Владимир Половинко: «Если университет не работает с властью, то все заканчивается самоизоляцией и застоем»

Законодательное собрание Омской области приурочило к свому 25-летию выставку, посвященную истории регионального парламента, и творческий конкурс, способный привлечь к ней интерес молодежи. 14 марта после очередного заседания депутаты наградили победителей конкурса эссе, посвященного проблемам власти и права. Всего в конкурсе приняли участие более семидесяти студентов омских вузов.

Ориентир на молодежь и ее интересы, создание перспектив и условий для их развития в родном регионе с каждым годом все заметнее в парламентской повестке. Не зря в Законодательном собрании работает Молодежная палата депутатов, курирует которую Комитет по образованию, науке, культуре и молодежной политике. На заседании 25 марта комитет подведет итоги работы Молодежной палаты. 

«Интерес к законотворческой деятельности, к государственной службе у молодежи сегодня высок. Когда мы приглашаем старшеклассников, студентов в Законодательное собрание, рассказываем, из чего состоит работа депутатов, как принимаются законы, они с большим интересом слушают. Главное, они искренне хотят понять, в чем суть нашей работы», –говорит председатель комитета, заведующий кафедрой экономики и управления человеческими ресурсами ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, профессор Владимир Половинко.

 

Прорыв стереотипов

– Вместе с вопросами науки и образования вы поднимаете и вопросы молодежной политики. Нередко ее представляют как нечто формальное, абстрактное и упрощенное: кружки, секции, досуг. Но ведь этим она не исчерпывается. Удается ли преодолевать эти стереотипы? 

– Задолго до того, как в повестке федерального уровня появилась молодежная политика, мы провели большие депутатские слушания о состоянии этой сферы в Омской области. С одной стороны, в отчетах профильного министерства говорится, что у нас много кружков, спортивных мероприятий, форм дополнительного образования, культурных программ для молодых людей. На кафедре в университете мы провели исследование миграционных ожиданий молодежи в регионе, и оказалось, что она не очень-то осведомлена обо всех этих возможностях или относится к ним с настороженностью. Мы хотели оценить то, что предлагает молодежная политика, посмотрев на нее сквозь призму ожиданий этой самой молодежи. Мы увидели, что делается действительно много. Но все эти действия несистемны, разрозненны. Политики как вектора, как единого целого, выражающего реальные стремления и приоритеты молодежи, нет. Мы внесли на законодательном уровне норму, чтобы результаты работы по молодежной политике докладывались ежегодно на заседании Законодательного собрания. Это консолидирует работу различных ведомств и органов, и ее можно оценить. Не могу сказать, что удалось полностью изменить подход, но по крайней мере мы привлекли внимание к молодежной политике, продвинули ее в шкале приоритетов по распределению средств. Это действительно заметно.

– Владимир Семенович, вы третий представитель ОмГУ в областном парламенте. Это уже, можно сказать, традиция. Почему это важно для вуза?

– Да, вы правы, уже традиционно кто-то от университета является депутатом. Дольше всего – в течение двух созывов – эти функции выполнял Геннадий Иванович Геринг, будучи ректором ОмГУ. Он возглавлял  комитет, который сегодня возглавляю я. Люди из сферы образования смотрят в комплексе на проблемы науки, культуры, молодежной политики. Для университета важно быть в курсе госпрограмм, проектов и событий, происходящих в регионе. Эта информация помогает понять, как университет может участвовать в этих процессах. Вот, например, есть программа по стройотрядам, так почему бы вузу не пойти по этому направлению? Или возьмем олимпиадное движение. Олимпиады можно проводить на базе высшей школы. Так почему бы не предложить наш университет? Сейчас, изучив национальные проекты, в которых принимает участие Омская область, мы также сможем видеть перспективы для развития университета. Участие представителей вуза в деятельности органов власти помогает правильно ориентироваться в сегодняшней ситуации.

 

Экономика против менталитета

 

– Вы сказали, что исследовали миграционные ожидания. К каким выводам пришли?

– Часть ожиданий связана с получением образования, часть – с получением работы. Главная причина миграционных процессов – не социально-культурные условия, что главенствовало еще несколько лет назад, а экономические. На них указывает более 60 % омичей, которые предполагают или хотели бы поменять место жительства в связи с низкой зарплатой, недоступностью рабочих мест, невнятностью кадровых предложений предприятий и так далее.

