– Добрый день. Как считаете, в этом году для региона было больше позитива или негатива?
– В целом, больше позитива, на мой взгляд. По крайней мере, этот год дал много надежд омичам. Текущий год был богат на региональные события, и они не складываются в какую-то однотонную картину. Есть много тянущихся с прошлых лет негативных историй. Я бы сказал, что итоги года для Омской области неоднозначные.
– Самое значимое позитивное событие? В чем еще позитив?
– Самое значимое позитивное для региона событие – это поступление больших, как ожидается, федеральных денег. Пока неясны окончательные объемы, но совершенно точно они будут заметно больше, чем в предыдущие годы. Можно отметить такие позитивные моменты этого года, как открытие 20 сельских ФАПов, приобретение нескольких томографов, реализация отдельных проектов по благоустройству территорий, выделение 200 000 000 областных денег на ремонт муниципальных школ. Если такие тенденции будут продолжаться в течение условной пятилетки, это позволит улучшить ситуацию в медицине, образовании и благоустройстве. Это то, что почувствуют все омичи.
– С чем связан негатив? Что самое негативное?
– Самое негативное выделить сложно. Можно сказать, что мы снова наблюдали много негатива в ЖКХ, социальной сфере (медицине, образовании) и ряде других сфер. Несмотря на некоторые позитивные тенденции, наиболее острые вопросы, поднимаемые горожанами на встречах, в обращениях, не теряют актуальности, а, кажется, напротив, приобретают все большую остроту. «Брошенные» дома, обман и финансовая нечистоплотность со стороны некоторых управляющих компаний, деградация инженерной инфраструктуры, пробуксовки капремонта. По моим ощущениям пока не поменялось ничего, хотя сменились руководители Госжилинспекции, Минстроя, Фонда капремонта. Обращения здесь количественно и тематически остались прежними. Каких-то заметных решений на уровне региона мы пока не видим, дело ограничивается кадровыми перестановками.
– Много ли внимания в этом году уделялось благоустройству?
– Беспорядок в сфере благоустройства, несмотря на действие соответствующей программы, продолжается. Здесь необходим комплексный подход, включающий изменение нормативной базы, а также волевые действия исполнительной власти. Мы продолжаем наблюдать парковки на газонах, грязь, разбитые тротуары, хаотичное застекление балконов и пр. Омск только начинает свой путь к цивилизованному благоустройству. В этом году вся работа на данном направлении свелась к отдельным проектам. Чтобы темпы улучшения городского благоустройства нарастали, этого недостаточно. Необходимы комплексные меры, с конкретными сроками и показателями по каждой из проблем благоустройства.
– Образование, медицина – к этим направлениям весь год было приковано внимание СМИ.
– Недоступность медицинских услуг и проблемы с их качеством, непонятные критерии распределения фондов оплаты труда среди медицинских работников – все это тянется не первый год. Низкие показатели работы школ, навязывание репетиторства, отсутствие обратной связи с органами управления, непрозрачность процедур материального обеспечения, перекосы в распределении фондов оплаты труда – это тоже многолетняя практика системы образования Омской области. Понятно, что часть проблем медицины и образования – от прямого недофинансирования и перегрузки врачей и учителей, ведь у нас майские указы выполнили только на бумаге. Но часть проблем упирается также в непрозрачную кадровую политику и в непрозрачные процедуры материального обеспечения. Так или иначе, в социальной сфере в этом году назревших изменений я не заметил. В основном мы видим все те же неэффективные практики, по отдельным направлениям – кадровые перестановки и увеличение финансирования.
– Что с экономикой?
– Абсолютно не заметил каких-либо сдвигов в экономической политике. Здесь у меня есть свое понимание, «как нужно делать». Не могу сказать, что вижу какие-то ошибки или недочеты в работе специалистов правительства Александра Буркова. Они работают так, как принято у нас в большинстве регионов. Я же считаю, что нужны более масштабные шаги. Нужно двигать бизнес. Государству стоит не просто «взаимодействовать» с бизнес-структурами, государству нужно их напрямую развивать. Чиновники не просто должны, как у нас любят говорить, «водить за руки инвесторов», им необходимо организовывать весь процесс инвестиций от идеи до реального исполнения. В экономической плоскости, по крайней мере по тому, что я вижу, сейчас все сводится к тому, что принимаются меры по сокращению сроков согласований, разрабатываются консультационные услуги для бизнеса, отдельным бизнесам предоставляются субсидии. Это типичный набор шагов региональной экономической политики, в Омской области работа в этом направлении велась и ранее. Ранее не сработало, что это может изменить сейчас?
– Вы считаете, необходимо большее вмешательство государства в бизнес-процессы?
– Нет, вы очень неточно понимаете мою идею. Суть моего представления о необходимых шагах в том, что нужно привязать деятельность экономического блока к конкретным результатам. Есть министерства, бизнес-инкубатор. Сколько внебюджетных инвестиций они привлекли за текущий год? Какие идеи они сгенерировали и реализовали? Какие технологические цепочки внедрили, распространили? Наш бизнес-инкубатор сколько бизнесов мультиплицировал, каково качество этих бизнесов? Есть ниши, в которых в масштабах страны наблюдается рост. Что сделано для того, чтобы инвесторы пришли именно к нам, а не к соседям? Вот если с этой точки зрения смотреть на картину экономического развития региона, все выглядит как-то не очень, на мой взгляд.
– Спасибо.