Криптовалюты

Доллар - 64,21

Евро - 70,93

Тенге - 0,16

Домашняя газета618

Пушкин – наше что?

Пушкин – наше что?

В свежем номере «Домашней газеты» обсуждается инициатива установки памятника великому русскому поэту в Омске.

Глядя на то, как отмечалась в России 6 июня новая большая дата со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, я невольно вспоминал масштабные торжества двадцатилетней давности и удивлялся скромности нынешнего праздника. Конечно, 200 лет не 220. Но дело, как представляется, не в «круглости» цифр. Скромность прошедших с тех пор юбилеев Гоголя, Гончарова, Лермонтова и, совсем недавнего, Тургенева, (я нарочно перебираю тут классиков только «первого ряда») говорят о том, что в отношении собственной культуры мы за 20 лет прошли определенный путь, с которого хорошо бы вернуться обратно.

Сейчас уже и не вспомнишь всего, чем отмечала страна два десятка лет назад юбилей своего великого поэта. Переиздание академического собрания сочинений, целая россыпь новых исследований о поэте, экранизации Пушкина почти по всем программам ТВ, масштабный флешмоб «До дня рождения Александра Сергеевича осталось…» на главном национальном канале, отличный многосерийный документально­популярный фильм Леонида Парфенова на третьей тогда по значимости телекнопке. Казалось, даже футбольный матч между сборными Франции и России, волей календаря выпавший на канун праздника, матч для нашей команды принципиальный и блестяще выигранный, ложился в строку больших пушкинских торжеств.

Еще раз повторюсь, 220 лет – это не 200. И Боже меня упаси утверждать, что культуре тогда по сравнению с сегодняшним временем уделялось больше внимания. Дело не только в деньгах, хотя нынешние бюджеты тогдашнему Минкульту и не снились, но и в том, что сейчас у нас мало-мальски появляется государственно ориентированная культурная политика. И все­-таки почему-то классике, особенно литературной, в оной находится до обидного мало места. Меньше чем 20 лет назад, когда культура, видимо, по советской инерции, была преимущественно литературо-центричной.

Что, по сути, увидели мы в масштабах страны к пушкинскому 220-летию? Несколько экранизаций и тематических программ на канале «Культура». Наверное, какие­-то театральные постановки, которые широко не освещаются в СМИ. Присвоение аэропорту Шереметьево, в толстой пачке других переименований имени Пушкина. Там, правда, еще и памятник поставили. Документальный фильм «Пушкин. Последняя тайна поэта» на канале ТВЦ, как раз 6 июня в 9:30 утра, аккурат перед видавшим виды сериалом «Детективное агентство «Лунный свет», и выпуск программы «Пусть говорят» про дуэль Пушкина с Дантесом. Сам не видел, Бог миловал. В интернете узнал. Все, по большому счету?

Передислоцируемся в родной Омск. Здесь посвященные поэту юбилейные программы подготовили «профильные» учреждения культуры: библиотеки, в том числе, само собой, областная научная имени Пушкина и литературный музей имени Достоевского, да театр «Арлекин», поставивший для маленьких зрителей спектакль-­сказку «Руслан и Людмила», да еще и не постеснявшийся написать в афише, что именно к 220-летию гения русской словесности премьера была приурочена. За что ему (театру) отдельное спасибо.

Остальные, по крайней мере, крупные учреждения культуры (извините, если кого-то забыл, но боюсь, что никого не забыл упомянуть) остались к пушкинской дате равнодушны. Отмолчались филармония, имевшая вроде в репертуаре пушкинские чтецкие программы, и художественные музеи, наверняка могшие придумать что­-нибудь из цикла «Художники пушкинской поры» или «Образ Пушкина в живописи того-то».

Омские театры, помимо «Арлекина», тоже дистанцировались от юбилея поэта. В репертуарах большинства из них Пушкин вообще нечастый гость. Исключение составляет лишь ТЮЗ, относительно недавно выпустивший «Цыган», спектакль откровенно рыхлый и не слишком художественно убедительный, и превосходного «ONEгина» в постановке Юрия Печенежского, который, напротив, можно и самому смотреть, и знакомым советовать.

А в остальном: совсем нет Пушкина в «Галерке», спишем это на то, что вообще уважительно относящийся к русской классике театр еще не до конца обжился в отвечающем большим творческим амбициям новом здании, в Лицейском и увлеченном разной по качеству современной драматургией Пятом.

