Экс-ректор СибАДИ Владимир Кирничный: «В фундаментальных науках нужна дотошность»

Образование XXI века – это уже не просто пять лет перед началом карьеры. В самых передовых отраслях науки через некоторое время половина знаний уже не дает конкурентного преимущества. Мы можем с этим соглашаться или не соглашаться, но традиционное образование себя исчерпало – со знаниями из прошлого на рынке будущего делать нечего. Сегодня на «гребне волны» – онлайн-образование, дата-центры, роботы, искусственный интеллект, самоуправляемые автомобили, модули, чат-боты и прочие модные кейсы. Поэтому тем абитуриентам, кто хочет, чтобы их талант и знания всегда были востребованы, нужно быть готовыми к пожизненному обучению. Но далеко не все готовы это признать.

Воспитанники даже лучших вузов не всегда понимают, что, чем быстрее цифровизация и искусственный интеллект революционизируют любую отрасль науки, тем короче становится срок годности их диплома. Особенно это затрагивает неофитов из инженерных и технических вузов, а также отрасли IT, где развитие ориентированных на будущее технологий стало мейнстримом и заложено в саму модель корпоративной культуры.

Многие миллиардеры из списка Forbes так и не получили высшего образования, но смогли стать лучшими. Но это не значит совсем, что не нужно идти в институт, это говорит о том,  что потенциальный профит концепции «непрерывного образования» перевешивает все связанные с ним финансовые и временные затраты – молодежь из Кремниевой долины экономически может позволить себе все что угодно.

Пока ученые ищут ответы на вопросы, сможет ли робот и искусственный интеллект заменить человека в таких традиционно гуманитарных сферах, как юриспруденция и менеджмент, мы не будем спорить – современное университетское образование никуда не денется, но все же по нему все «громче звонит колокол».

Омский СибАДИ не нуждается в представлении, сами за себя говорят карьерные успехи и биографии его выпускников. Экс-ректор СибАДИ Владимир Кирничный родился в Омске. После школы он поступил в Сибирский автомобильно-дорожный институт на факультет «Дорожные машины», там же обучался в очной аспирантуре, преподавал начертательную геометрию и инженерную графику. В родном alma mater получил второе высшее по специальности «Промышленное и гражданское строительство», возглавил кафедру «Организация и технология строительства». Его научные работы были посвящены двум направлениям: в 1999 году Владимир Юрьевич защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук по теме «Разработка модели функционирования скреперов», а в 2006-м – докторскую диссертацию по теме «Инвестиционный потенциал строительной организации: теория, методология, эффективность использования».

Сейчас он отбывает наказание в омской колонии № 8. Но если перефразировать известное всем клише, то бывших ученых не бывает, тем более когда учеба, работа и научная деятельность были связаны с одним вузом.

О проблемах и перспективах современного образования мы поговорили с экс-ректором омского СибАДИ Владимиром Кирничным. 

 

Владимир Юрьевич, почему Вы выбрали инженерное образование, а в дальнейшем – научную  деятельность?

На факультете автомобильного транспорта СибАДИ учился еще мой отец, потом он работал в научно-исследовательском институте шинной промышленности при Омском шинном заводе, разрабатывал новые виды резины. Отец брал меня с собой на работу, мне было все это интересно. Кроме того, мне всегда нравились точные науки. На третьем курсе мой научный руководитель предложил заниматься наукой, поэтому я начал совмещать учебу с исследовательской работой, а когда закончил аспирантуру, то защитил кандидатскую диссертацию по теме «Разработка модели функционирования скреперов» и начал преподавать. В науку потому, что наука изначально ориентирована на знание, которое больше всего передается, осмысляется, подвергается сомнению в именно учебном процессе. Во время проведения исследований в лабораториях, дискуссиях со студентами сам замечаешь, что перестаешь мыслить рамками общепринятых догм и переходишь к научному KPI.

 

По какому принципу Вы выбирали темы научных работ?

