Криптовалюты

Доллар - 102,57

Евро - 107,42

Тенге - 0,20

Аналитика3193

ИТОГИ НЕДЕЛИ: неразбериха с новой системой оплаты в транспорте и внимание федералов к мусорной реформе в Омской области

ИТОГИ НЕДЕЛИ: неразбериха с новой системой оплаты в транспорте и внимание федералов к мусорной реформе в Омской области

Перевод на безналичные рельсы стал ударом по кошелькам пассажиров омского транспорта

Новогодние каникулы для многих омичей обернулись неразберихой с оплатой проезда и ударом по кошельку. После 1 января пассажиры столкнулись с тем, что терминалы во многих частных и муниципальных автобусах перестали читать транспортные карты. Если в принадлежащих городу автобусах отбивали талончики, по которым обладатель проездного мог передвигаться бесплатно, то частник, естественно, не упустил возможности и собирал по 30 рублей наличкой вместо безналичных 25. Нередкими стали ситуации, когда в маршрутках терминалы якобы переставали работать, но после скандалов оказывалось, что они прекрасно читают транспортные карты. А порой водители попросту припрятывали ридеры ради лишних 5 рублей.

Неладно было и с покупкой собственно проездных – омичи размели весь годовой запас карточек, и менее ловким пассажирам пришлось ждать закупки департаментом транспорта новой партии. Но и ее горожане раскупили в считаные дни. Одновременно в киосках возникли перебои с пополнением средств, также пропала возможность вносить деньги на карту через Сбербанк.

На сегодняшний заявляется, что проблемы устранены.

«В связи со сменой поставщика программного обеспечения Администрацией города Омска с 30 декабря 2018 года приостановлена возможность пополнения транспортных карт через сервисы Сбербанка. Банком были проведены оперативные работы по организации пополнения транспортных карт по решению нового поставщика программного обеспечения. Услуга работает в штатном режиме», - пояснили «СуперОмску» в Омском отделении Сбербанка.

Впрочем, по версии департамента, ситуация, оказывается, не такая страшная. Директор ведомства Александр Вялков с гордостью заявил, что для внедрения подобной системы нужно полгода, а в Омске справились всего за месяц, и проблемы не такие глобальные, как об этом пишут в СМИ. В департамент поступило всего около 200 жалоб, хотя Вялков промолчал о том, что жаловаться, как правило, обычно идет 1-2 человека из 10 столкнувшихся с неприятностями. По данным дептранса, электронные проездные принимают уже в 600 омских маршрутках (одна треть от общего количества).

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

Вообще, новогодние праздники далеко не для всех омичей прошли оптимистично – сразу после Рождества из-за предположительной аварии на ТЭЦ-5 полгорода на несколько часов осталось без горячей воды и фактически без отопления, а большинство желавших посетить родственников или развлекательные мероприятия столкнулись с невозможностью проехать с вроде бы гарантированной департаментом транспорта возможностью оплатить проезд в электронном виде, по 25 рублей.

Ни в том, ни в другом случае не только антикризисной работы или хотя бы извинений за неудобства, но и вообще сколько-нибудь вразумительной информационной работы со стороны организаций, ответственных за произошедшее, жители города так и не дождались. Зато мэрия дождалась проверок прокуратуры по факту «неразберихи» с оплатой, хотя главное и самое очевидное нарушение, а именно – ограничение хождения наличных денег и открытое использование в экономической конкуренции административного положения, пока еще не получило правовой оценки. Напомним, что в Законе о защите прав потребителей напрямую прописано «...при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов».

Судя по всему, нас ждет затяжное решение проблемы давно анонсированной и вполне логично названной на сайте мэрии самой масштабной после столиц реформы городского транспорта, в действительности оказавшейся самым масштабным в Омске экспериментом на пассажирах в режиме реального времени даже в сравнении с несколькими предшествующими попытками за последние десятилетия. При этом нынешняя проблема оказалась не просто рукотворной, свидетельствующей о несоответствии уровня компетентности ее разработчиков масштабу, но и неожиданно многоуровневой для населения.

Во-первых, владельцы большинства частных маршрутных такси не посчитали нужным устанавливать никаких терминалов вовсе, восприняв тариф в 30 рублей наличными, которого они даже не добивались, как новогодний подарок от мэрии. Никаких мероприятий по принуждению данной категории перевозчиков принимать оплату в электронном виде, как и прогнозировалось, мэрия не предусмотрела, то есть фактически на половине существующих в городе маршрутов она обрекла пассажиров на безальтернативную оплату наличными по максимальному тарифу.

