Криптовалюты

Доллар - 80,03

Евро - 94,25

Тенге - 0,15

Домашняя газета3711

Омский автогонщик Александр Харченко: «Машина – часть моей души»

Омский автогонщик Александр Харченко: «Машина – часть моей души»

В свежем номере «Домашней газеты» вышло эксклюзивное интервью с известным омским автогонщиком.

Эрнест Хемингуэй говорил, что признает только три вида спорта: альпинизм, бокс и автогонки. Автокросс по праву считается одним из наиболее зрелищных видов – скорость, мастерство, пересеченная местность и жесткие требования к уровню подготовки участников и автомобилей. Омским болельщикам автоспорта есть кем гордиться: наш земляк Александр Харченко в этом году уже сделал победный дубль! В середине мая спортсмен из Омской области был лучшим в финальных заездах этапа чемпионата России по автокроссу в Воронеже, а в начале июня стал обладателем «золота» в Тольятти. С триумфатором побеседовал Алексей Одариев.

– Александр, в первых числах июня в российском «Автограде» – в Тольятти, ты выиграл «золото» этапа чемпионата России по автокроссу. Как сложилась для тебя эта гонка?

– Можно сказать, идеально. После квалификационных заездов я был вторым, проиграв победителю всего лишь одну десятую секунды. Это позволило мне в первом финальном заезде стартовать с очень хорошей позиции в первом ряду. Со старта я уехал удачно, вторым. А уже на третьем повороте обогнал лидера и до самого финиша держался первым, приехав к нему с большим отрывом от ближайшего преследователя. А вот когда я стартовал во втором финальном заезде, впервые в спортивной карьере испытал самый настоящий страх – чувствовал, что впервые могу стать победителем, и из-за этого у меня случился самый настоящий мандраж. Как результат – я сначала допустил фальстарт, а потом, стартовав уже по правилам, с ходу не попал в нужную третью передачу! (Улыбается.) Это все от нервов. Но в итоге, проиграв старт и на протяжении трех кругов идя вторым, я совершил атаку, обогнал ехавшего первым соперника, успокоился и уверенно довел дело до победы. Финишировал с запасом в две секунды – в нашем виде гонок это очень солидное преимущество.

– Ты очень эмоционально об этом рассказываешь!

– Так и есть. Чемпионат России близится к завершению, в ходе именно этих этапов решается судьба первого места. Максимум, что я выигрывал раньше на столь высоком уровне, – это «бронза». И вот сейчас есть реальный шанс впервые в жизни стать чемпионом России. Чтобы завоевать столь желанное «золото», мне остается сделать последний шаг – победить на заключительном этапе соревнований, который пройдет в Тюменской области. Все шансы у меня есть, теперь все зависит от того, как я сумею ими распорядиться. Задел у меня приличный – сто десять очков.

– Перед тем как победить в Тольятти, ты выиграл еще один этап чемпионата России – в Воронеже. Там была своя специфика?

– Конечно! Каждый этап специфичен: в Тольятти трасса очень каменистая, а вот в Воронеже – земля, песок и глина. В зависимости от особенностей грунта каждый раз подбираются колоса, делаются настройки двигателя. Многое зависит и от погодных условий: идет ли дождь, в каком состоянии трасса.

– Кто на данный момент в чемпионате России является твоим главным конкурентом: Максим Федоренко из Ставропольского края, Максим Куликов из Твери, Никита Кислов из Московской области или екатеринбуржец Александр Шестаков?

– Максим Федоренко. Сейчас он идет на втором месте и является моим основным преследователем. На третьем месте – Вячеслав Акимов из Челябинска. В прошлом году именно он стал чемпионом страны в гонках на автомобилях с объемом двигателя 1600 кубических сантиметров. А с Федоренко мы начинали вместе четыре года назад, боролись тогда друг с другом за четвертые – пятые места. И вот по-прежнему конкурируем, но теперь уже за чемпионский титул.

– Как давно ты занимаешься автоспортом?

– Впервые сел за руль в картинге, когда мне было семь лет. Мой папа – Евгений Владимирович – всю жизнь в автоспорте: сначала сам гонял, а теперь возглавляет Федерацию автомобильного спорта Омской области. Наверное, как и любой отец, он хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Но он никогда не «нависал» надо мной. Я много лет увлекался футболом, велоспортом. И когда занялся автоспортом – это было только мое решение, никто меня не пытался «подталкивать». Мне тогда было шестнадцать лет.

– А когда в протоколах соревнований впервые появилась твоя фамилия?

