ИТОГИ НЕДЕЛИ: продолжение «газового дела», отставка главы депобразования, новая волна «уральцев» и создание министерства безопасности

Тарифы «Омскгоргаза» снова в центре внимания

Басманный суд Москвы на минувшей неделе вынес решение по ходатайству об аресте генерального директора ХК «Акция» Инны Пахотиной и гендиректора газоснабжающей компании «Омскгоргаз» Ольги Шебловой. По версии силовиков, топ-менеджеры являлись соучастницами в реализации схемы по завышению тарифов на газ жителей Омска. Ранее в СИЗО по этому делу был отправлен депутат ЗС Сергей Калинин. Размер ущерба оценивается в 1,4 млрд рублей. В итоге Пахотину и Шеблову поместили под домашний арест.

Ольга Шеблова до прихода на руководящую должность в «Омскгоргаз» с 2003 по 2011 год работала в РЭК Омской области. Период ее работы совпадает со временем утверждения тарифа. Региональная энергетическая комиссия давала заключение ФСТ о правомерности расходов омских газовых компаний, которые должны учитываться в тарифе. Инна Пахотина, по версии следствия, была исполнителем поручений Сергея Калинина.

Как полагают силовики, схема была следующей. Компания «Омскгоргаз» продала часть своих трубопроводов предприятию-посреднику «Омскгазстрой», основным владельцем которой значится Елена Голушко, за 45 млн рублей. Затем близкий депутату Госдумы Андрею Голушко «Омскгоргаз» вернул себе сети, взяв их в аренду у «Омскгазстроя», за 220 миллионов рублей. После этого газопроводы вместе с сетями «Горгаза» были переданы в субаренду компании «Омскгазсеть» зятя Голушко Александра Орлова. Необоснованные расходы на аренду сетей у самих себя, утверждают правоохранители, включались в тарифы на газ для населения.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

Нынешние аресты ровно за месяц до истечения срока ареста Калинина (в январе содержание СИЗО продлили до 15 апреля) уточняют и конкретизируют суть обвинений. Задействованные в реализации схемы исполнители, по данным СМИ, сами же и отправились на допрос в Москву, видимо, будучи уверенными, что им арест не грозит. Но суд решил иначе.

Во время судебного заседания Калинин с целью оказания давления на суд называл публично свое дело «политическим и заказным», «направленным на рейдерский захват его бизнеса», в его пользу пытались поднять общественное мнение, привлекая к публичным комментариям его знакомых, бизнесменов и друзей по занятиям в танцевальных студиях, при этом умалчивалось одно – дело уж точно сводится не к попыткам передела бизнесов на местном уровне. В таком случае никто просто не стал бы «гробить» выгодные для бизнеса наработанные схемы, требуя снижения «золотого» тарифа. А в свете последних событий, в том числе после ареста Арашукова в Совфеле, стало ясно, что за «газовую мафию» взялись, с кем бы она ни была связана, и, если в Омске речь не идет о борьбе за сферы влияния внутри «Газпрома», значит, «Горгаз» приводится в пример для придания ситуации «объема».

Что касается дальнейшего развития ситуации: во-первых, опыт нахождения того же Гамбурга, да и других высокопоставленных арестантов, в СИЗО, показывает, что держать их там бесконечно кураторам подобных дел федерального уровня подчинения сегодня не выгодно. Калинину через месяц нужно будет продлевать срок предварительного заключения до года, а это уже выглядит очень серьезно. Вообще, по понятным причинам, дело развивается очень медленно: от обвинений против неустановленного круга лиц до ареста Калинина прошло 14 месяцев, а в апреле делу вообще уже «стукнет» в общей сложности два года.

Все это в сумме ведет к тому, что у следствия остается достаточно ограниченный ресурс маневра при передаче дела в суд. Кроме того, и по самому факту принятия тарифов с конфликтом интересов, и по другим возможным эпизодам срок давности по некоторым максимальным статьям уже близок к истечению. А, учитывая, действительно, подстегнутую последними событиями войну против «газовой мафии» и неоднократные упоминания Горгаза в данной привязке, можно прогнозировать ускорение хода дела в ближайшие месяцы.

 

Директор департамента образования оказалась между двух огней, а омское правительство пополнилось новыми уральцами


На минувшей неделе стало известно о возвращении директора департамента образования Омска Инны Елецкой в министерство образования области, где ей приготовили место первого зама взамен уходящей в отставку Ларисы Устиновой. Как отметили в Минобразования, результаты работы Инны Елецкой в мэрии получили положительную оценку в администрации города и правительстве. В региональном министерстве она будет курировать исполнение федеральных проектов в рамках национального проекта «Образование».

