Нынешняя весна получается по-настоящему жаркой для самого известного омского богатыря Михаила Шивлякова: в начале марта в городе Коламбус, штат Огайо, США, прошел международный турнир по силовому экстриму Arnold Pro Strongman, на котором выступил наш земляк. Уже через две недели Михаил состязался с такими же, как он сам, силачами на другой стороне планеты – в Австралии состоялся Arnold Sports Festival Australia. А в апреле Шивлякова ждут новые старты на разных континентах. Во время недолгого пребывания в Омске один из самых сильных людей планеты дал эксклюзивное интервью Алексею Одариеву.
– Михаил, в первых числах марта в США ты принял участие в состязании, организованном звездным голливудским актером Арнольдом Шварценеггером. Насколько ты доволен итогами своего выступления?
– Скажу сразу: своим выступлением на турнире Arnold Pro Strongman я остался недоволен, рассчитывал на другой исход. Хотя и установил личный рекорд и стал первым в подъеме бревна. Да и место, в общем-то, неплохое – я стал четвертым, войдя в первую пятерку самых сильных людей планеты. Но дело в том, что я всегда оцениваю не столько то место, которое мне удалось занять, сколько ту работу, которую я сделал на том или ином турнире. В прошлом году мне в Коламбусе из-за травмы не удалось последнее упражнение. Но тогда показанного результата хватило, чтобы занять третье место. В этом году удача ускользнула от меня. А если говорить точнее, то из моих рук выскользнул камень, который в рамках упражнения «Поднятие камня на плечо» я в том году поднял дважды, а в этом даже не смог оторвать от земли. Он просто выскальзывал у меня! А ведь на тренировках я справлялся с ним очень хорошо!
– В чем тогда дело? В психологии?
– Ты прав, похоже, я немного переоценил свои силы в этом упражнении. Бывает и такое, даже у профессионалов. К тому же сказались общая усталость и разница во времени.
– Это упражнение было финальным. А до него дела у тебя складывались успешно?
– В первом упражнении «Становая тяга» начал подъем с веса в 420 килограммов, а к третьей попытке увеличил его до 441 килограмма. В результате занял третье место. Но после трех состязаний переместился на пятую позицию. В четвертом упражнении «Лог-лифт» у меня получилось проявить себя и установить личный рекорд. Я поднял 195-килограммовый снаряд два раза, что обеспечило мне первое место в этом соревновании и позволило подняться на третью строчку таблицы. Но финал, как я уже сказал, у меня не удался. В итоге остановился в шаге от бронзовой медали. Но опускать руки не стоит, еще поборемся, соревновательный год только начался!
– Первое место в Коламбусе занял исландский актер и пауэрлифтер Хафтор Бьернсон, сыгравший великана Гору в популярном сериале «Игра престолов». А приз ему вручил Арнольд Шварценеггер. Не соревнования стронгменов, а какая-то красная дорожка на престижном кинофестивале! Не жалел в тот момент, что твоя собственная карьера в кино закончилась очень быстро?
– Нет, не жалел. Я действительно снимался в «пилоте» одного российского сериала, но дальше этого дело не пошло. Работа на съемочной площадке – огромный труд, и тут надо выбирать: либо ты продолжаешь выступать, либо заканчиваешь со спортом и по примеру Арнольда Шварценеггера целиком посвящаешь себя карьере в кино. Совмещать то и другое в России нереально. Я не счел нужным ради съемок отказываться от подготовки к очень важным для моей спортивной карьеры турнирам. Да, Бьернсону удается совмещать одно с другим. Но в Америке весь процесс работы в кино организован по-другому и не отнимает так много времени, как в нашей стране.
– Кстати, Хафтор Бьернсон за победу на Arnold Strongman Classic в Коламбусе получил не только поздравления, но и чек на 72 тысячи долларов из рук бывшего губернатора Калифорнии и «Терминатора на все времена». Неплохие деньги! Самые сильные стронгмены планеты – обеспеченные люди?
– По сравнению с деньгами, которые получают не только представители командных, игровых видов спорта, но и, скажем, боксеры, теннисисты или игроки в гольф, доходы стронгменов совсем не впечатляют. Да и призовые на том же Arnold Strongman Classic сильно уменьшаются обратно пропорционально занятому месту. За первое, ты правильно сказал, 72 тысячи. А вот за второе уже только 22 тысячи. Ощутимая разница, не правда ли? За десятое место и вовсе лишь две тысячи. Так что выступлениями на турнирах, даже профессиональных, больших денег не заработать. Поэтому ведущие стронгмены планеты очень активно снимаются в рекламе. Ну а некоторые, как мы уже говорили, и в кино.
