Глядя на то, как отмечалась в России 6 июня новая большая дата со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, я невольно вспоминал масштабные торжества двадцатилетней давности и удивлялся скромности нынешнего праздника. Конечно, 200 лет не 220. Но дело, как представляется, не в «круглости» цифр. Скромность прошедших с тех пор юбилеев Гоголя, Гончарова, Лермонтова и, совсем недавнего, Тургенева, (я нарочно перебираю тут классиков только «первого ряда») говорят о том, что в отношении собственной культуры мы за 20 лет прошли определенный путь, с которого хорошо бы вернуться обратно.
Сейчас уже и не вспомнишь всего, чем отмечала страна два десятка лет назад юбилей своего великого поэта. Переиздание академического собрания сочинений, целая россыпь новых исследований о поэте, экранизации Пушкина почти по всем программам ТВ, масштабный флешмоб «До дня рождения Александра Сергеевича осталось…» на главном национальном канале, отличный многосерийный документальнопопулярный фильм Леонида Парфенова на третьей тогда по значимости телекнопке. Казалось, даже футбольный матч между сборными Франции и России, волей календаря выпавший на канун праздника, матч для нашей команды принципиальный и блестяще выигранный, ложился в строку больших пушкинских торжеств.
Еще раз повторюсь, 220 лет – это не 200. И Боже меня упаси утверждать, что культуре тогда по сравнению с сегодняшним временем уделялось больше внимания. Дело не только в деньгах, хотя нынешние бюджеты тогдашнему Минкульту и не снились, но и в том, что сейчас у нас мало-мальски появляется государственно ориентированная культурная политика. И все-таки почему-то классике, особенно литературной, в оной находится до обидного мало места. Меньше чем 20 лет назад, когда культура, видимо, по советской инерции, была преимущественно литературо-центричной.
Что, по сути, увидели мы в масштабах страны к пушкинскому 220-летию? Несколько экранизаций и тематических программ на канале «Культура». Наверное, какие-то театральные постановки, которые широко не освещаются в СМИ. Присвоение аэропорту Шереметьево, в толстой пачке других переименований имени Пушкина. Там, правда, еще и памятник поставили. Документальный фильм «Пушкин. Последняя тайна поэта» на канале ТВЦ, как раз 6 июня в 9:30 утра, аккурат перед видавшим виды сериалом «Детективное агентство «Лунный свет», и выпуск программы «Пусть говорят» про дуэль Пушкина с Дантесом. Сам не видел, Бог миловал. В интернете узнал. Все, по большому счету?
Передислоцируемся в родной Омск. Здесь посвященные поэту юбилейные программы подготовили «профильные» учреждения культуры: библиотеки, в том числе, само собой, областная научная имени Пушкина и литературный музей имени Достоевского, да театр «Арлекин», поставивший для маленьких зрителей спектакль-сказку «Руслан и Людмила», да еще и не постеснявшийся написать в афише, что именно к 220-летию гения русской словесности премьера была приурочена. За что ему (театру) отдельное спасибо.
Остальные, по крайней мере, крупные учреждения культуры (извините, если кого-то забыл, но боюсь, что никого не забыл упомянуть) остались к пушкинской дате равнодушны. Отмолчались филармония, имевшая вроде в репертуаре пушкинские чтецкие программы, и художественные музеи, наверняка могшие придумать что-нибудь из цикла «Художники пушкинской поры» или «Образ Пушкина в живописи того-то».
Омские театры, помимо «Арлекина», тоже дистанцировались от юбилея поэта. В репертуарах большинства из них Пушкин вообще нечастый гость. Исключение составляет лишь ТЮЗ, относительно недавно выпустивший «Цыган», спектакль откровенно рыхлый и не слишком художественно убедительный, и превосходного «ONEгина» в постановке Юрия Печенежского, который, напротив, можно и самому смотреть, и знакомым советовать.
А в остальном: совсем нет Пушкина в «Галерке», спишем это на то, что вообще уважительно относящийся к русской классике театр еще не до конца обжился в отвечающем большим творческим амбициям новом здании, в Лицейском и увлеченном разной по качеству современной драматургией Пятом.
