В понедельник, 17 июня, на заседании комитета по муниципальной собственности и экономическому развитию в горсовете Омска депутаты оценили усилия мэрии по стандартизации работы муниципальных предприятий.
По словам директора департамента имущественных отношений Омска Дмитрия Махини, были предприняты действия по централизованному управлению финансовым состоянием компаний, находящихся в городской собственности. Таким центром стал депимущества. В марте 2018 года была разработана дорожная карта и подготовлен план мероприятий, учреждена балансовая комиссия при администрации Омска, которую возглавила мэр Оксана Фадина. Кроме того, перераспределены функции структурных подразделений мэрии, отвечающих за имущественные вопросы. В итоге по результатам 2018 года муниципальные предприятия, ранее убыточные, впервые за несколько лет показали прибыль в 32,4 миллиона рублей.
У депутатов эта тема вызвала живое обсуждение. Парламентарии обратили внимание на позитивные сдвиги, но отметили и некоторые нюансы, которые нуждаются в совершенствовании.
Слово взял представитель губернатора в горсовете Николай Чираков, который спросил, как вычисляется коэффициент эффективности МП. Как рассказал глава депимущества, это финансовый результат предприятия, по которыму руководителям выплачиваются премии.
«Я доволен, что мы получили положительный результат – прибыль. Я помню, когда работал депутатом, какие убытки приносили предприятия. Теперь ситуация изменилась в лучшую сторону», – подчеркнул он.
Однако были и замечания. В частности, Алексей Ложкин уточнил о состоянии дел в акционерных обществах. На что глава депимущества пояснил, что муниципалитет не имеет возможности повлиять на ситуацию в АО. Часть акционерных обществ планируется выставить на приватизацию.
Тогда парламентарий спросил, не претерпит ли изменений практика с перечислением части прибыли от муниципальных предприятий в казну города.
«Вы прекрасно знаете, что все муниципальные предприятия перечисляют в бюджет Омска часть прибыли. 85 % всех поступлений от МП платят городские рынки, доля остальных компаний составляет 15 %. Будет ли пересмотрена данная позиция?» – уточнил Алексей Ложкин.
В ответ Дмитрий Махиня заметил, что новое решение по этому вопросу находится на стадии согласования. Рассуждения представителя мэрии дополнил член балансовой комиссии, депутат Алексей Саяпин. Он заметил, что существующий порядок скорректирован, и теперь МП будут платить отчисления не по результатам каждого квартала, а по итогам года.
В свою очередь, Дмитрий Петренко обратил внимание на закрытость муниципальных предприятий.
«В муниципальных предприятиях происходит масса изменений, которые не проходят через горсовет. Можете разграничить, что входит в наши полномочия по реорганизации таких компаний?» – принялся выяснять он.
Как оказалось, все функции горсовета были утверждены в конце 2018 года. Остальные решения, такие как назначение руководителей предприятий и утверждение штатного расписания, принимает мэрия.
Мысль коллеги развил председатель комитета Олег Афанасьев. Он считает, что назначение топ-менеджеров муниципальных предприятий должно быть публичным.
«До сих пор непонятно, как назначаются руководители муниципальных предприятий, откуда они берутся, нет четко определенного списка критериев. Должен быть конкурс на такую должность. Но все происходит кулуарно, как и 5-10 лет назад. Я ни в коем случае не хочу поставить под сомнение компетентность людей, которые 20 лет руководили полицией и теперь возглавляют омские рынки. С другой стороны, процесс должен быть публичным», – убежден он.
Кроме того, парламентарии настаивали на присутствии в совете директоров муниципальных предприятий представителей депутатского корпуса.
В итоге представители комитета договорились адресовать мэрии свои предложения: проводить конкурсы на должности руководителей муниципальных компаний и включить парламентариев в совет директоров этих предприятий.