Властные медиамонополии, отслужившие свое в эпоху информационных войн, постепенно сдают позиции, а новыми точками роста становятся независимые медиахолдинги. Эксперты в области пиара, рекламы, политики и редакционной кухни помогли нам разобраться в том, кто и как теперь правит бал на омском медиарынке.
Факт трансформации регионального медиарынка уже невозможно отрицать. И ключевое слово в этом процессе – «демонополизация». Попытки властей контролировать развитие рынка СМИ становятся все более слабыми и неэффективными, и на этом фоне гораздо увереннее чувствует себя частный бизнес, продолжающий свою экспансию в сферу массовой коммуникации.
«Без сомнения, вхождение частного капитала на рынок СМИ становится все более заметным, и это радует. В период полежаевского правления на фоне противостояния города и области остальных игроков рынка просто трудно было увидеть, кроме разве что «Коммерческих вестей». При этом в других регионах – и в Красноярске, и в Екатеринбурге – было очень много СМИ с разными владельцами, форматами, тематиками. Сейчас такое разнообразие рынка становится видимым и у нас».
Окончание информационных войн, требовавших нечеловеческих затрат, и последовавшее после смены главы региона изменение политики финансирования ангажированных изданий позволило расчистить место, где можно развернуться независимым СМИ.
Невооруженным глазом видно, как сдулся губернаторский медиапул. «Новое обозрение» и «Инфоканал» канули в лету еще в 2012-м. Глянцевый журнал Nota Bene продолжил выходить, но прекратил свою агрессивную рекламную кампанию.
Холдингу «Омская правда» тоже пришлось поумерить свои аппетиты в связи с урезанием средств на его содержание. В 2013 году бюджет холдинга составлял 39 миллионов рублей – после 56-ти годом ранее. И в 2014 году ситуация повторилась: вместо запрашиваемых 60 миллионов «Омской правде» достался 41 миллион.
Недостаток финансирования притормозил амбициозные планы по превращению «Омской правды» в массовую бесплатную газету. На издание «бесплатника» региональный медиахолдинг запрашивал из бюджета дополнительные 20 млн рублей, которые так и не получил. Впрочем, облправительство не отказалось от идеи создания такого СМИ с опорой на старый и узнаваемый бренд. Так, 5 декабря прошлого года было зарегистрировано новое печатное издание – «Омский вестник плюс». Правда, ни один его номер пока так и не увидел свет.
Для «повышения эффективности государственных СМИ при снижении расходов на СМИ» 29 января холдинг «Омская правда» был переформатирован в Бюджетное учреждение Омской области «Центр коммуникаций и информации». А с 1 февраля заработало новое правительственное информагентство «Омскрегион», созданное на базе ИА «Твой Омск». Будут ли эти меры действительно эффективными и приведут ли к чему-то большему, чем простой ребрендинг, судить пока рано. Но вряд ли можно ожидать какого-то глобального качественного скачка или резкого расширения аудитории, учитывая что государственные СМИ, как правило, отличаются приторной лояльностью к власти.
Из старой губернаторской гвардии сейчас лишь ГТРК «Омск» («12 канал») по инерции продолжает оставаться одним из доминирующих источников информации в регионе. Впрочем, и его положение становится шатким, ведь «двенашка» лишается преимущества губернаторского инсайда. Назаровская политика «открытого правительства» привела к тому, что теперь и другие СМИ вполне способны добывать эксклюзив из кулуаров областной власти. И съемочная группа «Омской телевизионной компании», перед Новым годом прокатившаяся в губернаторском «Мерседесе», – лишь один из таких примеров. Представить себе такое во времена незабвенного Леонида Полежаева было практически невозможно. Леонид Константинович железно придерживался одного из главных принципов тотальной пропаганды – исключительного контроля над каналами информирования населения.
«Конечно, у телевидения самый массовый охват аудитории – с ним не сравнятся ни тиражи печатных изданий, ни трафик интернет-ресурсов. И в целом для жителей области именно ТВ является важнейшим источником информации. Но если говорить о региональных теленовостях, то никогда, во всяком случае в последние годы, «12 канал» не был здесь монополистом. Есть цифры, есть показатель телесмотрения. Доля «12 канала» в аудитории 4+ сейчас составляет около 2%. Для сравнения – доля той же аудитории в телесмотрении новостных блоков «Вести-Омск», которые демонстрируются на канале «Россия1», составляет 9%».