– Соревнуясь в Огайо, ты потратил огромное количество сил и эмоций. А уже через две недели – новый турнир, на этот раз в Австралии. Не слишком ли часто ты выступаешь? Успевает ли организм восстанавливаться после таких колоссальных нагрузок?
– В чем-то ты, может, и прав. Еще в прошлом году подобный темп жизни переносился мною легче, чем в этом. Но пока есть возможность, есть силы, желание и здоровье, я буду выступать так часто, как смогу. А усталость – она ведь как пришла, так и ушла, я умею с ней бороться. В первую очередь это вопрос психологии. Так что продолжаю активно работать: уже в апреле мне предстоят два турнира – один в Великобритании, второй в Бразилии.
– Как оценишь свое выступление в Австралии?
– Это был первый в этом году отборочный этап мировой серии турниров по силовому экстриму Arnold Pro Strongman World Series. В первый соревновательный день предстояло выполнить несколько упражнений: «Коромысло», где нужно было пронести снаряд весом полтонны на расстояние 20 метров, поднять бревно на максимальный вес, а также упражнение «Ступени силы». Я заработал 28 баллов, и это позволило занять второе место. Роб Керни из Америки обогнал меня на один балл и занял лидирующую позицию.
На следующий день необходимо было выполнить упражнения «Викинг Пресс», «Становая тяга колодца», а также «Камни Атласа». В нем нужно было поднять пять камней весом от 170 до 225 килограммов. Но по итогу упражнения последний камень так и остался нетронутым: ни один из 12 стронгменов не притронулся к тяжеловесному снаряду. Я, превозмогая боль, поднял три камня. В заключительном упражнении из последних сил держался, почти «дорвал» руку. В результате занял, как и в Коламбусе, четвертое место. Конечно, я планировал другой результат, но что поделать, никто не застрахован от травм на турнирах. Будем восстанавливаться.
– Как тебе удается справиться с предстартовым волнением перед крупными турнирами, не «перегореть»?
– У меня свой собственный секрет. (Смеется.) На всех соревнованиях я всегда выступаю в форменном черном берете, в котором когда-то служил в морской пехоте. Это одновременно и мой счастливый талисман, и прежде всего мой личный способ пропаганды патриотизма, необходимости всем российским мальчишкам, желающим стать настоящими мужчинами, пройти службу в Вооруженных силах России. Ну а мне, с этим беретом на голове, легче преодолевать любые трудности. Он – некий символ, знак армейской закалки, которая так необходима мужчине в жизни. Понимаешь, для меня любые соревнования – это как настоящая битва. Ну а в битве надо быть серьезным и сдержанным. Когда я надеваю берет морской пехоты, именно таким и становлюсь, не позволяю волнению взять верх.
– А как реагируют на такой головной убор те же американцы?
– Сейчас уже я надеваю его лишь во время выполнения упражнений по ходу турнира, а вот в свой первый приезд в Штаты прямо в нем ходил по улицам. Реакция, порой, была поразительной. (Улыбается.) Все-таки в Америке выросло не одно поколение людей, которых с детства пугали русской военной угрозой. И при виде огромного русского морпеха люди невольно делали пару шагов назад. Как-то раз зашел в американский супермаркет, где было очень людно, и вдруг обратил внимание, что вокруг меня в радиусе нескольких метров – ни одного человека! Конечно, совершать покупки так удобнее. (Смеется.) Но всетаки решил впредь так не шокировать добропорядочных обывателей и перестал ходить по городу в берете.
– Мечта любого атлета, который занимается спортом не просто ради поддержания хорошей физической формы, а стремится к мировому признанию, – медали Олимпийских игр. Как бы стремительно ни набирал популярность в последнее время силовой экстрим, это не олимпийский вид. Не жалеешь, что не выбрал для себя, скажем, классическую тяжелую атлетику?