Во-вторых, возникли проблемы с оплатой через терминалы даже у ряда категорий пассажиров, имевших на руках пополненные электронные карты, в итоге и они зачастую вынуждены платить наличными по 30 рублей. Из сложных объяснений департамента транспорта выяснилось, что причиной тому многочисленные льготы, «подвесившие» систему, однако в ряде комментариев содержится информация о том, что ситуация плановая, а фактически мэрия будет подключать перевозчиков к системе по очереди, которая рассчитана до конца февраля. Схожая ситуация возникла при пополнении карт: Сбербанк отложил его возможность с онлайн-кабинетов пользователей как минимум на неделю, а в самих киосках по продаже карт система постоянно зависает, что стало одной из причин появления очередей около них, когда омичи подолгу стоят на морозе даже там, где карты есть в наличии.

Судя по тому, что хронически «висит» ПО в точках пополнения, основная проблема в софте. Напрямую департамент транспорта в этом не виноват, но у него было более чем достаточно времени, чтобы протестировать нагрузку на систему, почему этого не было сделано – отдельный вопрос. Пока же по факту жители просто кредитуют мэрию, покупая транспортные карты и зачастую не имея возможности использовать их на многих направлениях движения, что является отдельным и очень серьезным вопросом в сфере интересов УФАС.

В-третьих, выяснилось, что практически во всех из 60 киосков в течение всех каникул отсутствовали электронные транспортные карты, причем острее всего встала проблема наличия в продаже пенсионных карт оплаты (в итоге на пресс-конференции директора департамента именно «бабуси» оказались виноваты в дефиците). На деле же выяснилось, что раскупленный в считаные часы пресловутый «годовой запас» карт на миллионный город был предусмотрен в объеме 20 тыс. штук, хотя за вычетом маломобильных групп населения, дошкольников и автолюбителей даже минимальное число регулярных пользователей общественным пассажирским транспортом в Омске никак не меньше полумиллиона человек. На этом фоне, каким образом в проблемах оказались виноваты сами же пассажиры, осталось совершенно не понятным.

При этом, как свидетельствуют публикации в СМИ, с критикой самих себя городские власти работают гораздо оперативнее: так, отпустивший нелестные комментарии в адрес Вялкова водитель маршрута № 503 оказался оперативно уволен. Вообще, факт увольнения работника за критику власти – средневековье, даже в советское время прокуратура обратила бы на него самое пристальное внимание. Весьма странно, что никакой реакции надзорных органов в данном случае так и не последовало.

В целом же главной проблемой нынешней «реформы» является то, что никаких законных инструментов обязать частных перевозчиков устанавливать терминалы безналичной оплаты у мэрии нет – в отличие от ГЛОНАСС или тахографов, это оборудование для пассажирских перевозок опционально и ни ГИБДД, ни транспортная инспекция за его отсутствие штрафовать не сможет. Очевидно, что неожиданно «подаренные на Новый год» тарифы в 30 рублей позволят частникам решить массу своих коммерческих проблем, досрочно рассчитаться с кредитами. В то же время, если они уберут терминалы безналичной оплаты даже там, где раньше они стояли, это означает, что в большей части частных маршрутных такси перестанут принимать пенсионные льготы, ведь по факту и так почти везде с начала года и пенсионеры, и школьники платили полные 30 рублей.

Пожалуй, это главная негативная сторона, выявившаяся в ходе текущей транспортной реформы – мотивируя пассажиров использовать муниципальный транспорт или транспорт лояльных мэрии предпринимателей, вошедших в схему безналичной оплаты, городские власти не обеспечили подобного выбора на большей части периферийных маршрутов, тем самым они обрекли именно наименее обеспеченных жителей окраины ездить по наибольшей стоимости.

 

Федеральные власти намекают омскому правительству активнее «сотрудничать» с региональным оператором

Минприроды Омской области запустило общественное обсуждение откорректированной территориальной схемы обращения с ТКО. Фактически этот документ является «Библией» для регионального оператора и регулирует все аспекты вывоза и переработки мусора, определяя точки сбора, транспортировки и приема отходов. Тариф для ООО «Магнит», омского регоператора, пока не определен. Ожидается, что утвердят его только к весне – к этому времени «Магнит» обещает построить новые мощности для сортировки и получить соответствующие лицензии. Параллельно в федеральных СМИ появилась новость о том, что федеральные власти признали неготовность региона к переходу на новую схему и недостаточную работу областных властей в этом направлении. Об этом свидетельствуют протоколы совещания в Минприроды РФ, состоявшегося в конце декабря.

