Вот уже в восьмой раз в Омске прошла всероссийская акция «Тотальный диктант». По количеству участников акции наш город вот уже несколько лет подряд идет четвертым в рейтинге после Москвы, Санкт-Петербурга и родины «Тотального диктанта» – Новосибирска. 13 апреля на 58 площадок в Омской области пришли писать тотальный диктант 5000 человек.
Такой интерес к языку и приобщение к акции, разумеется, похвально. Но не все из 5000 человек справились с запятыми и двоеточиями, которые автор текста тотального диктанта Павел Басинский постарался запрятать среди бесчисленных оборотов. По признанию многих участников акции, пунктуация в этом году, и правда, многих подвела. Это видно даже по количеству отличников – всего 55, вместо прошлогодних 150-ти. Сам Павел Басинский признается, что вряд ли бы написал свой текст на пятерку.
Но если пунктуация действительно была сложной, то орфография, на первый взгляд, не должна была вызвать вопросов. Однако проверяющие диктант преподаватели и волонтеры столкнулись с колоссальным количеством «новых» слов. Особенно изобретательны оказались омичи в «переиначивании» фамилий героев поэмы Гоголя. Так, Ноздрев оказался Ноздровым, Собакевич – Сопакевичем, а Плюшкин и вовсе Клюшкиным. По словам организатора «Тотального диктанта» в Омске Татьяны Рогожниковой, причина таких ошибок в отсутствии кругозора, незнании произведений классической литературы.
Конечно, тут можно сделать скидку на то, что фамилии помещиков из «Мертвых душ» – это все же имена собственные, и особых правил их написания нет. Хотя все имена собственные, как и положено на любом диктанте, были выведены на слайды, но то ли зрение подвело участников акции, то ли невнимательность, то ли вовсе полагались больше на слух и собственные знания.
Помимо фамилий, «под удар» попали и вполне обычные слова. Так, колодец у Собакевича оказался обшит «карамельным лубом» (вместо «корабельным дубом»), а Плюшкин и «вовсе проехал на человечище» (вместо «вовсе прореха на человечестве»). Как можно было не услышать правильное произношение этих слов, остается загадкой, учитывая, что текст каждый пишущий диктант услышал минимум 4 раза: 2 раза его прочел диктатор, и 2 раза диктант был прочитан в авторском исполнении.
Самым же популярным по искажению словом единогласно среди всех проверяющих признано слово «скупердяй». Такое определение дал Басинский все тому же Плюшкину, который у некоторых участников, видимо, ассоциировался с недавним выходом «Авангарда» в финал кубка Гагарина, в связи с чем Плюшкин стал Клюшкиным. Вариантов написания слова «скупердяй» насчитали аж десять. Вот самые интересные из них: «скупердай», «скупердей», «скупердий», «скупер дяй» и наконец, главный «перл» этого года — «скубердарь». Наличие такого количества вариантов говорит лишь о том, что люди просто-напросто не знают такого слова.
Таким образом, акция «Тотальный диктант» не только проверяет всеобщую грамотность, не только заставляет почувствовать себя частью огромного языкового сообщества, но и для некоторых открывает с новой стороны наш великий и могучий.