– Я в свое время начинал с пауэрлифтинга. Правда и он тоже не является олимпийским видом. Что же касается силового экстрима, то именно в России он вообще не считается видом спорта. Так, какие-то богатырские игры, шоу, забава. Что-то сродни гуляниям на проводах русской зимы. (Улыбается.) Но в остальном мире, и в первую очередь в США и Европе, ситуация прямо противоположная, там он развивается семимильными шагами, и не удивлюсь, если через несколько лет американцы поднимут вопрос о включении силового экстрима в олимпийскую семью. Важно, чтобы Россия в этом деле не плелась в хвосте на международной арене. Жалею ли я, что не стал штангистом? Знаешь, каждый сам выбирает свой жизненный путь. Я свой выбор сделал осознанно и ни разу о нем не пожалел.
– А как вообще в России становятся стронгменами?
– Как правило, приходят из других видов спорта. К примеру, из той же тяжелой атлетики. Люди, добившиеся высот в силовом экстриме, чаще всего пришли в него уже будучи, как минимум, мастерами спорта. А есть примеры, когда и заслуженными мастерами! Среди силачей очень много интересных личностей, про некоторых впору писать книги. А еще существует расхожее мнение, что все сильные люди – добрые. Так и есть, если только они не голодные! (Смеется.) Сильный человек уверен в себе, лишен страха, а потому спокоен, у него нет комплексов, зачастую присущих людям, физически не развитым. Отсюда и благодушие, доброта. А еще иногда, когда иду по улице, ловлю на себе завистливые взгляды мужчин с «пивными животиками». Ребята, так кто же вам не давал тренироваться, заставлял вас тратить свою бесценную жизнь на просиживание с кружкой в руках?! А ведь это время потом уже не вернешь!
– Наш технологичный мир приспособлен под среднестатистического человека. Как часто ты с твоим ростом и могучей комплекцией испытываешь бытовые неудобства: кресла в самолетах, автомобилях и кинотеатрах, кровати в гостиницах и так далее?
– Проблемы есть, и прежде всего в России. В США и Европе мне с моими габаритами вполне комфортно. А вот в нашей стране, действительно, те же кровати в гостиницах рассчитаны на человека с весом максимум 80-90 килограммов. А я на сегодняшний день при росте 188 сантиметров вешу 130 килограммов. Спасибо организаторам турниров: на какие только ухищрения они не идут, чтобы приспособить окружающую среду под богатырей. Сдвигают пару кроватей, усиливают их. А бывает, просто спишь на полу.
– Несмотря на «брутальность» такого вида спорта, как силовой экстрим, ты очень улыбчивый человек. Веселый нрав помогает справляться с тем огромным психологическим прессингом, который присутствует на международных турнирах?
– Конечно! Я вообще не понимаю тех своих коллег, которые, выходя на помост, специально вгоняют себя в какое-то агрессивное состояние. Даже норовят сказать сопернику что-нибудь уничижительное. А ведь еще полчаса назад мы вместе пили чай! Видимо, они думают, что такое озлобленное на весь мир состояние духа поможет им справиться со штангой. А, обидев конкурента, полагают, что выведут его из душевного равновесия и заставят нервничать, ошибаться. Наивные! Я, наоборот, только подзаряжаюсь энергией от них! А сам все всегда делаю с улыбкой, стараюсь даже от борьбы с самыми большими весами получать удовольствие. А иначе зачем вообще заниматься этим?! Нет уж, я очень люблю свой вид спорта! И от этого постоянного ощущения радости жизни моя улыбчивость.
Алексей Одариев
ДОСЬЕ «ДГ»
ШИВЛЯКОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ — омский стронгмен, пауэрлифтер. Победитель турнира Arnold Amateur Strongman World Championship, благодаря этой победе попавший в профессиональную лигу «Арнольд Классик». Единственный российский атлет, одержавший победу на состязании Арнольда Шварценеггера в Бразилии и занявший призовые места на Arnold Strongman Classic в Азии и Австралии.
Родился 30 апреля 1980 года в г. Киселевске Кемеровской области. В 1998-2000 годах проходил военную службу на Балтийском флоте, на Черноморском флоте, в морской пехоте.
После армии начал заниматься пауэрлифтингом. Неоднократный победитель и призер соревнований по Сибирскому федеральному округу, рекордсмен Кемеровской области по становой тяге, мастер спорта международного класса. В 2007 году дебютировал в качестве участника турнира по силовому экстриму «Богатырь Байкала». В 2010 году переехал в Омск. Регулярно представляет Россию на международных соревнованиях по стронгмену.