Омская Госавтоинспекция: «Ни одна камера, ни один европротокол не заменят инспектора на дороге»

В текущем году на дорогах Омской области появится еще 121 комплекс фото- и видеофиксации нарушений ПДД. О механизмах и местах установки этих камер, как и чем они помогают инспекторам ГИБДД, и способны ли такие технические нововведения упростить жизнь, а то и вовсе вытеснить с магистралей людей в форме, мы поговорили с начальником отделения пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД УМВД России по Омской области Натальей Бобылевой. Пробежались и по другим насущным вопросам.

Наталья Николаевна, в Омской области полным ходом идет внедрение системы «Безопасный город». Какую роль в этом процессе играет ГИБДД, например, по выбору мест для установки камер фиксации нарушений ПДД?

«У нас очень много мест концентрации ДТП. Год от года образуются новые. Все это мы фиксируем, анализируем аварийность, а затем отправляем данные в региональное правительство. То есть собрали этот большой список и направили его уже со своими предложениями, где в первую очередь следует установить камеры. Это касается не только стационарных комплексов, но и передвижных, мобильных, с которыми работают казаки».

И как, прислушиваются там к вашим рекомендациям?

«Не просто прислушиваются. Идет большой комплекс всевозможных согласований. В частности, учитывается дорожная составляющая – можно или нет разместить там этот комплекс. Да и работать – фиксировать нарушения – он не будет до тех пор, пока мы не проконтролируем все нюансы. Это и необходимые дорожные знаки, и разметка, и правильная установка, дабы камеры не работали в холостую и не присылали на 100 % выбракованный материал».

Хорошо, все пожелания и замечания учли, установили и включили. Как дальше происходит взаимодействие?

«Взаимодействие комплексное. Есть список установленных камер, вот с ним и работаем. Это не только нарушения ПДД и работа по штрафам, но и ДТП. Например, произошла серьезная авария, есть жертвы, летальный исход. Звоним в Центр автоматизированной фиксации нарушений ПДД и запрашиваем у них видео. Называем дату, место, примерное время и просим смонтировать нам этот кусок, поскольку все записи хранятся только два месяца. Потом уже используем это видео при разборе ДТП».

Польза немалая, но и недовольных не меньше.

«Да, конечно, граждане возмущаются, так как к ним идут «письма счастья». Однако мы видим и понимаем, что есть места, где до установки камер была масса тяжелых ДТП. Появились стационарные комплексы, и аварийность с летальными исходами там сейчас нулевая. Мелкие ДТП все же случаются, но это в основном из-за невнимательности водителей. А так, все эти комплексы дисциплинируют людей. Едут они по дороге, видят знак «Фото и видеофиксация», сбавляют скорость, не лихачат, поскольку понимают, что если поведут себя неправильно, то получат штраф».

Наталья Николаевна, в 2019 году на дорогах региона должен появиться 121 новый комплекс. Уже сейчас известны места, где их смонтируют?

«По Омску данных пока нет, а вот по федеральным трассам уже определились. В этом году там установят 18 стационарных комплексов: восемь на трассе Тюмень – Омск, столько же на Челябинск – Новосибирск и две уйдут на Омск – Черлак. С загородными трассами определились в первую очередь потому, что именно там в основном и происходят самые печальные аварии с тяжелыми последствиями. К примеру, на тюменской трассе уже работает четыре комплекса. Так вот, на тех участках не зарегистрировано ни одного ДТП с летальным исходом».

Еще про недовольных, точнее про спорные моменты. Перекресток улиц Масленникова и Пушкина. В прошлом году омичи активно обсуждали и спорили о штрафах, полученных на том участке. Какой позиции по этому вопросу придерживается ГИБДД, да и вообще по неоднозначным нарушениям, которые зафиксировали камеры?

«Мы понимаем, что нашим гражданам сложно свыкнуться с мыслью, что не нужно нарушать и все будет в порядке. Тот самый перекресток. Мы неоднократно выезжали на место, в том числе и со СМИ. Показывали, рассказывали, но споры идут до сих пор. А виной всему спешка водителей, уличная дорожная сеть на том участке в норме, и она тут не причем. Да, есть злосчастная парковка у Торгового центра. Однако,  если на ней даже елочкой поставить автомобили, все равно будет достаточно места, чтобы проехать. Вот только происходит все совсем иначе – едет водитель, у него главная, и тут с той самой парковки начинает выезжать транспортное средство. Вроде как препятствие, однако, это не вынужденная мера – можно остановиться и выпустить. Или, если на 100 % выезжающий автомобиль мешает, включить поворотник, вырулить на встречную полосу, объехать и вернуться в свой ряд. Но на спорных видео мы этих моментов как раз и не увидели: водители просто без какого-либо предупреждения выезжали на встречку. Вот вам и нарушение. В тот момент они, видимо, думали только о себе. Реакция участников дорожного движения из встречного потока их мало волновала».

Но ведь суды отменили несколько постановлений по таким нарушениям?

«Действительно, были решения в пользу заявителей. По ним подготовлены документы на обжалование. Наша позиция такая – дорожная сеть по ГОСТу и нарушения там имеют место. Гражданам никто не запрещает их обжаловать, однако были случаи, когда приходили водители, мы им показывали видео, они молча вставали и уходили».

Наталья Николаевна, коснемся статистических показателей. Омск попал в число лидеров по количеству водителей, скрывшихся с места ДТП. С чем, на ваш взгляд, это связано? С отсутствием страховых полисов?