Тема первой кандидатской диссертации была выбрана для меня в продолжение дипломного проекта, вторую я определил для себя, когда познакомился со своим научным руководителем в столичной Академии народного хозяйства, где я обучался по президентской программе подготовки управленческих кадров.

 

Стоит ли родителям влиять на выбор детей? И сможет ли человек, например,  с гуманитарным складом ума реализовать себя в точных науках?

Прежде всего родителям нужно обратить внимание на то, что хочет их ребенок, что его на самом деле мотивирует и вдохновляет к получению знаний. Более 10 лет я отработал в приемной комиссии и по личному опыту, опыту коллег могу сказать, что в большинстве случаев, если студента отправили учиться вопреки его воле родители, то учиться хорошо он будет в очень редких случаях, так как для достижений в учебе, в фундаментальных науках нужна дотошность и осторожное отношение к причинно-следственной связи. В лучшем случае студент переведется на другой факультет, в худшем не закончит вуз. Реализовать себя в точных науках студент с гуманитарным складом ума при желании и усидчивости, безусловно, сможет, но приложив при этом больше усилий, потратив больше времени. Сейчас огромное количество возможностей для развития вне учебных аудиторий: межуниверситетские программы, профильные конференции и форумы, олимпиады, дополнительные факультативы, онлайн-вебинары. Глобализация библиотечной сети также в положительную сторону влияет на доступность образования и самоообразования.

 

Как Вы считаете, вуз – это «фабрика дипломов» или он должен обеспечивать конкретные потребности одного региона?

Любой вуз готовит специалистов по конкретным направлениям и подготовка специалистов не может ограничиваться только регионом. Наш город очень удачно расположен – из него можно поехать на работу как на запад, так и на восток. Традиционно будущие работодатели приезжали в СибАДИ на два дня, а из таких крупных организаций, как Акционерное общество «Дорожно-строительная компания «Автобан», «Транснефть», приезжали группами больше десяти человек, подбирали студентов по результатам собеседований и деловых игр. И студенты третьего курса уже получали предложения о прохождении производственной практики с последующим трудоустройством.

 

В чем заключается самый важный аспект высшего образования?

Важность синергии теории и практики осознается сегодня как вузами, так и предприятиями. Одну сильную теоретическую базу нельзя считать гарантом успешной карьеры, ведь работодателю важно не просто наличие знаний в предметной области, но и умение правильно применить их. Когда предприятие участвует в разработке образовательных программ, помогает открыть в вузе свой учебный класс, приглашает студентов на практику, то из стен учебного заведения выходят более подготовленные и квалифицированные кадры, которые имеют более высокий потенциал в карьере.

 

На что вы делали упор, будучи ректором?

Министерство образования и науки делает упор на получение студентами именно практических навыков. И для меня как для ректора это было важно. Можно много говорить о качестве образования, но только практические навыки позволяли нашим студентам сократить процесс адаптации на работе. Поэтому было открыто много лабораторий, они были оснащены самым современным оборудованием, с помощью которого постигать будущую профессию было в десятки раз легче. Например, в лаборатории на двигателе моделируется какая-то неисправность и нужно решить эту практическую задачу здесь и сейчас – найти и устранить неисправность с помощью штатного оборудования. Во многом поэтому каждый год мы посвящали развитию научной, образовательной и материально-технической базы какого-либо факультета. Самым первым таким факультетом стал факультет «Автомобильные дороги», куда мы купили оборудование для проведения экспертиз и исследования всех дорог, восстановили стационарную и передвижную дорожную лабораторию, создали лабораторию проектирования. В частности, когда в регион пришло финансирование на ремонт дорог, для оценки качества дорожного полотна и выезжала наша лаборатория для забора проб и проведения экспертизы. Следующий год был посвящен факультету автомобильного транспорта, лаборатория для которого была куплена во Франции и обошлась порядка 26 миллионов. Таким образом мы выводили подготовку специалистов на международный уровень, обучали мастеров по методике высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills. Также на условиях государственно-частного партнерства совместно с акционерным обществом «Транснефть –Западная Сибирь», в 2014 году была открыта лаборатория психофизической диагностики водителей, где будущих и действующих водителей всех категорий можно обучать и исследовать по 30 параметрам, таким как работоспособность, глазомер, скорость реакции, склонность к риску и так далее. При этом используемое в лаборатории оборудование позволяет выявлять уязвимые места на психофизическом уровне в процессе подготовке водителей. Например, если у человека выявлена склонность к риску, то его нельзя допускать к перевозке опасных грузов, перевозке пассажиров.  