Отметим, что во время подготовки этой публикации президент подписал указ о создании компании по формированию комплексной системы обращения с ТБО «Российский экологический оператор». Она займется выкупом земельных участков для размещения объектов капитального строительства, необходимых для работы с ТКО. Кроме того, будет приобретать здания и сооружения, оборудование по обработке, утилизации отходов и специальную технику.

Кроме того, предусматривается до 1 января 2020 года обеспечить создание и функционирование единой государственной системы учета твердых коммунальных отходов, а также региональных систем, в которых будет отображаться информация весового контроля, поступающая в автоматическом режиме с объектов утилизации и размещения указанных отходов, и данные о перемещении мусора. Инвестиции в строительство мусороперерабатывающих заводов в России составят до 75 миллиардов рублей до 2024 года, заявил министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин.

В ходе совещания 14 января глава федерального правительства Дмитрий Медведев заявил о необходимости включить в систему ключевых показателей эффективности работы губернаторов результаты выполнения в их регионах национального проекта «Экология»:

«За работу с операторами, за их выбор, за налаживание необходимых коммуникаций отвечают высшие должностные лица субъектов Федерации. Крайний срок решения всех проблем – 2022 год. Полнота ответственности за качество и справедливость тарифов лежит на региональных властях, на губернаторах».

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

Нужно понимать, что ключевым фактором является обоснованность тарифа для населения. Пока информагентства и блогеры выясняют, завышенную или не завышенную норму накопления отходов в свое время защитил Александр Лихачев, последний уже называет навскидку цифры тарифа (127 рублей), на четверть превосходящие принимаемые в соседних регионах. Однако и данный факт опять же вызывает большие сомнения. «СуперОмску» удалось провести собственные калькуляции на основании договоров с перевозчиками. Исходя из норматива потребления, только себестоимость услуги на оного проживающего составит 119 рублей.

Едва ли структура, ассоциирующаяся с Игорем Ротенбергом и получившая на Ямале статус оператора как следствие старых связей директора (напомним, что директор «Магнита» Сергей Шевченко, экс-глава Пуровского района ЯНАО Евгений Скрябин и Игорь Снегуров были совладельцами ООО «Инновационные технологии», которое, как писало агентство «Ямал Про» со ссылкой на документы прокуратуры, получило контракт от властей Ноябрьска на аренду полигонов для хранения ТБО «практически вне конкуренции»), потерпев фиаско в Новосибирске, упустит шанс заработать на Омске.

Получив в Омске у молодого губернатора (т.е. ситуация очень похожа на ямальскую), который к тому же сам занимался в Свердловской области в первую очередь коммунальным бизнесом, полную поддержку, вышибленный из Новосибирска «Магнит» явно не захочет повторять тамошних ошибок. Поэтому аргумент о том, что омские власти обратят внимание на то, что, по данным СМИ, в Новосибирске утвердили тариф в 92 рубля, довольно наивен, судя хотя бы по тому, как осенью в Омске принимались тарифы на проезд в общественном транспорте.

Можно отметить и тот факт, что Ямал назвали в числе топ-5 регионов, где власти наиболее эффективно реализуют «мусорную реформу». Именно этот регион возглавлял нынешний глава Минприроды РФ Дмитрий Кобылкин. Возможно, это своеобразный намек со стороны федералного ведомства, в том числе Буркову, о том, что стоит «пойти навстречу» «Магниту» и утвердить нужный тариф, иначе регион будет числиться в отстающих.

Этим же можно объяснить и очень странную заметку на РБК о претензиях Минприроды РФ к региону – такое внимание федеральных СМИ к мусорной отрасли отдельного региона не такое уж частое явление. Автор публикации в основном занимается внешней политикой, статьи на тему мусорной реформы среди его материалов довольно редки. Сама информационная политика РБК по отношению к Омской области традиционно в основном сводится к сводке происшествий, регион явно не представляет для делового информагентства большого интереса. При этом в других СМИ Григория Березкина (КП, Метро) данная информация не проходила, это говорит о том, что вброс был сделан точечно, именно через РБК.