Тем не менее «12 канал» остается весьма лакомым кусочком регионального медиапирога. И контролируемый заводом Попова медиахолдинг «МКР-медиа» (возглавляемый, кстати, бывшим гендиректором «двенашки») уже заявлял о своей готовности приобрести этот актив. Если, конечно, облправительство когда-нибудь решится его продать.
Что касается городских властей, то тут медиапул изначально был более скромным. Ключевая структура здесь – ЗАО «Омские городские СМИ», 100% акций которого принадлежит городской администрации. В совете директоров этого ЗАО председательствует экс-глава пресс-службы горсовета, бывший ведущий «Телевизионной приемной Александра Лихачева» на областном «12 канале» и личный друг омского мэра Сергей Шалаев.
На субсидии из городского бюджета живут газеты «Третья столица», где публикуются официальные документы мэрии и горсовета, а также «Вечерний Омск. Неделя», у которой есть и свой интернет-портал. Впрочем, он куда менее популярен, чем интернет-проект областного правительства. А не имея надежного форпоста во всемирной паутине, городским властям будет трудно составлять серьезную конкуренцию остальным игрокам рынка СМИ.
«Если для жителей области главным источником информации продолжает оставаться телевидение, то в городе все более влиятельными становятся интернет-СМИ. Это видно даже из поведения рекламодателей. Печать тоже перетекает в интернет, а недельный или месячный трафик ведущих омских интернет-ресурсов заметно превышает тиражи печатных изданий».
Еще один медиапроект горадминистрации – собственная продакшн-студия для изготовления телевизионного контента. Правда, этот стратегический объект по адресу: Омская, 158/1 еще до того, как начать функционировать, пережил пожар. Он произошел в сентябре 2013 года, тогда как запуск телестудии планировался на ноябрь.
И до сих пор собственная телевизионная студия Вячеслава Двораковского практически бездействует. Лишь в декабре 2013 года в эфир телеканала «АКМЭ» вышла серия интервью с чиновниками администрации, подготовленная специалистами городской продакшн-студии. На трансляции материалов о деятельности мэрии «ТелеОмск-АКМЭ», по данным портала госзакупок, заработал один миллион рублей.
Не прошло и месяца, как «АКМЭ» была выкуплена и вошла в состав холдинга «МКР-медиа», у которого есть свои планы на эту телеединицу.
«МКР-медиа» – новая структура на омском медиарынке. Этот холдинг, о создании которого было объявлено в конце декабря 2013 года, объединил в себе все медиаактивы «Межгосударственной корпорации развития», возглавляемой председателем совета директоров «Радиозавода им. А.С. Попова» Иваном Поляковым. А этих активов уже набралось немало: и «Омская телевизионная компания» (сетевой партнер РЕН ТВ, выпускающий такие продукты, как «Новости 24.Омск» и «ОмскЗдесь»), и приобретенная в конце декабря корпорация «ТелеОмск-АКМЭ», и круглосуточный кабельный телеканал «Продвижение», начавший эфирное вещание накануне Нового года. По данным «СуперОмска», в 2014 году холдинг мог прирасти еще одним медиаактивом, но потерпел фиаско в попытке приобрести права на омское вещание радио «Милицейская волна».
Новые игроки в прошлом году появились и на рынке печатных СМИ. Так, сенатор Андрей Голушко, инвестор журнала и сайта «Класс» и обладатель половинной доли в газете «Ваш ОРЕОЛ», осенью приобрел две франшизы, став владельцем омской вкладки к «Коммерсанту» и газеты «Деловой Омск».
Медиахолдинг «Слово», куда входят «СуперОмск», «Омск-300» и «Домашняя газета», также отметился новым проектом, в 2013 году запустив «Первый городской телеканал».
«На омском медиарынке в общей ситуации традиционных СМИ я бы назвал два прорыва. Первый – это создание медиахолдинга «Слово», который сейчас является единственным в Омске медиапредприятием полного цикла, включающим в себя телеканал, информагентство и массовую газету, которые работают на разные аудитории и решают разные задачи.
