«Омск – гадкий городишко. Деревьев почти нет. Летом зной и ветер с песком, зимой буран. Природы я не видал». 169 лет назад прошло с тех пор как Федор Михайлович Достоевский написал эти строки о нашем городе. За это время многое изменилось, но скрипящий песок на зубах, кажется, так и остался приметой любого времени.
Первый спутник весны в Омске, как ни жаль – это пыльные бури вперемешку с песком. Эта грязь оседает на домах, окнах, деревьях, столбах и (что всего хуже) в легких горожан. Особенно тяжело приходится аллергикам, для которых каждый выход на улицу превращается в пытку.
В Управлении дорожного хозяйства и благоустройства объясняют – мол, виноват неасфальтированный частный сектор. Якобы оттуда разносит пыль по остальным городским улицам. Но при этом ни слова о том, что дорожники собственноручно всю зиму рассыпают этот песок в составе противогололедных смесей по всему городу. Должны убирать вместе со снегом, но на деле все это остается лежать на улице.
«За зимний период 2017-2018 для содержания уличной сети города Омска нами было завезено на базы 60 000 тонн песка и соли галит 4 000 тонн. С учетом остаков прошлого года вышло 67 тысяч тонн. После зимнего периода мы вывезли порядка 60 тысяч тонн с прибордюрной части в натуральном виде», – сообщил Первому городскому телеканалу начальник отдела материально-технического снабжения УДХБ Виктор Чижмак.
В мэрии говорят, что к концу лета вывозят ровно столько песка, сколько и завозят с началом холодов. То есть всю весну и все лето этот песок еще остается на дорогах, скапливается на обочинах и разносится ветром по нашим квартирам.
А если посмотреть на обочины, то там, как правило, бордюр ниже уровня газона, хотя должно быть ровно наоборот. Каждый год расти ему помогают дорожники, которые вместе со снегом именно на газон сгребают и те самые тонны песка.
Например, дорога к аэропорту. Именно по ней омичи и гости нашего города приезжают в Омск и уезжают. Именно по этой дороге они знакомятся с нашим городом. Здесь та же ситуация. Газон который и газоном то уже назвать сложно, это фактически один песок, который сюда за зиму ссыпали дорожники своими тракторами, выше бордюра. Один дождь – и это все на дороге.
Вот и получается, что сколько ни гоняют технику для уборки – грязь остается, возвращается обратно на дорогу с обочины и газона. Управлению благоустройства уже предлагали опустить газоны ниже бордюра или же закатать обочины в асфальт. Недаром Любинский проспект называют образцовой улицей, ее можно взять за пример, как бороться с пылью.
Песок на газоне вдоль дорог УДХБ умело маскирует. Вот такая вот куча чернозема лежит возле ворот территории, принадлежащей управлению. Эту землю ссыплют на газон, чтобы скрыть следы песка. Также из этого чернозема сделают клумбы, которые тоже вносят свой вклад. Казалось бы красиво, но есть один минус: такие клумбы совершенно не огораживают. Получается, первый же дождь – и весь чернозем добавляет силы пылевым бурям.
К слову, приведение в порядок газонов обошлось бы городу дешевле. Но власти предпочли потратить миллионы на машины-пылесосы. За пару месяцев выкачали только с проезжей части, по их подсчетам, больше 20 тысяч тонн пыли, песка и грунта. Сизифов труд, учитывая вышесказанное. Но пока этот труд ведется за счет бюджета – летом казенный ГСМ будут жечь пылесосы, а зимой – пескоразбрасывающие машины.