Казалось бы, просто очередное кадровое решение, однако несколькими днями позднее ситуация приобрела неожиданное развитие. Мэр Омска Оксана Фадина не сдержала эмоций на заседании правительства после того, как Александр Бурков уточнил у нее, кем планируется заменить Елецкую. Оказалось, последняя еще даже не написала заявление. Градоначальница вспылила: «Вы у меня спрашиваете? Я не Инна Борисовна, ее позицию не знаю… Я ни с кем не расстаюсь. Меня Инна Борисовна в известность не поставила и заявление не написала. Заявления еще нет. По Трудовому кодексу РФ еще должна быть отработка две недели. Потом буду думать о назначении заместителя на место Инны Елецкой».

Отметим, также на заседании правительства утвердили ряд новых назначений заместителей министров. Минстрой покидают Инна Парыгина и Дмитрий Шикалов, вместо них назначены бывший и. о. директора Омского фонда капремонта Олег Еременко и справедливоросс, депутат Гордумы Новочеркасска Вадим Марыгин. В Минздраве на место ушедшего из-за предельного возраста службы финансового замминистра Сергея Толкачева назначен главврач Алапаевской горбольницы Александр Павловских. Последнее не стало для читателей «СуперОмска» неожиданностью – об уральце наше издание сообщало еще за несколько дней до официального утверждения.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

Инна Елецкая, как и сама Татьяна Дернова, в свое время входила в группу, обязанную карьерой экс-министру Сергею Алексееву. Тем самым последовательная зачистка внедренных к Дерновой другим экс-министром, Сергеем Канунниковым, кадров, продолжается в более или менее комфортных для них условиях (напомним, что Инесса Артемова ушла на «полный пенсион», в отличие от той же Татьяны Вижевитовой).

Следовательно, подбор «своих» кадров в момент, когда на должность первого зама вполне вероятно назначение первого попавшегося депутата-справоросса из любого региона страны, можно считать весьма логичным поведением госпожи Дерновой, при этом то, что она не посчитала нужным обсудить данную тему с мэром, ни о каком сознательном вызывающем поведении отнюдь не говорит. Едва ли и сама госпожа Фадина стала бы в наших условиях в аналогичной ситуации что-либо выяснять.

Экспрессию мэра можно объяснить, например, желанием доказать, что с первым лицом города нужно считаться (если исключить очевидную театральность происходящего, призванную создать на ровном месте интригу и привлечь внимание к, в общем-то, совершенно пустой омской политико-административной повестке). В последнее время публичная риторика госпожи мэра становится все жестче, вот только к вышестоящему уровню она до сих пор использовать ее себе не позволяла. Вряд ли подобный эмоциональный срыв мог объясняться тем, что забрали, даже без спроса главы города, любого директора департамента. А вот слова о том, что Елецкой «придется отработать» по Трудовому кодексу две недели, учитывая, что ее планировали поставить на должность первого замминистра, а заполнить все ставки этого уровня планировалось до конца марта, является весьма удачным примером сведения счетов.

Стоит немного сказать собственно о работе департамента под руководством Елецкой. Во-первых, судить при подобных назначениях нужно не по «объективным», а по «субъективным» KPI. Спехова вступила с Дерновой в конфликт и уволить ее для нового тогда министра было делом чести, хотя и тогда было понятно, что радикальных решений по тем фактам, которые критиковала госпожа министр, у нее нет и быть не может. Кроме того, Спехова была одним из последовательных противников отмены выплаты компенсаций за семейное образование, о чем мы неоднократно писали, ведь именно на территории города данная форма себя как нельзя лучше оправдывает. В этом смысле Елецкая тоже уже выполнила свою роль, «заблокировав» городские структуры на период отмены выплат. Теперь же она в данном смысле «сделала свое дело» и «может уходить».

Другим «субъективным KPI» можно считать публичную реакцию госпожи Фадиной. До сих пор с критикой в адрес департамента образования она не выступала. Более того, видимо, Елецкая была у мэра даже на хорошем счету.

Что же до «объективных» KPI, за которые якобы была уволена Спехова, тут об их резком улучшении говорить точно не приходится. Главное – несмотря на неоднократные заявления о недопустимости поборов в школах, они, конечно же, сохраняются, регулярно перелицовываясь и подаваясь все в новом виде. Сами же родители, рискующие заявлять о них, подвергаются прессингу. Например, совсем недавно в соцсетях прошла информация о том, что родителей заставляли собирать средства на замену окон в младших классах 142-й школы, но чиновники любые обсуждения данного факта грамотно пресекли.

Отметим, что ушедшая в отставку Лариса Устинова была первым замом министра (должность, которую до этого занимала сама Дернова) почти два года, до этого два года трудилась у Канунникова, а еще раньше – работала замом у Прозоровой, в общей сложности проработала в Минобразования уже десять лет. В последнее время курировала финансово-экономический блок, нормативно-правовую, аналитическую и контрольно-ревизионную работу, а также проектное развитие, но неоднократно принимала на себя удар и в ситуациях, психологически тяжелых для руководства – например, выступала на митингах профсоюзов.

