«Мусорная реформа» может ударить по карману омичей: «Оплот» готов защищать омичей от несправедливой платы за «коммуналку»

В среду, 20 марта 2019 года, омичи узнают размер «мусорной» платы. В этот день Региональная энергетическая комиссия Омской области примет единый тариф для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. После определения тарифа будет рассчитана ежемесячная плата для жителей и организаций. В Омске и области она будет различаться. Но платить обяжут всех.

Предлагаемый регоператором тариф – один из самых высоких в стране. За один кубометр мусора жители должны будут заплатить 783 рубля 37 копеек. Ежемесячный платеж для горожан, проживающих в благоустроенных многоквартирных домах, составит 143 рубля 36 копеек. Умножьте эту цифру на число прописанных в вашей квартире, и вы получите точную сумму ежемесячного платежа. Для семьи из четырех человек плата составит 573 рубля 44 копейки. Каждый может сравнить с нынешней платой за вывоз мусора и удивиться ее резкому увеличению в 3-4 раза. Общественная организация «Оплот» считает столь стремительный рост платы граждан неоправданным. Тарифное предложение регоператора должно быть уменьшено.   

Необходимость проведения «мусорной реформы» назрела давно. Всем понятно, что безответственный подход к экологии требует кардинальных изменений. России пора переходить на цивилизованные методы в обращении с твердыми коммунальными отходами. Строительство современных полигонов, мусоросортировочных заводов и другой необходимой инфраструктуры, конечно, требует колоссальных финансовых вложений. Все это неминуемо скажется на плате за мусор. Но, как аболютно правильно сказал президент Владимир Путин, «если все сведется к росту платы за вывоз мусора – это не работа, а профанация. Люди должны видеть, за что они платят немалые деньги и какие реальные изменения происходят». В Омске реальные изменения происходят пока только с размером платы. Она, в свою очередь, зависит от нормативов накопления ТКО (приняты в 2017 году) и единого тарифа регоператора по обращению с ТКО (заявка регоператора находится на рассмотрении в РЭК Омской области).

 

«Странности» норматива

Специалисты «Оплота» изучили данные по всем регионам страны. Выяснилось, что норматив накопления ТКО в Омской области – один из самых высоких в России. Так, омский норматив для благоустроенных домов выше московских на 33,7 %, выше татарстанских на 11,4 %. При этом среднедушевые денежные доходы населения Омской области по состоянию на конец 2018 года составляли 40,4 % от соответствующего показателя по Москве и 76,1 % от соответствующего показателя по Татарстану. Сравнение показателя «потребительские расходы» в указанных регионах выглядит следующим образом: Омская область от Москвы – 39,3 %, от Татарстана – 70,9 %. О чем нам говорят эти цифры? Доходы у населения меньше, а мусора накапливается больше. Парадокс. 

По мнению депутата Омского городского Совета, сопредседателя «Оплота» Инны Гомолко, ситуация с «мусорной реформой» вызывает беспокойство у большинства депутатского корпуса региона, независимо от уровня и партийной принадлежности народных избранников:

«Не может быть норматив в Омской области выше, чем в Москве или Татарстане, при известном уровне потребления. Все депутаты Заксобрания, горсовета, с которыми я обсуждала этот вопрос, видят угрозу в необоснованном росте платы за вывоз мусора. Ссылки на возможность получения субсидий разбиваются о практику, которую я вижу в приемных «Единой России», горсовета: к нам постоянно обращаются пенсионеры, которым не положена субсидия, но которым уже сейчас не хватает пенсии для оплаты услуг, покупки повседневных товаров. Возможности центров социального обслуживания ограничены, получить необходимую помощь в них пенсионеры могут, к сожалению, не всегда».

Норматив для Омской области утвержден еще в мае 2017 года. Для омских сел норматив выглядит по-настоящему мифичным: 0,122 кубических метра в месяц с человека (4,06 литра в день, против 4 литров на человека в день в Москве). Разве такое возможно? Конечно, нет. Как же появились эти «завышенные» нормативы.

Так, для расчета использовалось Постановление Правительства РФ от апреля 2016 года («Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов»), из которого следует, что «порядок определения нормативов включает в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений; в целях определения нормативов проводятся замеры отходов; при проведении замеров отходов исключается смешивание отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов».

Мало кто из горожан это видел, но замеры, как следует из документов РЭК Омской области, проводились. Осуществлялся за ними и общественный контроль. Таким контролером, поборником общественных интересов, оказался печально известный Александр Лихачев, совладелец нескольких управляющих компаний и руководитель ликвидированной организации «Омское областное общество защиты прав потребителей в сфере ЖКХ». То, что он «наконтролировал», и легло в основу принятия нормативов.

Более того, по некоторым сведениям в выборку многоквартирных домов в городе Омске попали контейнеры, которые были маркированы в выборке как обслуживающие один дом, но по факту данные контейнеры использовались жителями нескольких домов. Не исключено, что отбирали такие площадки намеренно, для увеличения объемов накопления мусора. 

 

Экономика и тариф

Тариф для регионального оператора может быть утвержден 20 марта 2019 года. Напомним, регоператору тариф видится в размере 143 рублей 36 копеек с человека (с учетом НДС). Как образуется эта цифра. Необходимая для деятельности регоператора валовая выручка делится на количество накопленного мусора. Норматив, как мы уже определили, завышен. Так, может, и необходимые расходы регоператора стоит пересмотреть? Откуда вообще взялась сумма этих расходов и как рассчитывалась?

