В конце мая в Омске огласили решение по апелляционной жалобе компании «ТГК-11» по спору с Межрайонной инспекцией ФНС по крупнейшим налогоплательщикам Омской области. Энергетики протестовали против доначислений по налогам, грозящих серьезным финансовым ударом.
А именно, еще в 2016 году состоялась выездная проверка, по итогам которой «ТГК-11» начислили 116 млн рублей налога на имущество организаций, 35 млн пени, штрафов на 11,6 млн. Также инспекторы предписали уменьшить на 46 млн рублей сумму убытков, которые используются для уменьшения налоговой базы.
Поскольку дело было еще до разделения «ТГК-11», речь идет об Омском и Томском филиале. В первом эпизоде налоговая посчитала, что энергетики неправильно рассчитали ставку налога на имущество по оборудованию, входящему в состав ТЭЦ. Компания полагала, что имеет право пользоваться льготой, предусмотренной для инфраструктуры тепловых и электрических сетей, поскольку данное оборудование непосредственно связано с таковыми сетями. Однако инспекторы, с которыми согласился суд первой инстанции, стояли на том, что льготная ставка относится только к непосредственно передающим сетям и компонентам, в них входящих:
«…спорная льгота установлена в интересах организаций, осуществляющих деятельность по передаче электрической энергии (сетевых компаний) или лиц, владеющих объектами электросетевого хозяйства, но не генерирующих компаний, которым с учетом требований статьи б Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ владение имуществом, непосредственно используемым при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии, прямо запрещено…Следовательно, имущество, используемое в производстве электрической энергии, несмотря на связь этого процесса с процессом передачи энергии, не может быть отнесено к подлежащему налогообложению по льготным ставкам, предусмотренным пунктом 3 статьи 380 НК РФ».
По второму эпизоду речь шла о расчете амортизационных отчислений нескольким дожимным газокомпрессорным станциям на омских и томских ТЭЦ (оборудование предназначено для придания нужных параметров природному газу). Компания посчитала срок амортизации гораздо меньше, чем на самом деле. Соответственно, отчисления, то есть деление стоимости оборудования на срок износа, оказались значительно завышенными. Таким образом, увеличились производственные расходы, на сумму которых уменьшается налоговая база, то есть получилась недоплата по налогу на прибыль. Такую позицию ФНС суд также поддержал.
«…налогоплательщик отнес данное имущество в третью амортизационную группу, это автоматически означает, что через три-пять лет данное имущество перестанет приносить экономическую выгоду и находится в состоянии полного износа, что явно не соответствует фактическим обстоятельствам», – отмечается в решении.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами коллег, отметив, что в первом случае налоговый орган пришел к правильному выводу о четком распределении оборудования на то, которое используется для производства энергии и то, которое используется для ее передачи. «Не оспаривая сам факт подключения электрической линии к генерирующему оборудованию, собственно линией энергопередачи является только та ее часть, которая выходит (то есть находится) за пределами электростанции», – мотивировала судебная коллегия.
Аналогичный вывод сделали и по второму эпизоду с амортизацией. Таким образом, решение вступило в законную силу. У энергетиков остается два месяца на обжалование в кассационном порядке.