Как ранее сообщил «СуперОмск», президент России Владимир Путин потребовал от министра просвещения России Ольги Васильевой контролировать уровень оплаты труда педагогов в регионах.
Проблему необоснованности региональных субсидий, идущих на покрытие фондов оплаты труда педагогических коллективов, в горсовете поднял вице-спикер горсовета, лидер «Оплота» Андрей Ткачук. На заседании финансового комитета горсовета директор департамента образования мэрии Инна Елецкая заявила, что средняя зарплата учителей соответствует заданной президентом России планке, однако вместо нормативной 18-часовой нагрузки учителя работают в среднем по 24 часа в неделю. Депутаты финансового комитета горсовета в свою очередь настояли на том, чтобы мэрия проработала вопрос о привязке областных субвенций к нормативной нагрузке педагогов, поскольку в настоящее время такой привязки попросту нет.
Андрей Ткачук также пояснил «СуперОмску», что позиция чиновников фактически подрывает авторитет центральной власти.
«Высшие должностные лица страны говорят учителям: ваша зарплата должна соответствовать средней по региону. А родителям говорится, что поскольку учителя получают такую зарплату, качество образования должно быть нормальным. Подразумевается, что на местах должны оптимизировать бюджеты, исключить нерациональные траты, роскошества, воровство. А высвободившиеся деньги пустить на рост зарплат бюджетников. На практике у нас в Омске значительная часть роста зарплат – просто игра чиновников со статистическими данными. Повысили нагрузку в два раза – в два раза выросла зарплата. А где качество работы? А как быть с тем, что вся система держится на честном слове, сегодня учитель готов терпеть сверхнормативную нагрузку, завтра – не готов. Вся система оказывается разбалансированной, учителя в итоге недовольны зарплатой, родители – качеством, а все вместе – властями, которые говорят о росте и улучшениях», – заметил парламентарий.
По мнению Андрея Ткачука, даже средняя нагрузка на учителя в 24 часа, озвученная Инной Елецкой, занижена.
«Все, кто знает положение дел в омских школах, отмечают, что костяк учителей-предметников работает на ставках в 30-40 часов. 24 часа – это, скорее всего, очередная игра со статданными. Есть совместители, библиотекари, социальные педагоги, которые работают на часть ставки. Есть администрации школ, у которых мало часов. И 24 часа – это, вероятнее всего, просто средняя температура по больнице. Мы запросим данные о зарплатах и нагрузках в сложных статистических разрезах, тогда станет понятно, сколько учителя реально работают и получают», – сообщил депутат.
Еще один аспект проблемы – несправедливое распределение уже выделяемых средств внутри педагогических коллективов.
«Могу назвать конкретные школы, где зарплаты директора могут в отдельные месяцы переваливать за 100 000 рублей. Естественно, это тянет вверх средний показатель, но костяк педагогов зачастую не получает средней зарплаты по региону даже при запредельной нагрузке. Формально директора имеют фиксированный оклад и фиксированные премии. Но при этом они могут выводить в свои зарплаты значительные суммы от дополнительных доходов образовательных организаций. Это стимулирует школы оказывать платные услуги. Если муниципальным учреждениям и получать такие доходы – то в распределении по тратам должен участвовать весь педагогический коллектив. В существующем положении есть и огромный коррупционный риск, потому что, распоряжаясь такими денежными потоками, руководство школ имеет возможность «подкармливать» нечистых на руку покровителей из органов управления. Как результат – постоянные скандалы с «несменяемыми директорами», а также складированием жалоб на учреждения в департаменте образования», – заявил вице-спикер горсовета.
Выход Андрей Ткачук видит в смене парадигмы мышления омских чиновников, рационализации бюджетов региона и города:
«Важно признать проблему. Чиновникам нужно понять, что времена, когда поручения центра закрывались дутыми статданными – в прошлом. Эффективность бюрократии четко привязана к самочувствию граждан. Совершенно не случайно, думаю, в этом контексте заявление президента. Значит, кто-то заигрался с отчетами. Психология должна поменяться. Есть проблема – давайте ее признавать и все вместе над ней работать. Бюджеты наши все-таки очень слабые. В нынешних условиях каждая бюджетная копейка должна давать осязаемый для народа результат, это главный критерий эффективности бюджетной политики. Необходимо освободить бюджетные средства в бюджете и направить их на реальное повышение зарплат бюджетников».
Также Ткачук подчеркнул необходимость наделения педагогических коллективов бОльшими полномочиями в части распределения премиальных фондов:
«Не одно и не два обращения были в «Оплот» от учителей и воспитателей, жаловавшихся на непрозрачное распределение фондов. Единоначалие в разумной системе всегда сбалансировано советом, коллективом, который имеет право голоса. Конечно, решение принять должен руководитель, чтобы нести за него ответственность. Но коллектив должен иметь право голоса, а также возможность видеть то, как реально распределены фонды».
По мнению Ткачука, проблема очень серьезная и быстро ее не решить, но реальные шаги нужно предпринимать уже сейчас.
«Я не говорю о том, что все проблемы можно решить разом. Давайте посмотрим на возможности бюджета и, к примеру, поставим себе целью, чтобы реальной средней или верхней планкой нагрузки для учителей стали те же 24 часа, при этом чтобы при 24 часах нагрузки учитель получал среднюю региональную зарплату. Это было бы уже лучше, чем то, что мы сейчас имеем, а соответствие средней зарплаты учителя средней зарплате по региону стало бы фактом, а не механической подгонкой статистических данных», – заключил лидер «Оплота».
Путин назвал размер зарплаты, которую должны получать учителя в Омской области