Резонансным оказалось заседание комитета Омского городского Совета по социальным вопросам 19 февраля 2019 года. При рассмотрении доклада департамента образования о научно-методическом наполнении омских образовательных учреждений выяснилось, что проведенная в 2018 году работа не имеет привязки к конкретным результатам в виде показателей аттестации выпускников. И в чем конкретно заключалась эта работа, депутаты, судя по всему, не поняли.
Объяснения первого заместителя директора департамента образования мэрии Ларисы Ефимовой сводились к указанию на функционирование в городе методических объединений и на планы разработать проекты, привязанные к областным актам. В ответ на просьбу депутатов предоставить рабочие материалы методических объединений за 2018 год Лариса Ефимова предложила направить в комитет разрабатываемые проекты, однако депутаты настояли на своем.
Более того, оказалось, что в 2018 году 498 девятиклассников и 83 одиннадцатиклассника не преодолели выпускные экзамены.
Наиболее ярким спикером на заседании стала депутат Инна Гомолко. Для прояснения позиции парламентария мы попросили ее об интервью.
– Инна Алексеевна, кажется, что такого критического отношения к образовательной политике в горсовете ранее не обнаруживалось?
– Это не так. Год назад, напомню, вносился вопрос о признании неэффективной работы департамента образования. Тогда депутаты сошлись на том, что направят свои материалы и рекомендации в мэрию, посмотрят на результат. Год прошел, мы видим, что особо ничего не поменялось.
– Состояние любой сферы зависит от финансирования. Разве можно что-то поменять в нашем образовании без существенного увеличения бюджетных вливаний?
– Речь-то идет о конкретных вещах. Пятьсот детей не прошли выпускную аттестацию. В ресурсном центре департамента образования – более 130 ставок. Переформатируйте центр, закрепите тьюторов за малыми группами неуспевающих детей. Разработайте для этих неуспевающих детей, тьюторов, педагогов методики. Есть эксперты, специалисты департамента образования. Проанализируйте по всем школам, в чем причины, каковы условия. Лариса Геннадьевна (Ефимова Лариса Геннадьевна – первый замдиректора департамента образования мэрии – прим. ред.) сослалась на совещание, где департамент образования разбирал эти вопросы. Материалы этого совещания – в открытом доступе. То, что там есть, несерьезно. Это просто статистика и технические рекомендации ФИПИ (ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» – прим. ред.). По факту в Омске результаты ОГЭ и ЕГЭ комплексно никем не анализировались. Я понимаю, что за год все эти проблемы не переломить, но за год можно предъявить какой-то результат.
– Вы на заседании озвучили ряд конкретных учреждений. В частности, школу-интернат № 9. С чем это связано?
– Ко мне обращались родители и педагоги КШИ-9, это мой округ. Были привлечены СМИ, на камеру для СМИ дети рассказывали, что учителя там допускают рукоприкладство, а в школьных уборных ученики курят спайсы. Это все транслировал официально зарегистрированный телеканал. Много чего рассказали и педагоги. Даже если в этом только десятая часть правды, там однозначно должны быть кадровые и организационные решения. На камеру СМИ также в департамент образования были переданы жалобы. Закончилось все это дело отпиской. Депутаты запросили материалы проверок по этому и ряду других резонансных случаев. Будем изучать. Это дико, но такие банальные вещи приходится переводить в политическую плоскость, потому что в обычном порядке система отказывается работать. Я не понимаю, как могут заканчиваться «ничем» истории, как в КШИ-9.
– Комитет горсовета по социальным вопросам будет ставить оценку департаменту образования. Какую бы вы оценку поставили за 2018 год?
– Воздержусь от комментария. Депутаты комитета решили оставить вопрос на контроле. В целом, на мой взгляд, сфера образования требует большего внимания депутатов. Не нужно сводить все к бюджету, нужно также следить за процессами внутри учреждений образования.