Конфликтный стул омского студента

Насилие при помощи стула…

В главном омском вузе, в университете имени Достоевского, профессор повздорил со студентом. Последний устроился на стуле не за столом, а в проходе, между столами. Профессору не понравилось. Конфликт…

Ситуация заурядная и внимания, по сути, не стоящая. Но студент нажаловался. Профессора уволили. Администрации вуза решила, что профессор, выдернувший стул из-под священного студенческого седалища, проявил по отношению к дерзящему универсанту «физическое и психическое насилие». И профессора уволила, а суд профессора на работе восстановил.

Оно бы и ладно. Рядовое событие. Но позвольте предположение. В классических учебных заведениях подобных конфликтов будет возникать все больше и больше. Мы вступили в другую реальность, в которой субъектно-объектные взаимоотношения в обучении престают работать. Роли строгой «Марь Иванны» и оболтуса «Вовочки» больше не актуальны. Что раньше наделяло «Марь Иванну» авторитарным статусом? Правильно! Монополия на знание. Преподаватель априори знал больше ученика. Но сегодня простенький смартфон с интернетом в кармане условного «Вовочки» информированнее любого профессора. И ученик это прекрасно понимает. Эх, вот раньше профессорам было привольно. Чуть-чуть истории. 

Драли как сидоровых коз…

С момента возникновения первого европейского университета в итальянской Болонье в 1088 году возникла и традиция лупить студентов почем зря. Розги, линейка и просто преподавательские кулаки гуляли по филейный и не филейным частям студенческого тела  долгие восемь (как минимум) веков. Если наука не лезла в голову, ее вгоняли через зад. И никаких протестов.

Первый российский университет, открытый в 1755 году, тоже гуманностью не отличался.  Так что в те достославные времена студентов колотили за нерадивость и непочтительность в Болонье и Падуе, Кембридже и Кракове, Париже, Кенигсберге и Москве. Словом, везде. И студенты терпели… Вот почему эти буйные забияки и дуэлянты были так безропотны по отношению к преподавательским тумакам? Возможно, еще и потому, что в те времена ученость работала как безотказный социальный лифт. Любой простолюдин с достаточным количеством извилин в мозге по окончанию университета становился равным аристократу. Зачастую ученые (а это была довольно большая социальная группа) освобождались от солдатчины, налогов, притеснений. Работой выпускника университета было – думать. В том европейском обществе формировался слой интеллектуалов. Тех, кто потом стал целым общественным классом – интеллигенцией. И обусловил невиданный в истории человечества прогресс.         

Эпоха просвещения длящаяся, надеюсь, до сих пор сделала насилие запретным. Вернее, монополия на насилие отошла к государству. И это правильно. Но чисто студенческие проступки тоже никуда не исчезли. И что делать? Наказывать. Например, исключением. За прогулы и списывание. В тех же США за попытку списать в первый раз предупреждают. Во второй – выгоняют. За взятки преподавателям у них рискуют сесть оба. У нас, как правило, только преподаватель. Студента, скорее всего, отчислят. А конфликты между… Будут продолжаться, они неизбежны при той классической очной системе обучения. Но всепобеждающий прогресс в форме интернета, как кажется, готов решить и эту проблему. 

Чем дальше, тем спокойнее…

И вот здесь придется обратиться к «забугорному» опыту. Это не «низкопоклонство» – это вынужденно. Вот есть форма обучения, при которой конфликт профессора и студента, как в Омске, невозможен в принципе. Да-да, это я о дистанционном обучении при помощи интернета. Лекции? Пожалуйста... Зачеты, экзамены? Да сколько угодно. Элементарный  скайп – и все в реале, а студент с преподавателем хоть в тысяче верст друг от друга. Конфликта на физическом уровне не может быть, не дотянешься. Студиоз пусть хоть на голове стоит, лишь бы учился хорошо. И ведь учатся так, и успешно, уже сотни тысяч людей по всей нашей планете. В той же Америке минимум пять университетов обучают только дистанционно. Еще пять – в Англии. Я к чему эти страны привожу в пример. Просто в них учится больше всего в мире иностранных студентов. Дистанционно в том числе. А вообще, на долю шести стран – США, Великобритания, Германия, Франция, Австралия и Канада – приходится 52 % всех учащихся за рубежом в мире.           

Так что будем уповать на то, что и нас в Омске прогресс не минует, что когда-нибудь не придется преподавателю со студентом на мебели дуэлировать и судей от работы отвлекать.  А ироничные строки Франсуа Вийона перестанут восприниматься буквально: «Если те профессора, что студентов учат, горемыку-школяра насмерть не замучат»... Стулом… По-омски…

Перейти на полную версию сайта