Криптовалюты

Доллар - 102,57

Евро - 107,42

Тенге - 0,20

Репортаж3944

Инсайды телеком-отрасли: 5G, искусственный интеллект и «умные SIM-карты»

Инсайды телеком-отрасли: 5G, искусственный интеллект и «умные SIM-карты»

Увидеть премьерный сезон «Игры Престолов» в ультра-HD во время поездки в беспилотном электрокаре, в то время как «Умный дом» настраивает освещение и готовит ужин к вашему приезду... Кажется, что сейчас начнется пересказ очередного футуристического экшена, но нет. Высокие технологии прочно укрепляются в повседневности, до запуска важнейшего связующего звена − связи нового поколения 5G − остается совсем немного времени. Трансформацию телеком-отрасли, планы о внедрении новых технологий и проекты будущего обсудили крупнейшие игроки в отрасли связи на ежегодном форуме «Телеком 2019» в Москве. В фокусе оказались перспективы развития 5G-сетей, введение электронных SIM-карт, перспективы облачных сервисов и «Интернета вещей» и, конечно же, абоненты, доверие которых остается для компании важнейшим звеном и ценностью.

Digital – неизбежность. И это уже не просто красивое слово: digital-среда стремительно развивается с каждым днем, информации много. Бесконечные операции в интернете заставляют нас хранить в голове все больше данных, ежедневно десятки рекламных сообщений заполняют гаджеты, социальные сети и дорожные перекрестки. Фиксированная телефония переходит в виртуальные АТС, облачные сервисы увеличивают объемы (только за 2018 год объем данных в хранилищах увеличился вдвое), пользовательский трафик увеличивается ежедневно.

«Потребление трафика выросло в 2-4 раза за последние несколько лет, потребности в скоростях растут», – отмечает Василь Ланцанич, генеральный директор «ВымпелКом».

Существенное увеличение доли мобильного трафика и погоня за лояльностью абонента обязывают операторов «играть на опережение»: создаются новые ниши для сбора данных, новые продукты для комфортного пребывания в Сети, сервисы прокачиваются интеллектуальными возможностями.

«Дроны-гаишники» и «умные города». Привычные вещи скоро станут историей


5G называют будущим экономики, которая будет летать на высоких скоростях. В условиях труднодоступной местности станут возможными технологии удаленного доступа, автономные базы контроля местности и управления производством, дроны для наблюдения за автострадами, станет возможна дистанционная хирургия, в которой критически важна не только безупречная точность, но и скорость − задержки даже на доли секунды могут привести к необратимым последствиям.

В апреле 2019 года Южная Корея официально начала коммерческое использование нового стандарта мобильной связи − 5G. Ведущие российские операторы связи пока не называют точных дат запуска технологии в стране, однако заявляют − пятое поколение уже на пороге, и они готовы объединять усилия для развития этого направления в стране.

Сеть нового поколения – это тренд на удобство. Сокращение задержек по сравнению с действующими технологиями передачи данных, отсутствие перегруженных сетей и работа в новых диапазонах частот обещает качественное новый уровень работы 5G. И главными потребителями интернета на суперскоростях будут машины.

В тестовых сетях 5G сегодня можно «разогнать» мобильный интернет в десятки раз – с привычных для 4G 100 Мбит/сек (и это показатель в идеальных условиях, реальность же − на уровне 20 Мбит/сек) до 20 Гбит/сек. Предполагается, что диапазон 3,4-3,8 ГГц обеспечит сплошное покрытие сетями 5G в городах, а диапазон 700 МГц − за их пределами. Комбинация высоких и низких уровней для передачи данных сократит задержки и будет самостоятельно распределять частоты таким образом, чтобы HD-стрим работал так же бесперебойно, как и голосовой звонок по мессенджеру.

Как выглядит информационный бум для телекома? Это колоссальные объемы данных. Речь идет уже не просто об огромных дата-центрах, в планах − развитие городов для 5G.

«Мы устали от пластика». Куда исчезнут физические SIM-карты и карточки из бумажника

Еще одна новая технология, которая ждет нас уже в ближайшем будущем, – электронные SIM-карты. eSim – это технология, которая позволяет подключать абонентов с помощью доступа в интернет. Клиенту вместо похода в салон связи достаточно будет пройти идентификацию. В отличие от физической SIM-карты eSim не сломается и не потеряется.

