Общественные советы в омских ведомствах ожидают обновления?

Последние недели уходящего года прошли под знаком массовых кадровых преобразований. За считаные дни до новогодних каникул губернатор сменил состав правительства, значительно обновив портрет кабинета министров. Как бывает в таких случаях, попутно происходит и изменение общественных органов, связанных с министерствами и ведомствами.

Так, например, произошло в Главном управлении информационной политики, общественный совет при котором расширили до 19 человек, включив в него ряд авторитетных представителей медиасферы.

Обновления аналогичной структуры можно ожидать и в Региональной энергетической комиссии, тем более что там рано или поздно должны будут назначить нового председателя вместо ушедшего в отставку Владимира Тараненко.

Сейчас, согласно официальному сайту РЭК, в совет входят 12 участников. Возглавляет их Виктор Гаак, официально должность которого значится как председатель правления СРО НП «Энергоаудиторы Сибири». Однако известен он, прежде всего, как бывший глава омского филиала ведущей энергокомпании региона «ТГК-11» с 2008 по 2015 год, после реорганизации – советник гендиректора этой компании. Конечно, реальных рычагов власти в энергетике сейчас он не имеет, однако за десятки лет работы в данной сфере наверняка лично знаком со всеми топ-менеджерами и бенефициарами региональной энергосистемы. В общем-то, довольно странно, что человек, на протяжении долгого периода по долгу службы «выбивавший» тарифы у РЭК, теперь, наоборот, призван защищать потребителей от завышенных аппетитов коммунальщиков. Если это и не конфликт интересов, то как минимум двусмысленная ситуация. Кто гарантирует, что к Гааку по дружбе не обращаются старые знакомые и коллеги с просьбой «порадеть родному человечку»?

Среди «советников» немало научных сотрудников и промышленников. Так, это доцент ОмГТУ Иван Залознов, гендиректор НПО «Мир» Александр Беляев, главный инженер ФГУП «Прогресс» Геннадий Зубарев, профессор ОмГУ Роман Смелик. Общественность представлена секретарем ОП Омской области Лидией Герасимовой, народофронтовцем, неким Даниилом Терентьевым.

Предприниматели представлены президентом Союза организаций торговли Омской области Борисом Сватковым, директором «ЗЖБИ №7» Игорем Хартманом и президентом ТПП Татьяной Хорошавиной. А вот, например, перевозчиков, сфера работы которых является одной из самых наболевших для омичей в последнее время, среди членов совета нет. Зато есть Сергей Мизя, который значится как «председатель Комитета по безопасности предпринимательской деятельности при Омской ТПП». Хотя больше известен как член совета директоров «Омсктехуглерода» («Омск Карбон Групп»). А ведь это предприятие имеет собственные генерирующие источники, оказывает услуги по теплоснабжению, тарифы на которые, как и другие в ЖКХ, проходят через все тот же самый общественный совет. Неудивительно, что со второй половины 2019 года потребителям «Омсктехуглерода» нужно готовиться к росту тарифа. Что это, как не прямой конфликт интересов.

 

Последние изменения в составе датируются мартом 2018 года и связаны с тем, что прокуратура опротестовала наличие в составе совета трех депутатов Омского горсовета и Заксобрания. Стоит надеяться, что при проведении очередной ротации общественного совета при РЭК потенциальных лоббистов все же сменят более объективные кандидатуры.

Немало вопросов вызывает и состав общественного совета при министерстве экономики Омской области, который наводнен представителями все той же торгово-промышленной палаты. Немало в этом совете руководителей национальных автономий региона – людей, безусловно, уважаемых, но не очень понятно, насколько компетентных в экономической сфере. А вот участников от крупных промышленных предприятий и оборонного сектора, которые главным образом формируют экономику региона, почему-то в совете не находится – только малые и средние предприниматели.

Однобокой можно назвать структуру общественного совета при Минобразования региона. В него входят преподаватели, руководители педагогических объединений и профсоюзов, однако нет ни одного из тех, на кого, собственно, образование и нацелено – активных родителей, представителей многодетных семей и так далее. Хотя в регионе, например, успешно действует Ассоциация по защите интересов семьи «Детство, отцовство, материнство», возглавляемая экс-депутатом Заксобрания Алесей Григорьевой, которая хорошо ориентируется и в законодательстве, и в проблемах, с которыми сталкиваются многодетные, будучи мамой шестерых детей.

Вообще, можно поставить вопрос – а отвечают ли эти советы наименованию «общественных»? Пожалуй, это можно сказать только о РЭК, где перед заседаниями, касающимися важных тарифных решений, приглашают журналистов, заинтересованных лиц и просто активных граждан, публикуют повестки и отчеты, что делает работу консультативного органа полностью прозрачной. Другие же ведомства такой открытостью и информативностью в работе своих общественных советов похвастаться вряд ли могут.

Перейти на полную версию сайта