Но удивляет другое: снижается уровень привлекательности наших учебных заведений. Причем это происходит по необоснованным причинам: потому что слухи, потому что другие более активны на рынке образовательных услуг, потому что нет достоверной информации о том, что предлагает тот или иной вуз. Когда мы пытались выяснить, почему люди хотят учиться не в Омске, нам отвечали, мол, здесь нет такой специальности (хотя фактически она есть!), или говорили про лучшую подготовку в вузах других регионов, про более сильных ученых. Но, например, в том же Тюменском университете профессура по направлению «Управление персоналом» – это ученики омской школы.

В конечном итоге на выбор влияют слухи, сложившийся имидж. И здесь сами вузы должны быть активнее и понятнее в позиционировании.

Что касается взрослых, то для них одной из причин поиска работы за пределами региона оказывается отсутствие запросов на специалистов их профиля со стороны омских предприятий. Говорят: ищем вакансии, но наших нет. Как это? Открываем сайты по поиску работы: вакансии есть! Только соискатели их не видят. Все дело в том, что наши предприятия пассивны в формировании своего эйчар-бренда. Они ищут специалистов и готовы предложить им высокую заработную плату, но их не слышат, потому что не понимают, каков их бренд на рынке труда. Вот такая разбалансированность рынка труда.

 

– Какие конкретные шаги вы предлагаете?

– Комитет передал целый пакет предложений министерству с видением того, как должна строиться работа с молодежью в плане профориентации. Кстати, еще один важный вывод, который мы получили, работая над исследованием: начиная с девятого класса, учащиеся в большей степени, чем раньше, начали ориентироваться на среднее профессиональное образование, то есть на колледжи и техникумы. Так, например, среди городских школьников на вузы ориентированы 52 % и 48 % – на СПО. Это был неожиданный результат. Он говорит о том, что необходимо по-другому выстраивать систему среднего профессионального образования. А готовы ли сами учебные заведения к работе по-новому? В ближайшее время у меня как у председателя комитета запланирована серия встреч с руководителями учебных заведений СПО. Будем обсуждать, как можно им посодействовать в этом направлении.

– А в целом, на ваш взгляд, проблему миграционных настроений можно решить законодательно? Или это больше касается настроя, восприятия, менталитета, которым закон не писан?

– Можно повлиять на нее при формировании бюджета, настаивать на выделении большего объема средств. Эта проблема лежит сегодня не в ментальной плоскости. Я как экономист знаю, что если процесс длительный – не всплеск и спад, значит, у него есть объективные причины, в том числе экономические. В этом случае нужно работать такими же объективными методами, а не уговорами о том, что у нас все хорошо.

– Каким образом?

– Надо показывать на деле: вот, смотрите, у нас есть ресурсный центр, новые программы, технологии. Вузы должны не декларировать это, а доносить до школьников, абитуриентов, используя адекватные для их восприятия инструменты. Агитация не зацепит школьника с хорошим ЕГЭ. Ему нужна лабораторная база, возможность заниматься исследовательской деятельностью, знать, в каких программах он может участвовать, с кем будет общаться. Рассказами про хороший бассейн его не взять. Это вчерашний день. А образовательная среда должна всегда опережать на шаг.

– Недавно стало известно о том, что министерство образования и науки поддержало идею создания института радиофизики и физической электроники в Омском научном центре Сибирского отделения Российской академии наук. Что это значит для региона? Сможет ли это повлиять на качество и авторитет высшей школы?

– Это ключевое для региона достижение для развития академической науки. Во всей стране институты сокращаются, объединяются, закрываются, а у нас, наоборот, открытие. Идея была озвучена генеральным директором ОНИИП Владимиром Березовским. Наш комитет ее поддержал. Академический институт сконцентрирует усилия ученых, которые получат базу для исследований без необходимости уезжать в Томск, Новосибирск, Тюмень или куда-то еще. У них будут свои лаборатории, свои возможности здесь. Если есть институт радиофизики и электроники, значит должен подтянуться и диссертационный совет, значит должны быть хорошие научные журналы, магистранты, которые пойдут в аспирантуру, бакалавры, предприятия, готовые использовать их разработки. Ну и, конечно, это еще и база для практики студентов. Абитуриенты будут видеть, что здесь для них есть перспективы в научной деятельности, здесь можно работать, заниматься интеллектуальной деятельностью. Запуск института – работа не одного года, но она стратегически важна для региона.

 

Про детей, дворников и японцев


– Какие вопросы комитет рассматривает сейчас? На чем сконцентрировано внимание?

