В «День народного единства» в подавляющем большинстве российских городов прошли «Русские марши». Если в Омске обошлось без национальной экзотики, то в других городах России в патриотических шествиях приняли участие люди в медвежьих шкурах и ярые поклонники Адольфа Гитлера. Однако, по мнению некоторых правозащитников, подобные акции крайне незначительно влияют на рост ксенофобии.
Цивилизованным и вполне толерантным оказался «Русский марш» в Омске. Вероятно, для демонстрации национальной терпимости омские русско-марширующие несли портреты великого химика Дмитрия Менделеева, который происходил из семьи евреев – выкрестом, и великого русского писателя Федора Достоевского, предки которого имели сложные литовско-татарские корни. Собственно, этим курьезы марша в нашем городе и ограничились.
А вот демонстрация русской национальной сплоченности в Москве собрала под свои знамена экстравагантную публику. В столице на «Русский марш» вышли в том числе и так называемые «фрики»: «люди в шкурах, самопровозглашенные казаки и религиозные фанатики». Участие в московском национальном марше приняли, по разным данным, от десяти до двадцати тысяч человек. По мнению публициста Константина Бочарского, эта акция стала «Болоткой» для простых людей».
В Ярославле «Русский марш» собрал около 100 человек, которые требовали разобраться в миграционном законодательстве и прекратить незаконную миграцию. Акция длилась около часа и прошла без происшествий.
Аналогичная акция в Калининграде прошла под лозунгом «За веру, Царя и Отечество!» – местные националисты решили отметить 400-летие восстановления Российской национальной государственности и юбилей династии Романовых.
На этом довольно миролюбивом фоне выделяется «Марш» в Санкт-Петербурге – итогом шествия из пятисот участников стало задержание полицией восьмидесяти человек.
Серию «Русских маршей» прокомментировал директор центра по изучению ксенофобии и предотвращению экстремизма Института социологии РАН Эмиль Паин.
«Представители националистического движения, разумеется, имеют право проводить марши, демонстрации, митинги и другие общественно-политические акции, если они не нарушают закон. Сам факт проведения марша и его название не могут выражать ничего, что допускало бы в демократической стране его запретить. Предметом правового рассмотрения и разбирательства могут быть последствия марша, а также лозунги и поведение самих демонстрантов», – заявил Паин.
Также, по его мнению, акции, подобные «Русскому маршу», практически не влияют на рост ксенофобии в российском обществе. Национальные проблемы обостряются из-за бездействия властей, не решающих острые социальные проблемы.