В Академической драме он присутствует лишь эскизным моноспектаклем по фрагментам из «Евгения Онегина» от актера Ивана Маленьких и постановкой «Пушкин – славный парень!» Театра живописи, концептуально самостоятельной, хоть и формально связанной с драмтеатром творческой единицы. А в «Студии Любови Ермолаевой» время от времени достаются из запасников «Маленькие трагедии» от модного в столицах режиссера Максима Диденко, внука основательницы театра.
Добавим сюда пару пушкинских сюжетов в Музыкальном – и получаем полную, но не сильно обнадеживающую картину. Будто Пушкину нам уже нечего сказать. Будто нам от Пушкина уже нечего услышать.
Театральная среда, она, конечно, специфическая. В ней до сих встречаешь предрассудки советских времен вроде неприязни к так называемым «датским» спектаклям. Уже и даты те ушли, а неприязнь осталась. Просто перенаправилась с персонажей революционной драматургии на литературных классиков. В результате те (не все, но многие), кто вроде бы должен вводить широкие массы зрителя в мир большой литературы, а для этого все поводы хороши, в том числе и «датские», сосредоточились на самовыражении. Сделали его смыслом культуры и зачастую пытаются сделать – основой государственной культурной политики.
Последнее замечание, конечно, принадлежит к числу субъективных необязательных обобщений. Однако есть ощущение, что для популяризации Пушкина нужна, помимо ожидания милостей от учреждений культуры, еще и инициатива снизу. В Омске, опять же сугубо субъективно, таковой могла бы стать установка памятника Пушкину.
Конечно, Пушкин в Омске не был. И памятники у нас вообще больная тема, вспомним так и не появившихся Колчака и Кутилова, Бухгольца и Петра Первого, которые вряд ли появятся скоро, и Михаила Ульянова, который все-таки появился далеко не с первой попытки.
И имя Пушкина на карте города, в общем-то, не затерялось: есть улица, библиотека его имени с большим скульптурным изображением на фронтоне, и даже расположенный в цоколе библиотеки одноименный ресторан.
И мемориальная доска, установленная как раз к 200-летию поэта и вжавшаяся в угол когдато милого, а потом перестроенного в новорусский новодел особнячка на пересечении улиц Пушкина и 10-летия Октября, тоже имеется.
Но разве плохо будет, если, да пусть даже напротив дома с доской, на противоположной стороне улицы 10-летия Октября, то есть слева от Музыкального театра, если стоять к нему лицом, в полудиком сейчас скверике, примыкающем как раз к улице Пушкина, омичи воздвигнут свой монумент поэту?
С этой целью можно обратиться с соответствующими предложениями к власти, можно начать собирать посильные средства самостоятельно. С площадью вокруг музтеатра все равно надо что-то делать.
Как и с нашими умами и душами, в ущерб себе забывающими о великих сынах страны, гениальных создателях уникальной и в то же время всемирно отзывчивой русской культуры. Пушкин – все-таки наше все. Памятник ему в хорошем месте, в центральной части Омска, мог бы не только оживить еще один фрагмент городского пространства, но и приблизить нас к поэту: к большой литературе, к высоким истинам, подлинным ценностям. Что в эпоху тотального потребления и заполонившей все вокруг информационной жвачки важно, как никогда.
Наше издание готово предоставить омичам площади для широкого обсуждения инициативы возведения в Омске памятника Александру Сергеевичу Пушкину.
Алексей Никишин
P.S. Чтобы выразить свое отношение к идее возведения памятника Пушкину в Омске, пишите в редакцию по адресу электронной почты: dgomsk@gmail.com.
КСТАТИ
ПАМЯТНИК ПУШКИНУ В ОМСКЕ МОГ ПОЯВИТЬСЯ 80 ЛЕТ НАЗАД
Идея установки памятника Пушкину уже обсуждалась в Омске в 1937 году, когда в стране отмечали сотую годовщину со дня гибели поэта. Памятник должен был появиться на Ильинской, ныне Ленинской горке. Тогда даже разработали эскиз будущего сквера и заказали монумент известному скульптору М. Айзенштадту. Однако работы в срок окончены не были, а в дальнейшем планам увековечения памяти поэта помешала война. В 1948 году там был установлен временный гипсовый, а десять лет спустя нынешний памятник Ленину.
Источник: «Домашняя газета»