 

А как вы считаете, почему выпускники стремились поступать в СибАДИ?

Думаю, что главное – это перспективы трудоустройства.

 

Если считать в процентном соотношении, сколько выпускников СибАДИ покидали Омск после получения диплома ?

Около половины. Другая половина выпускников вуза уезжала в другие города. Если говорить о конкретных направлениях, то они смотрели по предложениям своих будущих работодателей. Например, только «Дорожно-строительная компания «Автобан», куда ушло работать значительное количество выпускников, проводит работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог в более чем 15 регионах. Чаще всего это была Москва и крупные регионы Дальнего Востока.

 

Как сделать так, чтобы процесс обучения был более интересным?

Дать однозначный ответ на вопрос, какой подход к вузовскому образованию является наилучшим, достаточно сложно. Существует Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность требований к образованию, регламентирующих,  как вуз должен готовить специалистов по тому или иному направлению. Как это вижу я – нужно сделать так, чтобы студенты сами видели свой прогресс. И, проходя учебную четверть и заканчивая курс, осваивая новый предмет, могли сами себе ответить на вопрос, чего они добились и видели, как они растут, видели, на какой стадии находятся, чего добились, что еще им важно достичь. И здесь важно, что это должно быть не для оценок, не для похвалы родителей и преподавателей, а лично для себя. Если студентам постоянно напоминать об их прогрессе и о том, чего они добьются, потратив совсем немного времени, то они добьются большего, чем от них ждешь. Также большой упор важно делать на практику, чтобы многое из того, что студенты узнали на лекции, они должны уметь применить. Как показывает практика, при таком подходе студент никогда не будет списывать на экзаменах, ждать оценок «автоматом» и покупать шпаргалки вместо книг по предмету.

 

Еще Пушкин сказал, что «в одну телегу впрячь неможно коня и трепетную лань». Как Вы оцениваете перспективы и качество высшего образования в непрофильных вузах?

Это возможно, ведь все высшие учебные учреждения проходят аккредитацию, получают лицензии, но все-таки такова сейчас, насколько я знаю, позиция Министерства образования и науки России, в вузах учебный процесс должен быть организован прежде всего по профилю. Как вы знаете, в нашей стране хорошо развита система спецшкол при университетах, лицеев с физико-математическим уклоном, разделения на специализации в старших классах, где еще школьники начинают изучать азы узких дисциплин. И при СибАДИ есть физико-математический лицей № 149, во время учебы в котором ребята могут также посещать какие-то занятия, общаться со студентами. Получается, что в школе ребята узнают о том, что их ждет в вузе, а студенты с 3-го курса, проходя рабочую программу практики уже приходят к будущим работодателям подготовленными специалистами, ведь, как я уже говорил, крупные компании черпают кадры из студенческой среды. Поэтому и стоит обеспечить себе быстрый старт в профессии, погрузившись в нее заранее.

 

И не могу не спросить о том, какой совет Вы бы дали омским студентам?

Совершенствоваться в смежных дисциплинах. Например, чтобы устроиться в такую компанию, как «Трансненфть», одного образования недостаточно. Поэтому самые успешные наши выпускники учились в первую смену по одной специальности, параллельно проходили профподготовку по другой и получали знания как переводчики в сфере профессиональных технологий. Таких специалистов, которые обладают знаниями по основной специализации  и дополнительными в смежных областях, а также «наращивают» новые компетенции,  немного, но именно на них большой спрос в топовых компаниях.

Перейти на полную версию сайта