«Зажгите огонь в глазах…»: омский музыкант Иван Храмов почти не видит нот, но находит струны в душах людей

О чень причудливо порой извивается судьба человека. Кто-¬то в 25 лет становится министром, а кто­то к 40 годам все еще рвет гитару в переходе и орет русский рок. И можно очень даже хорошо поспорить о том, кто же приносит больше пользы людям… Но мы не будем этого делать. «Домашняя газета» просто расскажет о том, как живет омский музыкант и поэт Иван Храмов, который уже много лет исполняет свои песни на добровольных началах в социальных и геронтологических центрах для инвалидов и пожилых людей.

ИГРАЛ НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО

Глядя на Ивана, сразу вспоминается поговорка «носорог плохо видит, но это не его проблемы». Правда, музыкант больше похож на огромного сибирского медведя. Зрение он потерял в 2 месяца от роду – простыл в больнице, и пошло осложнение на глаза. Но это не помешало Храмову самостоятельно обучиться играть на 5 музыкальных инструментах.

История там проста в изложении, но сложна в исполнении. Иван учился в Омске в коррекционной школе­интернате № 14, слушал радио, увлекался русским роком.

– Пошла волна, когда учился в школе. Влияние оказали Цой, Тальков, ДДТ и весь подъем русского рока. Особенно загорелся музыкой, когда Цой и Тальков погибли. Пел песни Розенбаума, Высоцкого, как все советские школьники. Гитара изначально была у двоюродного брата, я брал «погонять». Через полгода отец купил мне мою первую гитару «Москва». Музыкальной грамотности, конечно, не было. Аккорды мы называли «большая звездочка», «малая звездочка», «растяжка», «крокодил», «лестница», – рассказывает Иван.

– Но у тебя же профессия «музыкант»?

– Нет у меня профессии, – поставил точку над i.

На самом деле нотную грамоту Иван освоил перед поступлением в Курский музыкальный колледж­интернат для слепых. Сам проштудировал учебники. Но проучился совсем не долго. На отделение гитары было не пробиться, а учиться на дирижера-хоровика, по мнению Ивана, смысла не было.

– Какой из меня дирижер с 3% зрения на одном глазу.

Но, как бы там ни было, уже в Омске, играя в любительских рок­группах, Иван освоил бас­гитару. А с блок¬флейтой вышла отдельная история.

– У одного моего товарища была блок¬флейта. Он показал мне простую мелодию. Я попросил ее «погонять» на 3 месяца за три литра домашнего вина. В итоге он пил мое вино, а я учился играть на его флейте. Потом наши дорожки разошлись, а флейта осталась у меня. И она была у меня 6 лет. Потом я ее благополучно с одним из пакетов забыл в маршрутке.

Варган Ивану подарили на Алтае. И он точно так же сам выучился на нем играть.

– Играть не сложно, главное, чтобы зубы были крепкие.

ОТ ПЕРЕХОДА ДО КАФЕ

Плох тот музыкант, что ни разу не спел в переходе. Был такой период и у Храмова. В середине 90¬х в Омске были развиты неформальные молодежные движения. И Ваня играл тяжелый рок в переходах на Театральной площади, у Торгового центра, у кинотеатра «Маяковский». Тогда же музыка стала переходить из увлечения в профессию.

– Я играл в нескольких любительских рок­группах в Омске. В 2001 году поехали в Красноярск с ребятами, играли в кафе. Конечно, опозорились, но зато поняли, что надо репетировать и учить тексты, даже если ты на бэк-­вокале.

– Ты же играешь вслепую. Как ты играл тяжелый рок? Это предполагает довольно агрессивное и жесткое выступление.

– Да в целом я соответствовал духу времени и выступления. Бывало на сцену выходишь – у тебя глаза как попало. И народ уже «прет»: типа вышел волосатый, бородатый дядька с таким взглядом, как под кайфом, все – сейчас даст жару! А у меня еще штука была, пока я дважды одну ногу не сломал (спасибо нашим тротуарам). Зимой безопаснее, потому что машина тебе посигналит. А яма и гололед не посигналят. Сам будешь «сигналить» иной раз весьма нецензурно. В общем, до травмы я еще и прыгал с бас­гитарой на сцене.

Был как­то случай. При театре «Ермолаевой» в 2006-2007 году собралась группа «Остров сокровищ», где меня подтянули на «басу» играть. Мы поехали на концерт в Калачинск. Играем на сцене, все в ударе, и тут я замечаю что­то красное на сцене. И понимаю, что это мое пенсионное удостоверение, которое выпало из кармана. Думаю, затопчут – и абзац книжечке. Что делать? Я становлюсь на колени и своим распущенным «хайром» заметаю удостоверение под колонку. Зал сходит с ума. Что там творилось…

ЗА ДОБРО ДОБРОМ

Благотворительность – это когда ты делаешь бесплатно то, что обычно делаешь за деньги. И это совсем не значит, что при этом у тебя самого денег куры не клюют. Но желание помочь ближнему зачастую приносит больше, чем целый концерт.

Иван Храмов, конечно, входит в Омское общество слепых. Но, по собственному признанию, никогда не делал на этом акцента. Больше держал направленность на музыку. Но общество слепых – это тоже часть творческой жизни и социальных контактов. Да, благотворительные концерты начались не сразу. Первым в большом послужном списке музыканта стал санаторий «Омский», потом – социальный центр «Родник». Там он отыграл концерт для стариков с инвалидностью. Дальше пошли «Любава», «Пенаты», «Рябинушка», «Вдохновение», геронтологические центры… Работал Иван и с клубом бардовской песни «Грани», и с клубом детей и молодежи «Калейдоскоп».

– В «Калейдоскопе» еще занимался с детьми, учил играть на блок-флейте, пока руководство не сменилось.

Именно эта деятельность внезапно стала более важной и нужной. Иван пел свои и чужие песни для пожилых, одиноких людей, слушателей с инвалидностью. Пел не за деньги, просто дарил им концерты. Обучал музыке детей… И получил колоссальную отдачу.

Именно благодаря этим концертам, при поддержке организаторов мероприятий, он выпустил свой DVD-диск с 16-ю песнями.

– Было сложно. Все должно быть сыграно на 5 с тремя плюсами, и чтобы нигде слова не забыл свои же.

Потом получил премию мэра, несколько лет играл на Дне города и выпустил книгу со своими стихами и не стихами «Кольцевая». Правда, со второй книгой пока не сложилось,

– Вторую книгу не написал: я не хочу думать, что хоть одну из вещей в этой книге выложил бы просто для количества.

У Ивана огромное количество различного рода грамот – благодарностей за участие в социальной работе, призов за победы в конкурсах, но не это на самом деле главное. Как уже упоминалось, главное – музыка и зритель.

– Выступая в социальных центрах, мне больше всего нравится реакция людей. Когда в их глазах зажигается огонь. Я этого, конечно, не вижу, но слышу. Когда подпевают, когда аплодируют. Это главное…

 

Оксана Кузнецова

Перейти на полную версию сайта