Последней подобной ситуацией стала прошедшая недавно презентация порядка выплат «семейникам», на которой Устинова вновь фактически взяла всю ответственность в общении с непростой аудиторией на себя. Одним из пунктов нового порядка выплат при этом стало положение, по которому в отдельную категорию получателей выделены те, кто уже получал компенсацию с 1 сентября 2018 по 1 сентября 2019 года. Понятно, что сделано это для нейтрализации протестной активности данной, конкретной, аудитории, которая сейчас для областных властей была бы весьма нежелательна; при этом, когда прокуратура, что весьма вероятно, отменит указанный пункт по формальным основаниям, крайней в глазах родителей сделают либо надзорное ведомство, либо дававшую прилюдно обещания Устинову.

Коснемся назначений в Минстрое и Минздраве. Министр строительства Заев явно пытается компенсировать утрату земляка-алтайца в Фонде капремонта его же (Еременко) переводом в свои замы. Насколько удачным оказался краткий опыт и. о. Еременко в фонде, мы уже пытались понять, хотя и особых возможностей для того, чтобы проявить себя, у него там, конечно, не было. По Марыгину же сработал пресловутый фактор «Справедливой России» (возглавлял ее отделение в Новочеркасске). А, в целом, засилье варягов именно в этом ведомстве одновременно и сильнее всего настораживает и свидетельствует о полном недоверии губернатора к выходцам из местных компаний в данной сфере. В Минздраве все выглядит куда прозаичнее, если не сказать, консервативнее: абсолютное большинство назначенцев Вьюшкова – омичи, выходцы из команды Стороженко. Назначение Павловских выглядит как внедрение очередного куратора за финансовыми потоками. Правда, они в этом ведомстве достаточно жестко закреплены, да и ситуаций с долгами медучреждений, подобных вытащенной Павловским из долговой ямы больницы, в Омской области в последнее время на слуху не было.

 

Безопасностью омичей займется новое министерство


Александр Бурков 13 марта подписал указ о переименовании в министерство Главного управления региональной безопасности. В структуру, помимо министра, войдут три заместителя министра, в том числе один первый заместитель, которые будут назначаться на должность правительством региона. Общая численность ведомства составит 38 человек.

Ведомство будет являться уполномоченным органом в сфере пожарной безопасности, защиты населения и территорий Омской области от чрезвычайных ситуаций, обеспечения правопорядка и организации участия граждан в охране общественного порядка, решения задач в сфере гражданской обороны.

Сейчас ГУ региональной безопасности возглавляет генерал-лейтенант запаса, казачий атаман Геннадий Привалов. Этот пост он занимает с 2012 года. Однако СМИ прочат ему отставку, припоминая, в первую очередь, недовольство по поводу передачи казакам полномочий в сфере контроля над камерами фиксации ПДД.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

Ситуация с казаками и камера фиксации неоднократно становилась поводом для возмущения омичей: достаточно почитать комментарии к любой статье в СМИ на данную тему. Претензии возникали в основном к основаниям, на которых казакам без проведения каких-либо конкурсов дали полномочия ставить камеры произвольно в любом месте и фиксировать ПДД. В результате доходило и до порчи техники, которую омичи полагают незаконной в том числе из-за отсутствия предупреждающих знаков, и до прямых столкновений водителей и охраняющих камеру, в которых страдали и те и другие. В результате приходится охранять и самих казаков силами Росгвардии.

Однако отметим, прямых обвинений Привалову в лоббировании интересов своих товарищей за это время публичного не озвучивалось. В целом бизнес оказался очень перспективным, но если кто им и недоволен, то прежде всего это даже не любящие подраться автолюбители, а нечистые на руку сотрудники ГИБДД, оставшиеся без гарантированных доходов. Тема эта очень неоднозначна, и предмет для обсуждения тут явно есть.

Что касается возможного сменщика Привалова, пока в окружении Буркова нет никого, кто имел на службе хотя бы приблизительно те же звания, что и ушедший Бондарев или Привалов, да и вообще, чтобы там были представители силового ведомства. А ведь в Омске оно имеет куда большее влияние на ситуацию, чем в том же Екатеринбурге. При этом у силовиков главное в таких ситуациях не только звание, само по себе, что, конечно, тоже важно, но и то, что человек служил непосредственно на территории и может на ней использовать старые связи. Поэтому, если даже место и готовится под кого-то нового, скорее всего, это кто-то из отставников из омских силовых структур.

Можно вспомнить и претензии, предъявлявшиеся Привалову по поводу региональной программы о снижении последствий ЧС, однако тут начальник ГУРБ Привалов в той ситуации оказался заложником чиновничьей казуистики, ведь существуют разные раз и навсегда установленные формы подачи документов на заседание правительства.

Перейти на полную версию сайта