Фамилия Тё хорошо известна среди омских спортсменов. В 2012 году Тё были удостоены премии губернатора Омской области «Доблесть» в номинации «Спортивная семья». Отец семейства Сергей Юрьевич – тренер-преподаватель по тяжелой атлетике со стажем работы более 30 лет. Мама Светлана Эдуардовна – старший преподаватель СибГУФК, чемпионка мира и Европы среди ветеранов по тяжелой атлетике. Их сын Сергей в свое время был в резервном составе сборной страны по этому же виду спорта. Но наибольших успехов на этой стезе добилась самая младшая в семье Тё. Ольга – мастер спорта международного класса по тяжелой атлетике, мастер спорта по спортивной гимнастике, победитель первенства Европы по тяжелой атлетике и обладательница еще очень многих почетных титулов и регалий. Вырвавшись из Москвы в родной Омск всего на несколько дней, Ольга нашла время пообщаться с Алексеем Одариевым.
– Оля, давай начнем с самой свежей и при этом с самой приятной темы: недавно ты с блеском выиграла первенство России среди молодежи, которое проходило во Владимире. Расскажи, как протекала борьба, сколь острой была конкуренция?
– Об уровне конкуренции говорит уже то, что на турнир съехались более 250 молодых спортсменов из 50 регионов страны. И все только с одной целью – победить. Так что выложиться для того, чтобы завоевать «золото», мне пришлось по полной. «Серебро» в моей весовой категории «59 килограммов» взяла Александра Козлова из Чувашии, третьей стала Ирина Шмелева из Мордовии. Но главная борьба у нас развернулась именно с Козловой. Всего неделей ранее Саша выступала на чемпионате Европы среди взрослых, стала там бронзовым призером, подняла вес больший, чем сейчас поднимаю я. И тут сразу же молодежное первенство России. Понятно, что она приехала на него уже уставшей. Впрочем, передо мной не стояла цель во что бы то ни стало победить именно Козлову.
– А какая была цель?
– Мне важно было поднять «свои» килограммы, те, на которые я готовилась. Что я и сделала. В итоге я заняла первое место, но это в силу того, что Саша не подняла то, на что она, в принципе, готова. Но это их с тренером дело, а мы свою задачу выполнили.
– Соревнования во Владимире являлись отборочными на юниорское первенство Европы, которое пройдет летом. Как скоро ты начнешь целенаправленно готовиться именно к этому турниру?
– Первенство Старого Света, вы правы, действительно планировалось на лето. Но по политическим соображениям, далеким от спорта, место его проведения перенесли из Молдавии в Румынию, а сроки проведения передвинулись на осень. Подготовительный цикл к первенству Европы мы планируем начать сразу же, как только я вернусь на базу сборной России в Подмосковье. То есть гдето через недельку. Предстоит проделать огромный объем работы, чтобы выйти на новый уровень: для победы на этих соревнованиях надо будет поднять существенно больший вес, чем я подняла на первенстве страны.
– Представители многих видов спорта, например кикбоксинга, говорят, что в их виде спорта уровень чемпионата России гораздо выше, чем чемпионата Европы. В тяжелой атлетике так же?
– Нет, не так. Выиграть европейское первенство у нас гораздо труднее, чем победить на любом всероссийском турнире. Уровень спортсменов намного выше, отсюда и конкуренция серьезнее. В последнее время особенно сильны представительницы Турции, Румынии, а именно в моей весовой категории есть очень сильная спортсменка из Польши. Да плюс надо будет обыгрывать ту же Александру Козлову. Так что задачи перед нами стоят крайне серьезные, ведь цель одна – победа на первенстве Европы. Мне не приходится надеяться на везение и рассчитывать на слабое выступление конкуренток. Нет, я просто должна быть сильнее их!
– В октябре прошлого года в польском городе Замосць ты выиграла первенство Европы по тяжелой атлетике. По нервному напряжению турниры за рубежом отличаются от выступлений в России?
– Да, выступать за границей мне труднее, чем в своей стране. Турнир в Замосце был для меня вторым опытом международных соревнований, и дался он нелегко. Конкуренция высочайшая – борьбу за награды вели атлеты из 32 стран Европы. Только в составе сборной России выступали три десятка спортсменов! Мой звездный час настал во второй день соревнований.
– Твой ведь «боевой вес», насколько я помню, был тогда на один килограмм меньше, чем сейчас, что весьма существенно для девушек в твоей категории?
– Да, я тогда выступала в весовой категории «58 килограммов», и в ней мне удалось показать лучший результат в отдельных видах упражнений. Причем с большим отрывом. По сумме двух упражнений я набрала 208 килограммов, и этого хватило для «золота». Для меня было очень важно, что удалось победить не только конкуренток, но и собственный мандраж.
– А как удалось с ним справиться?
– Спасибо тренеру. Помню, до зала, где проходили соревнования, нам приходилось довольно далеко идти пешком. И тренер всю дорогу говорил со мной. О чем угодно, только не о тяжелой атлетике. Он всячески старался переключить мое внимание, чтобы я «перезагрузила» мозг, не зацикливалась на предстоящей борьбе.
– А в последние часы перед выходом на помост тебе тренер тоже помогает психологически?
– Нет, в последние два часа перед выходом меня лучше вообще не трогать, и близко ко мне не подходить! (Улыбается.) Многие штангисты перед выходом на помост слушают музыку, а вот мне, наоборот, надо побыть в тишине и покое. Для этого «ухожу в себя», я это умею. Телефон выключаю за несколько часов до старта. Я не из тех, кого накануне выступления нужно подбадривать и «заводить». Мне¬то как раз надо успокоиться.