«Страховка тут абсолютно ни при чем. Большинство ДТП со скрывшимися водителями у нас – это падение пассажиров в общественном транспорте. Едет человек себе в автобусе, водитель резко затормозил, он падает, встает и преспокойно едет дальше. Приходит домой и тут у него там заболело, тут опухло, идет в травмпункт. Там рассказывает, где и как получил травму. Врачи составляют справку и шлют ее нам. Едем. Пострадавший есть, место ДТП тоже, а вот транспортного средства нет, да и госзнак пассажир не запомнил. Начинаем отрабатывать весь маршрут. Вот такие аварии и портят статистику по скрывшимся с места ДТП».

Всех находите, камеры и тут выручают?

«Если все произошло в автобусе из ПАТП, то проблем нет – у них в салоне установлены камеры. А вот если это маршрутка, частник, то тут сложнее – в основном никаких записей нет, да и водители там меняются. Выручают те самые уличные стационарные комплексы. Помогают они и по наездам на пешеходов, когда водители скрываются. Не так давно был случай – водитель сбил девочку и уехал. Был известен только цвет автомобиля и все. Установили примерное время, посмотрели записи с ближайших камер, вычислили марку машины, нашли владельца и задержали виновника ДТП».

Еще один печальный показатель – за 2018 год на дорогах региона погибло 225 человек. При этом в Омске отмечен рост ДТП с тяжкими последствиями. Отремонтировали дороги и стали гонять?

«Не в дорогах дело. В городе и мест для «погонять» практически не осталось. Стоят стационарные комплексы, плюс мобильные, только в Омске их 43. Этого более чем достаточно. Тут совокупность нескольких факторов. В первую очередь, это увеличение количества транспорта. Каждый год, да даже каждый месяц, его все больше и больше, а инфраструктура не меняется и попросту не вмещает весь этот поток. Хотя, стоит отметить, что самые тяжкие ДТП у нас все же на загородных трассах, где мало контроля, где нет возможности объяснить водителю, что если ты устал, то остановись, передохни и езжай дальше. Но нет же, едем до последнего, засыпаем за рулем и вылетаем на встречку».

Наталья Николаевна, еще одно средство, упрощающее жизнь ГИБДД, – европротоколы. Активно ли их используют омские участники дорожного движения. Или все же по старинке ждут инспекторов?

«Использовать европротоколы стали чаще. В этом направлении и мы активную работу проводим – объясняем, советуем. Сейчас вот стали действовать нововведения: если столкнулись два транспортных средства и больше ничье имущество не пострадало, то можно обойтись таким протоколом. Однако зачастую у нас ДТП с тремя и более участниками или водители с виновным никак не могут определиться, потому и вызывают инспекторов. Но, скажу так, если в прошлые годы мы в среднем регистрировали по 80 ДТП в сутки, то сейчас несколько дней подряд бывает по 40. Тут либо биться стали реже, что тоже отрадно, либо это заслуга тех самых европротоколов».

Камеры на дорогах, европротоколы, все это помогает и упрощает жизнь ГИБДД. Но не вытеснят ли эти помощники живых инспекторов с дороги, не нивелируют ли службу Госавтоинспекции до того, что в ней отпадет необходимость и ее функции передадут ППС.

«Ошибочное суждение. Ни один комплекс фото и видеофиксации, ни один европротокол не способен заменить инспекторов на дороге. Во-первых, камеры через каждый метр не поставишь, а во-вторых, есть ситуации, где они просто бесполезны и беспомощны. Например, пьяного водителя за рулем они не почувствуют и не остановят, дорожный затор в снегопады или в первые заморозки не ликвидируют, не поймают за тонировку и не помогут замерзающим водителям на трассе. Так что инспекторы должны присутствовать на дороге, и чем чаще их видит водитель, тем дисциплинированнее он становится. Ведь как бывает – едет человек, увидел знак «фото- и видеофиксация», снизил скорость, аккуратно проехал и все – педальку в пол и погнал. А вот если он будет знать, что его в любой момент могут остановить инспекторы ГИБДД, то прежде чем лихачить, он лишний раз подумает. И еще. Наши сотрудники – это настоящие профессионалы – ни одна камера не сможет вычислить из огромного потока машин именно того нарушителя, которого следует остановить в первую очередь. А наши ребята могут, сама воочию неоднократно это наблюдала».

А инспекторов хватает для того, чтобы водители их чаще видели? Сколько сотрудников ГИБДД ежедневно выходят на дороги, нет ли дефицита штата?

«Сказать однозначно, хватает сотрудников или нет, сложно. В Наставлении по организации дорожно-патрульной службы прописана норма выхода личного состава. В Омске и области она обеспечивается на 100 %. Ежедневно на территории региона на дежурство выходит 160 инспекторов ДПС, 75 из них в Омске. Конечно, хотелось бы больше, но сейчас мы справляемся и теми силами, что есть в наличии. Плюс большую помощь нам оказывают добровольные помощники. У нас только в студотрядах таких четыре тысячи человек».

Наталья Николаевна, не так давно автопарк регионального УГИБДД пополнился новыми служебными автомобилями. Что это – увеличение числа патрульных машин или замена выбывшей техники?

«Те тридцать автомобилей, что мы получили, пришли на замену списанным машинам. Это 27 «Лада Веста», 3 «Форд Мондео», 1 «Тойота Камри» и 2 «Форд Фокус». Все они уже вышли на патрулирование».

Пожалуй, последний, остросоциальный вопрос. Рост цен на бензин как-то повлиял на вашу работу – сохранилась ли суточная норма по выдаче топлива на экипаж?

«Никак он нас не затронул. Все на прежнем уровне, ничего не урезали. Все экипажи получают необходимое по нормативу количество топлива. Оно всегда в наличии, в том числе и для непредвиденных, экстренных случаев».

Перейти на полную версию сайта