Появилась она из конкурсной документации. Омский регоператор ООО «Магнит» получил свой статус благодаря победе в конкурсном отборе. Региональным оператором он определен на 10 лет. И за этот период для осуществления своей деятельности ему необходимо 32,5 млрд рублей. Это важная цифра. Сумма необходимой валовой выручки, включенная в тариф, не может превышать прогнозную величину выручки, указанной в конкурсной документации при определении регоператора.

Понятного расчета приведенной стоимости услуг ООО «Магнит» в открытом доступе нет. В его основу, вероятно, были положены региональная схема обращения с отходами, индексы цен и их прогнозы, а также, по всей видимости, те самые нормативы, о которых написано выше. Таким образом, нормативы уже на этапе расчета стоимости услуг регионального оператора тянули вверх будущий тариф.

Став регоператором, «Магнит» определил, кто накопленный мусор будет вывозить и во сколько эта услуга обойдется регоператору. После проведения торгов их единственный участник ЗАО «Экос» за транспортирование мусора получит 5,7 млрд рублей в год. По некоторым оценкам, в расчете на одного потребителя стоимость перевозки по городу Омску выросла в три раза. Цифры необъяснимые. Но именно они при расчете тарифа пересматриваться не будут. Почти шесть миллиардов рублей автоматически будут включены в тариф. Эта статья расходов регоператора не регулируется.

Совершенно непонятными являются отношения ООО «Магнит» и Омской области с точки зрения экономики. Нигде нет проверяемой информации о том, какие суммы ООО «Магнит» реально инвестирует в регион. Со слов представителя ООО «Магнит», в «Таре завод будет мощностью 200 тысяч тонн в год – его строительство потребует около 700 млн рублей (с учетом всей инфраструктуры). А омский выйдет в 3-4 млрд рублей». По открытым данным, «инвестиции» ООО «Магнит» составляют несколько миллиардов рублей. При этом ООО «Магнит» сможет зарабатывать неопределенные суммы на вторсырье. 

Цифры инвестиций ООО «Магнит» выглядят впечатляющими, однако не стоит, судя по всему, обольщаться. Несложные математические расчеты сумм, образовавшихся в результате торгов с участием ЗАО «ЭКОС», и сумм, обозначенных в озвученных предложениях по тарифу ООО «Магнит», показывают, что процент трат на перевозку в предполагаемом тарифе равен 91 % от всей суммы тарифа. При том, что фактическая логистика перевозок для потребителей никак не поменяется, стоимость транспортирования вырастет в расчете на одного потребителя в разы.

Добавим, что опрошенные «СуперОмском» комментаторы также указывают на несоответствие лицензии ООО «Магнит», полученной в 2017 году, формальным требованиям конкурса, проведенного в 2018 году Минстроем Омской области. В то время как конкурсная документация требовала от участников наличия лицензии в том числе на обработку, утилизацию мусора и т.д., «… с одним или несколькими разрешенными видами деятельности, осуществляемыми участником…», лицензия ООО «Магнит», размещенная на сайте организации, до настоящего времени по конкретным видам деятельности не содержит никаких видов работ, кроме сбора и транспортировки отходов. Но здесь вопрос, скорее, не к ООО «Магнит», а к составителям конкурсной документации: ее можно понимать по-разному, то есть она вызывает разночтения при понимании, неоднозначные толкования.

 

Позиция «Оплота»

Позицию «Оплота» СуперОмску раскрыл сопредседатель организации Глеб Летягин, который курирует в «Оплоте» «мусорную» тему и намерен добиваться пересмотра действующих нормативов:

«Наши эксперты проанализировали материалы, находящиеся в открытом доступе, а также некоторые эмпирические данные. Основных вывода два. Во-первых, из открытых источников следует, что РЭК Омской области не осуществляла необходимые замеры при расчете нормативов, а также не реализовала механизм контроля за организациями и лицами, проводившими данные замеры. Это само по себе противоречит смыслу федеральных норм, регулирующих порядок установления норматива. Во-вторых, мы обнаружили, что первичные сведения о проведенных замерах содержат в себе некоторые очевидные противоречия. Мы готовы в суде доказать необоснованность принятых нормативов. Омичи не должны переплачивать за коммунальные услуги», - заявил Глеб Летягин.

По вопросу об обоснованности заявленного тарифа председатель «Оплота» Олег Афанасьев отметил, что она также неочевидна.

«Посмотрите объем средств, который рассчитан для оператора в долгосрочной перспективе. Для Омской области это 32,5 миллиарда рублей на 10 лет вперед. А, к примеру, для Алтайского края – 1,2 миллиарда на 4 года. Понятно, что есть параметры численности населения и пр. Но нужно понимать, что для расчета этих денег должен был использоваться некий прогнозный объем мусора. Откуда его взяли? Если его взяли из того же норматива, с 6 литрами на человека, то сам объем прогнозируемых инвестиций – под вопросом. Это, правда, при том, что уже отторговали оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов. С другой стороны, не стоит забегать вперед. Практика показывает, что организации подают в РЭК Омской области максимально завышенные предложения, регулятор многое отсекает», – заключил Олег Афанасьев. 

Перейти на полную версию сайта