– В данный момент это финансирование летней оздоровительной кампании. В этом году  расходы на летние лагеря были секвестированы. Встал вопрос об эффективности выделения средств на летнее оздоровление, появилась мысль, что затраты нужно оптимизировать. Непонятно только, почему этот вопрос возник так поздно, ведь период подготовки к оздоровительному сезону начнется совсем скоро. Мы рекомендовали министерству по делам молодежи, физкультуры и спорта разработать программу с описанием путей развития летних лагерей, а пока программа в работе, все же провести в этом году летнюю оздоровительную кампанию без оптимизации и создать условия для полноценного отдыха детей.

В нашем регионе лагеря получают финансирование на ремонт и обновление материально-технической базы из средств от реализации путевок. Во многих других регионах материально-техническое снабжение и путевки разделены. Кроме того, крупные предприятия оказывают помощь на правах шефов. У нас пример шефства единичен. Если до середины апреля ресурсы не найдутся, проблемы подготовки к приему детей возникнут у многих лагерей. А между тем это по-прежнему востребованная форма отдыха.

– Одно из направлений вашей работы в комитете – взаимодействие со школами. Какую помощь удается им оказывать?

– Нам удалось привлечь внимание исполнительной власти к недостаточной финансовой поддержке учреждений образования. Мы добились понимания, что им необходимы целенаправленные, гарантированные ресурсы, чтобы ремонтировать крыши, окна, решать элементарные бытовые проблемы. У нас в сельских школах не было даже теплых туалетов. Сейчас они есть при каждой школе. Теперь актуален вопрос цифровизации, скоростного интернета. К сожалению, пока не удается решить вопрос о повышении зарплаты учителям.  

В апреле состоится круглый стол, посвященный вопросам подготовки школьников по таким дисциплинам, как физика, химия, математика, биология. Год назад депутаты и педагоги уже обсуждали этот вопрос, приняли определенные решения. Теперь нужно проверить, как они реализовались. В частности, мы говорили об оснащении кабинетов физики, химии, биологии и математики для качественной подготовки школьников. Эти предметы невозможно изучать на пальцах, для них требуется оборудование, программы. Кроме того, в прошлом году комитет поставил задачу скорректировать систему подготовки педагогов по этим направлениям. Также хотелось бы посмотреть, как за год сдвинулись дела во взаимодействии школ и вузов. 

– Кроме законотворческой работы, вы как депутат выполняете наказы своих избирателей на округе, которые касаются самых обычных, повседневных проблем. Чем руководствуетесь здесь?

– Необходимостью поддерживать людей на всех этапах: подготовка к отопительному сезону, проведение отопительного сезона, благоустройство, озеленение, асфальтирование, новогодние елки, поздравления ветеранов. Взаимодействуем с жителями, управляющими компаниями, КТОСами, общественными организациями. Кому-то баян нужно купить, кому-то концертные костюмы пошить, кому-то помочь заявку на грант написать. Всегда обращаю внимание на чистоту во дворах и на то, как работают дворники. У меня самого семь лет стажа дворником – еще в студенчестве и в аспирантуре с удовольствием подрабатывал. Это же самая модная работа была, к тому же стабильная. А нам, молодым, деньги нужны были, да и лентяйничать не хотелось.

– Сложно убеждать людей, что чистота и порядок зависят в первую очередь от них, а уж потом от дворников?

– Сложно. Но воспитательные методы и назидание здесь мало действенны, особенно для молодежи. Лучше демонстрировать примеры. В рамках моего курса «Управление персоналом» мы рассматриваем ментальные особенности разных народов. Буквально несколько дней назад на лекции говорили про Японию. Вспоминаем чемпионат мира по футболу. Чем всему миру запомнились японцы? Тем, что они убирают и за собой, и за другими. Нужны, говорю, тут еще какие-то комментарии? Нет. На студентов действует.

– Обратную связь от жителей получаете? Довольны они вами как депутатом?

– Получаю и очень этому рад. Хотя отзывы не всегда бывают позитивные, и тогда ты понимаешь: действительно, еще многое недоделано, нужно и то, и это в порядок привести. Мотивирует работать лучше.

– А как часто вы признаетесь самому себе, что довольны результатом?

– Я требовательный к себе человек. Признаю это нечасто и только тогда, когда на самом деле все складывается хорошо, когда получается. А так всегда есть то, что нужно улучшить.

Перейти на полную версию сайта