Большие думцы «режут» маленькие партии

На заседании Госдумы 12 февраля 2014 года, возможно, будут похоронены  либеральные поправки экс-президента Дмитрия Медведева в Закон о выборах. «Маленьким» политическим партиям фактически будет заказана дорога в нижнюю палату российского парламента. Зато в числе депутатов могут вновь оказаться одномандатники. Однако коммунисты и ЛДПРовцы объявили себя врагами одиночек. 

Депутаты рассмотрят вопрос о введении критериев допуска партий к парламентским выборам и возврату к сбору подписей.

Напомним. После либерализации выборного законодательства в 2003 году инициированным действующим президентом Дмитрием Медведевым была резко упрощена процедура регистрации новых политических партий. Основанием для регистрации стало, например, наличие в партии всего 500 членов. Были отменены необходимые для регистрации новой партии 150 тысяч человек в партийном списке из не менее чем половины субъектов Российской Федерации и минимальный количественный состав партии - не менее 40 тысяч членов и 400 человек в региональном отделении соответственно.           

Если будут приняты новые поправки к закону, то без сбора подписей партия будет допускаться до регистрации, если ее федеральный список на прошлых выборах в Госдуму получил не менее 3% голосов избирателей или если ее депутаты есть в составе хотя бы одного регионального Заксобрания. Партиям, которые не будут соответствовать этим требованиям, необходимо собрать не менее 200 тыс. подписей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7 тыс. подписей. То есть требования ужесточаются даже в сравнении с дореформенными.

Позицию партии власти по этому вопросу изложил первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в ГД РФ Вячеслав Тимченко: «Цель законопроекта - стабилизировать ситуацию, которая возникла в результате либерализации партийной системы: процесс регистрации политических партий был упрощен до предела, что привело к резкому увеличению их количества. И в политике должен действовать спортивный принцип: в финал выходят сильнейшие, которым удалось преодолеть квалификацию и у которых есть хотя бы минимальные шансы на успех. На мой взгляд, 12-16 партий, участвующих в думских кампаниях, вполне достаточно для того, чтобы у избирателя был выбор».

По мнению омского политолога Александра Минжуренко, вновь изменяя Закон о выборах, власть, по сути, не предлагает ничего нового.      

«Это откат на прежние позиции. Сначала в 2003-м власть испугалась протестного движения. И решилась на такую мини-революцию сверху, пока ее не сделали снизу. Теперь, видя, что протестное движение пошло на спад, власть решила вернуть себе ранее оставленные позиции. Фактически отменила свое спонтанное решение. Со стороны власти упрощение процедуры регистрации партий было не либерализацией - это было временное отступление», - сказал «СуперОмску» Александр Минжуренко.    

В этой связи можно предположить, что в 2003-м  появление мелких партий было необходимо «Единой России». Понеся существенные потери на выборах всех уровней, партия власти таким образом сумела «распылить» протестный электорат. Сегодня, укрепив электоральные позиции, «ЕР» просто перестала нуждаться в таком политтехнологическом инструменте. А  в случае форс-мажора («ЕР» не набирает абсолютного большинства в думе) необходимое  количество дополнительных голосов ей обеспечат «перевербованные» одномандатники.  Именно этого сценария опасаются, по словам депутата ГД РФ от фракции КПРФ Олега Смолина, «зюгановцы» и «жириновцы».     

Именно поэтому предложение проводить выборы в Государственную думу по смешанному типу ( одномандатники и списочники) вызвало протест системной оппозиции.  

«Фракция КПРФ будет голосовать против возвращения мажоритарных округов. Например, мне это возвращение не опасно и, может, даже выгодно. Но выборы по одномандатным округам дают простор для манипуляций. Для подкупа и оголтелой пропаганды. Нечто подобное уже было, когда «ЕР», не получив по партспискам большинства в Госдуме, очень быстро склонила на свою сторону одномандатников получила подавляющее большинство», - сказал в интервью «СуперОмску» Олег Смолин.

Солидарность со своими политическими оппонентами выразили и представители ЛДПР.  Партия Владимира Жириновского просто предложила оставить все как есть. То есть выборы проводить только по партийным спискам. 

Хотя зарегистрированные партии (к ним несомненно относится ЛДПР) смогут выдвигать своих кандидатов даже без сбора подписей  в мажоритарных округах. А вот  беспартийным самовыдвиженцам и кандидатам от новых партий, которых так опасаются коммунисты и либерал-демократы, напротив, придется заручаться подписями в свою поддержку в количестве не менее 3% от числа зарегистрированных по округу избирателей, а если там менее 100 тыс. избирателей - не менее 3 тыс. подписей.

Справка

 В США путь открыт и для любых других политических сил. Каждый штат самостоятельно устанавливает правила регистрации кандидатов. Обычно малым партиям для выдвижения своих претендентов необходимо добиться определенного уровня поддержки электората на предыдущих выборах или собирать от 2 до 5 процентов подписей от некоего числа избирателей. Барьер выше 5 процентов негласно считается противоречащим духу конституции и блокирующим возможность непарламентских партий участвовать в выборах.

В Германии: для участия в локальных или федеральных выборах партиям не нужна регистрация. Партии, которые в предыдущий избирательный период не были представлены в бундестаге или в одном из ландтагов по меньшей мере пятью депутатами, могут выставлять кандидатов, если они минимум за 97 дней до выборов письменно заявили о своем участии в выборах. Среди более 35 партий на осенних выборах в бундестаг помимо традиционных были «Фиолетовые», партия «Нет!», «Партия разума», партия «Женщины».

В Италии: любой гражданин имеет право объединяться в партию, заниматься политикой и, соответственно, баллотироваться на выборах. Таким образом, любая группа единомышленников, движимая общей идеологией (за исключением военной, секретной и фашистской), может создать политическое движение или партию и оказаться в парламенте.

В Швеции: к политическим партиям предъявляют минимальные требования. От партии даже не требуют регистрировать название. Когда какая-либо шведская партия решается принять участие в выборах, то до конца февраля в год голосования ей необходимо подать заявку в избирательную комиссию. Голосование проводится по трем видам бюллетеней - партийный, партийно-именной и незаполненный - можно отдать голос не только за партию, но и за конкретного человека. Такая система  привела к тому, что кроме 8 парламентских фракций в Швеции существует больше двух десятков партий, которые представлены в региональных органах управления и даже в Европарламенте. Так, одна из известных партий Швеции - Пиратская партия уже восемь лет не может пробиться в риксдаг, зато имеет представительство в Европарламенте.

 

Перейти на полную версию сайта