которые вы предлагаете, лежат обращения людей?
– Конечно. Вот, например, очень много проблем было по состоянию дорог. Не только у нас, в Омске, но и в целом по стране. По ремонту, обслуживанию. Основной источник средств – это дорожный фонд, который формируется из транспортного налога и акциз на топливо. До 2016 года эти суммы поступали в федеральный бюджет, а уже оттуда перечислялись на территорию субъектов. Но, как правило, только половина суммы. Нам же удалось добиться принятия федерального закона, инициатором которого также был я. Отмечу, с 2016 года весь дорожный фонд остается на территории субъекта Федерации. На следующий год это порядка 9,5 миллиарда рублей. Это очень серьезный ресурс, и мы уже видим значительные изменения в этой сфере. Вот конкретный результат закона.
Правда, и здесь остаются вопросы. Если на федеральном уровне решение принято, то на уровне распределения дорожного фонда между региональным и муниципальным бюджетами вопрос еще не решен. Я говорил об этом с губернатором Омской области. На мой взгляд, необходимо принятие регионального закона, который определил бы механизм распределения дорожного фонда между бюджетами. Чтобы муниципалитет точно знал, на какую сумму он может рассчитывать. Ведь ремонт дорог требует большой подготовки. Нужно проработать документацию, провести экспертизы и конкурсы. Все это требует времени. Кроме того, нужно понимать, какая сумма предполагается на следующие бюджетные периоды. Ведь в Сибири срок выполнения дорожных работ не так велик.
– С какими еще проблемами к вам обращаются избиратели?
– Вопросов много. Конечно, основная тема – по ветхому и аварийному жилью. Особенно, когда дома признаны аварийным, но не вошли в предыдущую программу. Много вопросов по приватизации жилого фонда. Федеральным законом этот срок был ограничен. Кстати, в составе шестого созыва Госдумы я также был инициатором по продлению срока бесплатной приватизации. Сегодня же принят закон, что срок бесплатной приватизации вообще отменен. Теперь в любое время, когда появилась возможность или необходимость, можно это сделать.
– Бывало такое, что граждане приносят вам готовый законопроект?
– Бывает и такое. Правда, сложно говорить о стопроцентном соответствии тем требованиям, которые применяются, чтобы законопроект был рассмотрен. Но приносят, в том числе от общественных организаций. Вот, например, совет ветеранов Омска вышел с инициативой о принятии закона о городах трудовой Славы. Есть города боевой Славы, города-герои, а звания города трудовой славы нет. Эту инициативу мы оформили как законопроект и внесли в Госдуму, и сейчас он в стадии рассмотрения.
– А в том, что касается взаимоотношений собственников с управляющими компаниями. На что жалуются жильцы?
– Традиционно на качество обслуживания. С учетом того, что я долгое время проработал в системе местного самоуправления, у меня есть и личные контакты, и возможность оценить ситуацию. Вникаем, стараемся разобраться и помочь людям.
– Вы выступили с предложением, чтобы председатель совета многоквартирного дома мог стать владельцем спецсчета по формированию Фонда капремонта. Зачем это нужно и каковы перспективы принятия этой инициативы?
– Сегодня те деньги, которые мы с вами как жители вносим за капремонт, в основном аккумулируются на региональном счете оператора. Они, по сути, обезличены. И бывает, возникает ситуация, когда необходимо срочно отремонтировать, а в графике ремонта дом стоит еще не скоро. При этом жители внесли уже сумму, которой хватило бы на ремонт, но снять ее не могут. Если же расчетный счет открыт на ваш дом, то вы в любой момент можете потратить деньги на нужды дома. Но опять же, здесь есть ограничения: только ТСЖ и ЖСК имеют возможность открытия отдельного лицевого счета. Мы же считаем, что, независимо от формы управления, если жители провели собрание и решили аккумулировать средства на своем расчетном счете, такое право должно у них быть. Вероятность принятия такой инициативы довольно высокая, во всяком случае, комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству это решение поддерживает.
– Озвученные вами инициативы действительно актуальны и могут повысить уровень комфорта в домах людей. Но сколько времени на самом деле необходимо, чтобы законопроект стал законом и начал действовать?
– В каком-то смысле бюрократию, конечно, никто не отменял. Есть определенный механизм прохождения документа, и он довольно сложный и длительный, включающий множество стадий, в том числе обсуждения в комитетах. Есть законопроекты, которые лежат и пять, и десять лет. Если же его удается провести в течение года, то это хороший результат.
Алиса Романова, досье «ДГ»
Виктор Филиппович Шрейдер, депутат Государственной Думы РФ.
Родился 23 февраля 1952 г. в с. Ново-Никольск, Татарского р-на Новосибирской области. Окончил Сибирский ордена Трудового Красного Знамени автомобильно-дорожный институт им. В. В. Куйбышева по специальности «автомобили и автомобильное хозяйство», Академию народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. Депутат Государственной Думы ФС РФ 6-7 созывов. С 1990 по 1998 год – депутат городского совета Омска. В 2001 году указом губернатора Омской области назначен вице-губернатором, в 2004 году – первым заместителем председателя правительства Омской области. В 2005-2011 годах – мэр города Омска. Имеет различные награды, в том числе медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, орден Почета, имеет звание «Почетный работник жилищно-коммунального хозяйства России».