Никаких данных о противоречиях Березкина не только с Александром Бурковым, но и с кланом Ротенбергов и даже Собяниным в публичную плоскость никогда не попадало, поэтому возникают две основные версии: либо он оказался заинтересован в аппаратном давлении на Буркова на фоне своих интересов в энергетике (т.е. по ситуации с «Омскэлектро»), и тогда следует ожидать дальнейших вбросов через РБК и другие подконтрольные ему СМИ. Либо же Минприроды, назначенное с начала года куратором мусорной реформы в стране, целевым образом организовало слив аппаратной информации для «педагогического воздействия» на отстающий регион, возглавляемый молодым губернатором, не имеющим, помимо клана Собянина (тоже, кстати, оказавшегося в это же время под аппаратным ударом), серьезных административных связей, приведя его в качестве негативного примера и замотивировав на регулярную отчетность по проблеме (т.е. наверняка следует ждать и дальнейших выволочек в случае затягивания внедрения новой схемы).

Тем временем уже появилась информация о том, что 28 декабря «Магнит» подал заявку на тариф в РЭК. Следовательно, тариф будет принят до конца февраля, а уже с марта, или в крайнем случае с апреля, омичи получат первые квитанции. На этом фоне параллельная публикация новой территориальной схемы выглядит как предложенный на рассмотрение общественности бизнес-план «Магнита», который должен вынудить РЭК принять предложенный ему тариф, явно превосходящий обсуждаемый публично (скорее всего, речь идет о том, что в Омске он будет вдвое выше, чем в Новосибирске).

Стоит внимательно проанализировать сам предложенный документ. Сразу обращает на себя внимание наиболее важный пункт, а именно – «обновление контейнерного парка, а также обустройство новых контейнерных площадок является обязанностью муниципальных образований». С учетом того, что пластиковый евроконтейнер стоит 15 тыс. руб. (и таких нужно до пяти штук на площадку), а для поселений с населением менее тысячи человек нужен металлический бункер-накопитель (41 тыс. руб.), да к тому же расчет стоимости строительно-монтажных работ составляет еще 210 тыс. руб., нужно понимать, что местным властям, особенно в сельских поселениях, придется в ходе внедрения новой схемы очень туго.

Выдвинуты предложения по организации сбора крупногабаритного мусора, в том числе путем «утилизационных дворов». В данном случае в ситуации с «организацией специализированных «утилизационных дворов» для приема КГО от населения» – наоборот, не прописано, в чьей она находится сфере ответственности, нет и параметров оценки стоимости их организации. Пожалуй, это один из самых слабых пунктов предлагаемой схемы, можно ожидать, что и крупногабаритные упаковки, и старая мебель так и будут складироваться населением на контейнерных площадках.    

В предложениях по организации сбора особо опасных отходов, с одной стороны, приведена вполне разумная схема, при которой на каждой площадке властями должны быть установлены специальные боксы, опасные отходы из которых должны собирать управляющие компании. С другой – и для местных властей, и для УК данная схема является новой ощутимой статьей расходов, никакими источниками доходов не покрываемой, а тезис «контейнер для накопления опасных коммунальных отходов представляет собой стационарную, герметичную, запирающуюся на ключ емкость» вообще вводит в ступор, т.к. становится совершенно непонятно, как население вообще должно подобные контейнеры использовать.

Что касается обновления транспортного парка, перечислены вполне разумные меры фактически по контролю регионального оператора за деятельностью субподрядчиков, но тут есть одно но – у омских операторов рынка имеющийся парк мало соответствует поставленным требованиям (задняя загрузка, оснащенность ГЛОНАСС, униформа операторов погрузчиков и тем более окраска всех мусоровозов в единый цвет). Напрашивается вывод о том, что перечисленные условия либо подогнаны под определенного перевозчика, либо, чтобы соответствовать им, его субподрядчикам придется серьезно раскошелиться.

Предложения по организации сбора строительного мусора и раздельный сбор предполагают «перспективные мероприятия», например, предлагается «поэтапный переход на раздельное накопление твердых коммунальных отходов» и разработка соответствующих регламентов и логистических схем для сбора и переработки строительных отходов. По большому счету, никакой конкретики не приводится, как и в случае со сбором крупногабаритного мусора ситуация остается в сфере внимания самих организаций, перерабатывающих соответствующие отходы.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории «Аналитика»
Читать все последние новости Омска и Омской области

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!