Кстати, Tele2 успешно протестировала еSim, и у компании уже есть готовое технологическое решение, которое оператор сможет скоро предложить клиентам. В Tele2 считают внедрение eSim следующим шагом для улучшения клиентского сервиса в России.

Сложно просчитать, какая часть абонентов, которых на данный момент более 260 млн (речь об активных SIM-картах), перейдет на новую технологию, однако специалисты ведущих мобильных операторов заявляют, что введение eSim неизбежно, подобно снегу следующей зимой.

Электронная торговля и проведение финансовых операций по номеру телефона станет еще одним новшеством, запуск которого не за горами. Идентификация в интернет-системах по номеру телефона станет вскоре возможна благодаря технологии Mobile ID, о внедрении которой заявляют операторы.

Соразмерно увеличится развитие электронной коммерции. Как отмечает генеральный директор «Мегафон», 50 % всех оплат будет приходиться на  электронную торговлю, а операции через платежные системы, телефоны и социальные сети вытеснят пластик окончательно.

Идентификация с помощью оператора, Mobile ID, через защищенные соединения позволит забыть о длинных формах для заполнения при регистрации в сервисах, при оплате и предоставлении персональных данных.

«Клиент может быстро получить доступ к онлайн-сервисам с помощью номера телефона. При этом мы гарантируем безопасность данных, поскольку операция проходит через защищенные каналы связи, − отмечает Светлана Скворцова, директор по стратегическому планированию Tele2. – Mobile ID – это высокотехнологичная замена существующих решений двухфакторной авторизации. Теперь абоненту не нужно вводить имя и пароль на сайте с подтверждением по SMS. А это значительно экономит время и упрощает банковские транзакции, покупку электронных билетов, бронирование отелей, регистрацию в программах лояльности. Это будет win-win для всех!».

Бизнес на крючке: получится ли рыбачить, не выходя из дома и передавать показания, не глядя на них

Совмещение автономных систем управления и анализа данных при помощи Big Data и IoT (интернета вещей) призваны сделать бизнес технологичным.

К примеру, результаты тестирования сервисов ЖКХ компаниями Тele2, Nokia и «Ростелеком» показали эффективность автоматизации передачи показаний: энергосбытовые компании получат высокий экономический эффект, а пользователи – комфорт при расчетах за электричество. 

Интересный проект запущен Тele2 в области марикультуры − совместно с компанией Ericsson компания начала цифровизацию мариферм. Tele2 установит в акваториях марифермеров Приморского края цифровые датчики для измерения физических и гидрохимических параметров воды. Марифермер получает актуальную информацию об изменении среды обитания аквакультур (гребешка, трепанга и др.). Как только значения достигают опасного уровня, система немедленно информирует пользователя.

Сергей Эмдин, генеральный директор Tele2:

«Так марифермер может оперативно влиять на производство марикультур, повышать качество и выживаемость урожая. Сейчас состояние марикультурной отрасли в России критически отстает от мирового уровня по проникновению цифровых технологий в процесс производства. Важно быстро нагнать упущенное, ведь от отрасли ожидают высоких темпов роста, более чем в 7 раз к 2030 году».

Готовые IoT-решения универсальны и могут заходить во всевозможные сферы бизнеса и развиваться в них. По прогнозам представителей компании Ericsson, партнера Tele2 по проекту, к 2024 году в России ожидается подключение более 4  млрд мобильных IoT-устройств.

Другие правила для клиентов: искусственный интеллект vs живое общение

По новым правилам начинают играть и клиентские сервисы. У операторов начали появляться интеллектуальные «дочки». «Билайн» представил свою новую голосовую помощницу «Аллу», а компания Tele2 – искусственный интеллект «Мию». Система Tele2 «умный тариф» формирует индивидуальное предложение по соотношению минут и гигабайтов в личном кабинете пользователя. Для этого «Мия» анализирует текущий профиль потребления клиента и предлагает оптимальное наполнение тарифного плана по привычной цене. При этом абонент сам принимает решение, переходить ли на индивидуальные параметры тарифа.

