30 октября 2018 года в тихий и спокойный городок в Омской области Называевск нагрянул массивный отряд из сотрудников регионального управления ФСБ и областной полиции. Силовики пришли в гости сразу по нескольким адресам, в том числе к мэру города Виктору Лупиносу и заместителю начальника райотдела полиции Ивану Бугаеву. Поводом для такой акции стали сведения о потенциально любимом развлечении местной элиты – охоте, возможно, незаконной и, вероятно, хорошо организованной, с четкой иерархией, где есть условный король и его фигуры. Именно эту версию и проверяли силовики.
Тогда в ходе обысков правоохранители взяли приличный улов – девять незарегистрированных ружей, массу патронов и пороха. Совокупно целый арсенал был разбросан по домам города, мощь всего этого оружия, очевидно, была излишней для простой «стрельбы по уточкам».
Нашли и кое-что похуже – свыше 60 граммов героина. Все это «богатство» потянуло сразу на несколько уголовных и административных дел. По некоторым из них уже вынесены решения, по другим – идут процессы.
«СуперОмск» познакомился со всеми обстоятельствами участия главных действующих лиц этой истории и проследил их дружеские и не только связи. Рассказываем.
«Король»…
В статусе короля и идейного вдохновителя всех дел подозревали мэра Называевска Виктора Лупиноса. При обыске у градоначальника оперативники найдут незарегистрированную нарезную винтовку «ТОЗ-8» калибра 5,6 миллиметра и 108 патронов военного образца, 7,62 и 5,45 миллиметра. Этого хватило для возбуждения уголовного дела. Вот только в суде Лупинос отделался легким испугом, получив судебный штраф в 30 тысяч рублей, и остался при должности с формулировкой «без ограничения управленческих полномочий». Управляет он городом и сейчас.
...и пешки
Как и положено в шахматах, короля сохранили, но для этого пришлось пожертвовать пешками.
Так, своего места лишился следующий, вероятно, близкий друг Лупиноса – теперь уже бывший, а тогда вполне взаправдашний охотинспектор Бюджетного учреждения «Управление по охране животного мира Омской области» регионального Минприроды Владимир Иванцов.
Иванцова проверяли, так как он в силу своего служебного положения мог не замечать вылазки на косулю и кабана. Славился охотинспектор и другими делами – изымал в ходе рейдов оружие, которое потом никак не оформлял, а просто хранил у себя, видимо, до лучших времен. Три таких «левых» гладкоствольных ружья силовики и найдут у Иванцова в ходе обыска. Два из них окажутся непригодны для стрельбы. За эти стволы бывший инспектор в рамках административного дела получил штраф. На суде Иванцов подтвердил, что действительно изъял это оружие у охотников, но никак его не оформил.
Помимо административного, попал экс-защитник зверей и под уголовное дело за незаконную покупку, а также хранение однозарядной винтовки «ТОЗ-8» и около 100 патронов калибра 7,62 миллиметра.
Сразу после шумихи с обыском и незаконными стволами Иванцов внезапно заболел, а в марте этого года уволился, якобы по собственному желанию.
В истории засветился и вольнонаемный служащий называевской пожарной части № 2 Сергей Эрман, а по совместительству зять Лупиноса. При обыске у этого фигуранта найдут 30 патронов и два нарезных карабина «Сайга», которые зарегистрированы на Константина Семенова и Дениса Давыдова. Внятно объяснить, почему он хранил у себя чужие ружья, Эрман не смог и тоже попал под уголовное дело. В данный момент оно уже рассматривается в Называевском городском суде.
Владельцы тех самых ружей, которые нашли у Эрмана, также попали в поле зрения силовиков. Первый – Константин Семенов, охотинспектор особо охраняемых территорий регионального Минприроды и по совместительству родственник Сергея Эрмана. Как и Иванцов, этот инспектор не брезговал изымать в ходе рейдов оружие, которое потом нигде не фигурировало. В итоге попал под статью за «Незаконную передачу огнестрельного оружия».
Второй – Денис Давыдов, очень близкий друг Эрмана. Его правоохранители заподозрили в продаже двух гладкоствольных ружей «ИЖ-58» и возбудили уголовное дело по статье «Незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия». Ему светит до двух лет колонии.
Следующий на очереди – Владислав Герасимов. Его подозревали в прямом отстреле зверей по указке свыше с целью заготовки мяса.
В 2001 году его осудили за незаконный отстрел сразу 11 косуль и дали 2 года условно. До 2017 года Герасимов имел разрешение на оружие, но постоянно нарушал сроки его перерегистрации, плюс нарушил правила охоты, отчего и лишился лицензии. Тем не менее при обыске у него найдут два гладкоствольных ружья «ИЖ-58» и порядка 1 500 патронов. К слову, точно такая же марка оружия фигурирует в уголовном деле Дениса Давыдова. Все это добро потянуло на административное дело. А вот за один килограмм пороха, который нашли у Герасимова, он попал под уголовную статью. Помимо оружия и боеприпасов,найдут силовики и 33 грамма мака. Твердит, что это не его.
Фигурирует в этом деле и старший брат Герасимова – Сергей. Мужчина числится охотинспектором частного хозяйства «Хубертус». Был судим за кражу и незаконный оборот оружия. На этот раз пойдет под суд за 13 патронов калибра 5,45 миллиметра.
И еще немного, похоже, о семейной связке. По сведениям «СуперОмска», супруга Владислава Герасимова ранее работала на гражданской должности в отделе административной практики местного райотдела полиции. Сейчас официально безработная, но старые связи никто не отменял. С таким поворотом не исключено и давление на свидетелей, и получение оперативной информации по делу в маленьком городке, где все так или иначе могут быть знакомы.
Особняком от этой компании стоит бывший заместитель руководителя ОМВД по Называевскому району Иван Бугаев. Ни «левого» оружия, ни патронов у него не нашли, а вот в газовой плите у него дома оперативников ждал необычный сюрприз – свыше 60 граммов героина. По версии следствия, его подполковник купил для дальнейшей продажи. В отношении него было возбуждено уголовное дело, а после служебной проверки Бугаев был уволен из органов. В данный момент обвинительное заключение по этому делу уже утверждено прокурором. Впереди – суд.
Вот, собственно, и все действующие лица, вся так называемая группировка. Правда, доказать создание преступного сообщества по ряду причин у силовиков не получилось. Фигуранты притихли, но вряд ли успокоились, так что все может быть, все может статься.