В Академической драме он присутствует лишь эскизным моноспектаклем по фрагментам из «Евгения Онегина» от актера Ивана Маленьких и постановкой «Пушкин – славный парень!» Театра живописи, концептуально самостоятельной, хоть и формально связанной с драмтеатром творческой единицы. А в «Студии Любови Ермолаевой» время от времени достаются из запасников «Маленькие трагедии» от модного в столицах режиссера Максима Диденко, внука основательницы театра.

Добавим сюда пару пушкинских сюжетов в Музыкальном – и получаем полную, но не сильно обнадеживающую картину. Будто Пушкину нам уже нечего сказать. Будто нам от Пушкина уже нечего услышать.

Театральная среда, она, конечно, специфическая. В ней до сих встречаешь предрассудки советских времен вроде неприязни к так называемым «датским» спектаклям. Уже и даты те ушли, а неприязнь осталась. Просто перенаправилась с персонажей революционной драматургии на литературных классиков. В результате те (не все, но многие), кто вроде бы должен вводить широкие массы зрителя в мир большой литературы, а для этого все поводы хороши, в том числе и «датские», сосредоточились на самовыражении. Сделали его смыслом культуры и зачастую пытаются сделать – основой государственной культурной политики.

Последнее замечание, конечно, принадлежит к числу субъективных необязательных обобщений. Однако есть ощущение, что для популяризации Пушкина нужна, помимо ожидания милостей от учреждений культуры, еще и инициатива снизу. В Омске, опять же сугубо субъективно, таковой могла бы стать установка памятника Пушкину.

Конечно, Пушкин в Омске не был. И памятники у нас вообще больная тема, вспомним так и не появившихся Колчака и Кутилова, Бухгольца и Петра Первого, которые вряд ли появятся скоро, и Михаила Ульянова, который все-­таки появился далеко не с первой попытки.

И имя Пушкина на карте города, в общем­-то, не затерялось: есть улица, библиотека его имени с большим скульптурным изображением на фронтоне, и даже расположенный в цоколе библиотеки одноименный ресторан.

И мемориальная доска, установленная как раз к 200-летию поэта и вжавшаяся в угол когда­то милого, а потом перестроенного в новорусский новодел особнячка на пересечении улиц Пушкина и 10-летия Октября, тоже имеется.

Но разве плохо будет, если, да пусть даже напротив дома с доской, на противоположной стороне улицы 10-летия Октября, то есть слева от Музыкального театра, если стоять к нему лицом, в полудиком сейчас скверике, примыкающем как раз к улице Пушкина, омичи воздвигнут свой монумент поэту?

С этой целью можно обратиться с соответствующими предложениями к власти, можно начать собирать посильные средства самостоятельно. С площадью вокруг музтеатра все равно надо что-­то делать.

Как и с нашими умами и душами, в ущерб себе забывающими о великих сынах страны, гениальных создателях уникальной и в то же время всемирно отзывчивой русской культуры. Пушкин – все-­таки наше все. Памятник ему в хорошем месте, в центральной части Омска, мог бы не только оживить еще один фрагмент городского пространства, но и приблизить нас к поэту: к большой литературе, к высоким истинам, подлинным ценностям. Что в эпоху тотального потребления и заполонившей все вокруг информационной жвачки важно, как никогда.

Наше издание готово предоставить омичам площади для широкого обсуждения инициативы возведения в Омске памятника Александру Сергеевичу Пушкину.

 

Алексей Никишин

P.S. Чтобы выразить свое отношение к идее возведения памятника Пушкину в Омске, пишите в редакцию по адресу электронной почты: [email protected]

 

КСТАТИ

ПАМЯТНИК ПУШКИНУ В ОМСКЕ МОГ ПОЯВИТЬСЯ 80 ЛЕТ НАЗАД

Идея установки памятника Пушкину уже обсуждалась в Омске в 1937 году, когда в стране отмечали сотую годовщину со дня гибели поэта. Памятник должен был появиться на Ильинской, ныне Ленинской горке. Тогда даже разработали эскиз будущего сквера и заказали монумент известному скульптору М. Айзенштадту. Однако работы в срок окончены не были, а в дальнейшем планам увековечения памяти поэта помешала война. В 1948 году там был установлен временный гипсовый, а десять лет спустя нынешний памятник Ленину.

Источник: «Домашняя газета»

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории "Домашняя газета"
Читать все последние новости Омска и Омской области