Олег Афанасьев: «Вопрос о разграничении полномочий по финансированию образовательных организаций требует детальной проработки»

Комитетом горсовета по социальным вопросам планируется в текущей сессии рассмотрение вопроса «Об обоснованности нормативов финансирования получения дошкольного, общего и дополнительного образования в части расходов на обеспечение безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся в расчете на одного обучающегося».

Речь идет об объемах финансирования, выделяемых регионом городу для обеспечения безопасности учащихся школ.

Чтобы разобраться, что стоит за сложной формулировкой и не менее сложной проблемой, мы попросили инициатора вопроса, депутата горсовета Олега Афанасьева предоставить свои комментарии. Приводим доводы парламентария целиком.

«Меня беспокоит то, какими выглядят суммы по финансированию безопасности обучающихся наших школ и детских садов. Общая сумма средств, выделенных Омску в 2018 году на обеспечение безопасности и здоровья обучающихся муниципальных дошкольных, школьных организаций города Омска, составила 12 175 785 рублей. Фактически работы по указанному направлению включают широкий круг мероприятий (обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья). Так, на школу с численностью обучающихся в 1000 несовершеннолетних на все мероприятия придется 45 000 рублей в год.
Это смешные деньги, и со всей очевидностью необходимо начать обсуждение муниципалитета и региона по вопросу обоснованности существующих нормативов финансирования образования. Это на самом деле касается не только безопасности, но и, к примеру, зарплат работников муниципального образования. Сама постановка вопроса не означает, что мы сегодня или завтра значительно увеличим эти нормативы, но необходимо, чтобы все участники процесса, по крайней мере, признали проблему.
В настоящее время областное Минобразования предоставило профильному комитету горсовета разъяснения, согласно которым «… обеспечение комплексной безопасности и антитеррористической защищенности зданий муниципальных образовательных организаций является обязанностью образовательных организаций, а к полномочиям органов местного самоуправления относится финансовое обеспечение данных мероприятий».

Это правовая позиция и, как говорят юристы, она весьма спорная. Причем позиция мэрии не повторяет, скажем так, доводов Минобра.
В законе есть прямые указания, что финансирует муниципалитет, а что область, мы руководствуемся ими при верстке бюджета. Здесь получается, что нет ясности, чьей обязанностью является финансирование работ по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности зданий муниципальных образовательных организаций в части оплаты труда охранников, закупки оборудования, договоров с организациями, оказывающими услуги по охране, реконструкции зданий и помещений, по капитальному ремонту зданий и помещений и т. п., то есть в части, которая не является содержанием здания или оплатой коммунальных услуг. А именно содержание и «коммуналка» – прямая обязанность муниципалитета.

Мы уже видели ситуацию, когда департамент образования судился с министерством образования из-за денег, речь тогда шла о десятках миллионов рублей. Этот и другие случаи указывают на правовую и финансовую, мягко говоря, неопределенность в отношениях города и области в части регулирования сферы образования.
В связи с позицией Минобразования я отозвал вопрос с комитета. В то же время мною будет запрошено заключение правового управления горсовета, а также разъяснения федерального Минпросвещения и профильного комитета Госдумы. При получении всех ответов комитету будет предложено вернуться к вопросу».

Перейти на полную версию сайта