– Спустя всего две недели после победы на молодежном первенстве в Польше тебе предстояло еще одно серьезнейшее испытание – взрослый чемпионат мира, который проходил в Ашхабаде, в Туркмении. Большая разница в уровне с молодежкой?
– Огромная! Здесь и уровень организации совершенно другой, гораздо более высокий. И конечно же, уровень штангисток не сравнить! Судите сами: я с большим отрывом выигрываю «золото» на молодежном первенстве, поднимаю тот же вес на взрослом чемпионате, но этого мне уже хватает лишь для того, чтобы стать только четырнадцатой! Но зато это был для меня бесценный опыт, наглядно показавший, куда мне нужно двигаться и к чему стремиться.
– Давай немного вернемся в прошлое. Спорт у Тё – дело семейное. Им занимаются папа, мама, брат – а у тебя-то выбор был, заниматься ли спортом? Или за тебя все решили родители?
– Когда меня впервые привели в секцию спортивной гимнастики, а мне тогда было всего четыре года, это действительно было решение родителей. Ну посудите сами – какое осознанное решение может принять человек в четырехлетнем возрасте?! А вот уже решение кардинально сменить вид спорта и заняться тяжелой атлетикой я принимала самостоятельно, никто и не думал на меня давить.
– Неужели папа совсем никак не повлиял на это твое решение? В это трудно поверить.
– Повлияло то, что у нас вся семья – штангисты. Но, конечно, наш главный идейный вдохновитель – папа. (Улыбается.) Во всяком случае, это сейчас все в семье меня поддерживают, а на первых порах – только папа встал на мою сторону, когда я заявила, что ухожу из спортивной гимнастики и хочу заниматься тяжелой атлетикой.
– С четырех до семнадцати лет ты занималась спортивной гимнастикой, и добилась очень хороших результатов: мастер спорта, четырехкратный победитель СФО в личном и командном первенстве, победитель всероссийского турнира. Какие воспоминания остались от этого вида?
– Я отдала этому виду спорта так много сил, что смело можно сказать: я оставила там частичку себя. Поэтому, конечно же, я вспоминаю о том периоде своей спортивной жизни с большой теплотой. За те годы бывало разное – и травмы, и моменты, когда хотелось все бросить. Но пройден был уже такой путь, что бросать все на половине дороги было очень жаль. Да и родители поддерживали меня в трудные минуты. В итоге плохое с годами забылось, а воспоминания остались только самые добрые – мне до сих пор порой хочется прийти в гимнастический зал и позаниматься. (Улыбается.)
– Часто можно услышать, мол, тяжелая атлетика не женский вид спорта. Слышала ли такое? Как реагировала?
– Мне такое говорили редко, но да, бывали случаи. Первое время я реагировала очень болезненно, обижалась. Но со временем пришла к выводу, что в головах у людей много разных устоявшихся стереотипов, и изменить их все – не в моих силах. А потому перестала реагировать на подобные реплики. Зачем?! Самато я точно знаю, что женственность – внутри девушки, и она зависит не от вида спорта. Какой там считается самым женственным? Художественная гимнастика? Но ведь некоторых девочек и в этом виде спорта можно порой встретить растрепанными, неухоженными. А я даже на тренировку никогда не пойду, не сделав перед этим прическу. Потому, что я – девочка. И не важно, занимаюсь я тяжелой атлетикой или чемто другим.
– Ты уже больше трех лет выступаешь за сборную России. Какая атмосфера в национальной команде? Ведь, по сути, вы с другими девушками конкурируете за место в национальной команде. Не приводит ли это к напряженности в отношениях?
– Еще как приводит! Отношения в сборной между девочками очень натянутые. Лично у меня подруг в сборной нет вообще. Ни одной. И это очень давит, в моральном плане. Это давление невидимо, но именно от него за время сборов устаешь больше всего. В лицо все друг другу улыбаются, но при этом ждут подвоха. Ведь место в сборной одно, а претендуют на него все. Тяжело это. Какая тут может быть дружба?!
– Спортсмены – люди суеверные. Есть ли у тебя какиелибо приметы «на удачу»?
– Есть. Самое главное – ни в коем случае нельзя перешагивать через штангу! Но это общее правило для всех штангистов. А вот лично мой пунктик – никогда не отправляться на соревнования, не наведя предварительно идеальный порядок в своей комнате. Без этого удачи не будет. (Смеется.)
– У тебя очень плотный график соревнований – только в прошлом году ты выступила на восьми крупных соревнованиях, включая чемпионат мира. Остается ли время еще на чтолибо, кроме спорта?
– Конечно, у спортсменов, как и у всех людей, есть личная жизнь. У меня есть парень, которого я люблю. Но, увы, мы не можем видеться так часто, как хотелось бы. Сейчас вот я вырвалась на недельку в Омск. Иногда он приезжает ненадолго ко мне в Подмосковье. Может быть, именно потому, что мы можем проводить вместе так мало времени, для нас особенно ценно каждое мгновение. Увы, спорт требует жертв.
– Знаю, что тебе нравился герой американских мультиков Микки Маус. Родители дарили и мягкие игрушки в виде этого персонажа, и фарфоровые фигурки, и одежду с улыбающимся мышонком. Даже на торте к твоему дню рождения восседал Микки. Это было «увлечением молодости» или любовь жива до сих пор?
– Любовь жива! (Смеется.) Самое странное, что Микки я полюбила не в детстве, как все девочки, а когда мне уже исполнилось лет восемнадцать. Наверняка это связано с тем, что из¬за спорта я просто не наигралась в игрушки в детстве. Уверена, что и будучи сорокалетней буду спать в обнимку с Микки! (Смеется.)
Алексей Одариев