Второй – это медиагруппа сенатора Голушко, который сосредоточился на печати. Не сказать, что для него это что-то новое – зная его опыт с «Ореолом», который он, видимо, сейчас серьезно не рассматривает как медийный актив. И, конечно, о результатах говорить пока рано – пока эта молодая команда, и какие-то выводы можно будет делать, когда пройдет хотя бы год».
Меняется не только количество игроков рынка и удельный вес каждого из них. Меняется все – от дизайна до редакционной политики, от повестки дня до источников информации.
Сегодня печатные СМИ делают все более серьезные ставки на свои интернет-версии, а сетевые издания рыщут как можно глубже в недрах социального интернета, выискивая инфоповоды в блогах и соцсетях.
Еще одной общей приметой наших региональных ресурсов стало обращение к федеральным и международным темам. Повестка дня больше не состоит лишь из локальных событий – у новостей теперь совсем другой масштаб.
«Есть новые задачи, которые встают перед всей страной, экономический кризис, события на Украине – СМИ просто не могут игнорировать такие вещи. Это во-первых.
Во-вторых, просто есть технологический прогресс. СМИ все больше уходят в интернет, и это объективный процесс. Меняется аудитория и СМИ тоже должны меняться».
Еще один процесс, касающийся содержательной части, это продолжающаяся гонка за эксклюзивом. Чем больше эксклюзивного контента генерирует ресурс и чем активнее этот контент копируют, развивают и тиражируют конкуренты, тем больше у него оснований добавить очередную звездочку на свои виртуальные медиапогоны.
Впрочем, в том, кто держит здесь пальму первенства, эксперты (особенно если они лица заинтересованные) вряд ли сойдутся.
«В том, что касается смысловых моментов, у нас сложилась уникальная ситуация: есть информагентство «СуперОмск» и есть другие агентства, которые обсуждают то, что пишет «СуперОмск». Эдакий новый жанр – новости о новостях «СуперОмска». Подобная ситуация была, пожалуй, только с «12 каналом» на этапе его становления. Но там это объяснялось другими причинами и было связано с медиавойной».
Но здесь важнее то, что именно та повестка дня, которая активнее всего озвучивается независимыми СМИ, оказывает ключевое влияние и на положение Омской области в рейтинге устойчивости российских регионов, и на медиарейтинги глав нашего города и области на федеральном уровне.
Так, например, одним из главных негативных событий, повлиявших на низкое положение Омской области в декабрьском рейтинге социально-политической устойчивости российских регионов фонда «Петербургская политика», стали «публикации СМИ о готовящейся отставке реготделения «Единой России» Александра Артемова».
А Вячеслав Двораковский стал худшим сибирским мэром 2013 года по версии компании «Медиалогия» благодаря растиражированной в СМИ истории о том, как он не стал прерывать свой отпуск из-за крушения на Иртыше теплохода «Полесье-8».
Так что если городские и областные власти все-таки захотят всерьез заняться исправлением лично своего и в целом регионального имиджа, им вновь придется направить финансовые потоки на развитие информационных ресурсов.
И очень возможно, что развивать придется именно собственные ресурсы, а не использовать чужие популярные СМИ как свою рекламную площадку. Как совсем недавно сообщила газета «Известия», Минфин готовит предложения, согласно которым главы регионов не смогут заказывать за бюджетный счет дорогостоящие материалы в различных СМИ, за исключением тех печатных и электронных СМИ, которые финансируются региональным бюджетом.
Правда, муниципалитетам тут бояться нечего. Городские власти смогут продолжать пиариться силами и средствами независимых медиаресурсов.
Что же касается частных медиахолдингов, то тут можно сказать одно: они будут продолжать конкурировать друг с другом.
«Конкуренция есть и она явная. На одной поляне топчется масса однотипных СМИ. Но не могу сказать, что это заставляет всех развиваться. Конечно, все борются за аудиторию и делают это разными методами – кто-то уходит в желтизну, кто-то отправляется на поиски своей ниши, но сейчас все у нас одинаково «общественно-деловые», чисто развлекательными себя никто не называет. И в таком состоянии ситуация может находиться довольно долго. Не хотелось бы быть пророком, но я не думаю, что кто-то кого-то задавит или кто-то захочет добровольно уйти с рынка, пока у него есть источник финансирования».
Остается надеяться, что эта массовая борьба за читателей и рекламодателей все-таки подстегнет всех участников рынка к еще более активному и качественному развитию.