Правильный баланс технологий и живого общения объединяет онлайн и офлайн и создает почву для создания инновационных  форматов. Таким примером стало открытие флагманского салона связи мобильного оператора Tele2 в Москве. В самой компании новый формат салона называют «трижды-digital».

Это инновационный формат цифровых салонов, который не имеет аналогов на рынке операторской розницы. Концепция опирается на digital-подход в трех плоскостях: сервисе, ассортименте и коммуникациях. В салоне нет бумаги. Совсем.

Нововведением в салонах стали виртуальные витрины «Все в один клик». Они позволяют клиенту проверить карту зоны покрытия Tele2 и выполняет функции терминала самообслуживания. Через цифровой интерфейс пользователь может выбрать номер, оставить заявку на переход по MNP или сменить тариф, а также интуитивно понятны − внешне витрины схожи с дизайном личного кабинета оператора.

«Мы продолжаем развитие коммуникационной платформы «Другие правила»: вместе с продуктом и маркетингом меняется наша розница. По итогам прошлого года потребление интернет-трафика на одного пользователя выросло почти в полтора раза – это говорит о том, что наша аудитория становится все более цифровой. Клиенты все чаще покупают смартфоны: по итогам 2018 года они приобрели в два раза больше этих устройств, чем годом ранее, − заявляет директор по продажам и развитию массового сегмента Tele2 Игорь Майстренко. Вместе с тем аудитория приложения «Мой Tele2» за прошлый год удвоилась. Новый формат наших салонов соответствует трендам диджитализации и устанавливает новые правила в рознице».

Простота и удобство становятся неотъемлемой частью сети, в то время как офлайн-пространства остаются на ближайшее время местами для обмена опытом, живого общения с приятными бонусами в виде кофеен во флагманских сетевых точках продаж.

 Big Data в цифровой экономике будущего

Телеком расширяет границы и появляется в направлениях, где его, казалось бы, и не ждали! Кроме «голоса» и мобильного интернета, IoT-решений и «умных домов», телемедицины и интернета вещей, возможности «больших данных» сегодня активно использует бизнес. Например, Tele2 сегодня вполне успешно монетизирует Big Data, предоставляя клиентам скоринг, верификацию и мониторинг клиентских событий.

«Мы успешно используем продукты big data для оказания лучшего сервиса нашим клиентам. Одно из наших преимуществ – способность видеть перемещения клиентов и анализировать это. Данные о передвижении и размещении абонентов мы используем для изучения массовых перемещений граждан. Это поможет при оптимизации уборки городских территорий, расчете туристических потоков и планировании транспортной инфраструктуры. Это особенно актуально для GR и развития концепции «умного города», − поясняет директор по стратегическому планированию Tele2 Светлана Скворцова. − Мы успешно решаем кейсы для клиентов по определению локации их бизнеса (например, где лучше открыть салон). Позволяем делать коммуникацию с нужными клиентами, только теми, кто дал согласие, разумеется».

Страховые компании тоже активно используют «большие данные». С высокой долей вероятности анализ на основе big data помогает определить склонность человека к рискам, вероятность наступления банкротства или нарушения обязательств. Зная вашу геолокацию, магазины высылают акции только в тех точках, через которые вы ежедневно идете домой. Маркетплэйсы уже знают больше о наших желаниях, чем мы сами, и фильтруют неинтересный для вас товар. Благодаря подобным объемам данных можно отойти от модели «платят все за всех» и персонализировать предложения, понимания возможные риски и гарантии абонента.

Гонка на высоких скоростях за право стать оператором нового поколения или синергия телекома ради построения цифровой экосистемы для комфортной жизни? Вариантов развития множество, нормы и законодательные нормативы еще не утверждены, не до конца поняты технологии распределения частот и форматы хранения данных, пока ясно одно − операторы сходятся во мнении, что запуск 5G необходим и даже выгоден государству, так как технология даст толчок развитию не только телекоммуникационной, но и других отраслей экономики.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории «Репортаж»
Читать все новости Омска и Омской области

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!