– Тогда же и появилась. Это были любительские соревнования по фигурному вождению на омском ДОСААФ. Уже потом стал пробовать себя на более серьезном уровне. Сначала был чемпионат Омской области по автокроссу, а затем и чемпионат страны. Впервые на всероссийском турнире я выступил в Свердловской области, в городе Арамиль. Тогда мне было уже восемнадцать лет. Как сейчас помню, из двадцати пяти участников я тогда финишировал предпоследним. (Смеется.)

– Каким был твой первый автомобиль и на чем ты выступаешь сейчас?

– Первым был ВАЗ-2108. А сейчас выступаю на «Лада Калина». Но он, конечно, сильно отличается от базового варианта. По большому счету, от «родного» там остались только кузов и двигатель. Нам по правилам запрещено менять движки. Это сделано для того, чтобы автомобиль для соревнований не был слишком дорогостоящим, что позволяет сохранять демократичность автоспорта, способствует его популяризации. В стандартном моторе дозволяется делать лишь незначительные доработки. Все остальное – коробка передач, руль и, самое главное – подвеска, абсолютно другие, чем у «Лада Калина», которая сходит с конвейера.

– Сколько стоит автомобиль, на котором ты сейчас борешься за золотую медаль чемпионата России по автокроссу?

– Где-то в пределах от восьмисот тысяч до миллиона рублей.

– Автоспорт требует больших материальных затрат. Кто за все платит?

– Владельцы команды, за которую я выступаю. На областных турнирах я представляю СибАДИ, на всероссийских – сборную Омской области. Есть и частные спонсоры.

– Каждый автомобиль по-своему уникален или все они – бездушная конвейерная штамповка?

– Двух абсолютно одинаковых автомобилей не бывает, каждый из них индивидуален. Это как в хоккее: обывателю, наверное, кажется, что все клюшки одинаковые, но хоккеисты наверняка знают, что это не так. И каждый из них старается играть именно своей клюшкой, сделанной индивидуально для него. Так же и с автомобилями. Другое дело, что некоторые гонщики чуть ли не воспринимают свои машины как нечто одушевленное, дают им человеческие имена. Вот это, на мой взгляд, уже перебор.

– Неужели ты никогда не разговаривал со своей машиной, ни о чем ее не просил?

– Ну, это, конечно, бывает. (Улыбается.) Когда какие­-то проблемы, прошу свой автомобиль, чтобы он доехал до финиша. Вот, к примеру в Грозном, у меня пробило топливный бак, и вытекал бензин. Заезжаю на последний подъем – машина начинает глохнуть. Я ее умолял, чтобы доехала еще последние три поворота, и она меня услышала! (Смеется.) А вообще, чтобы чувствовать трассу, нужно слиться с автомобилем в единое целое, ощущать своими нервами, как ведут себя колеса при том или ином повороте руля, слышать сердцем, как работает мотор. С автомобилем мы едины, он – часть моей души.

– А ты можешь после неудачной гонки в сердцах пнуть свой автомобиль?

– Никогда такого не было. Если машина подвела – тут уж одно из двух. Или техники из моей команды сработали не лучшим образом, или я сам где-­то допустил ошибку. Например, заехал в яму, и у машины оторвало привод. Тут уж винить надо только самого себя.

– Автоспорт – командный вид, за каждым гонщиком стоит целый коллектив, который занимается подготовкой и обслуживанием техники. Сколько человек приходится в команде на одну машину?

– Четверо. Пилот – в случае нашей команды это я. Два техника – один из них основной, который готовит машину к старту, а второй – его помощник. На нем также обязанности водителя, который на траке везет машину из Омска в тот город, где будет проходить гонка. И еще есть тренер-инженер. Он отвечает за настройки автомобиля, дает установки команде, и он же по рации «ведет» пилота на трассе.

– Гонщики на трассе по определению – соперники. А друзья среди них есть?

– В паддоке (специальное место, служащее для развертывания команд. – Прим. ред.) мы все друзья. У нас контактный вид спорта, машины могут сталкиваться на трассе, борьба подчас бывает очень жесткой, но мы никак не переносим это на личное общение вне гоночной дистанции. Сегодня один выиграл, а другой проиграл – какие тут могут быть обиды?! У нас все ребята очень компанейские и дружелюбные.

– У тебя есть какие-­то свои, особые предстартовые приметы и традиции?

– Есть фартовая футболка, в которой я хожу дня два­-три перед гонкой, но непосредственно перед стартом ее снимаю, аккуратно складываю и еду.

– Кто из знаменитых омских гонщиков сыграл самую важную роль в твоей карьере? Чемпион России­-2016 по автокроссу Игорь Усов? Или десятикратный обладатель Кубка России по автокроссу Александр Фабрициус?

– Пятикратный чемпион России по автомобильным гонкам Михаил Грачев. Именно он на заре моей карьеры помогал мне во всем, подсказывал, щедро делился своим огромным опытом. Я очень благодарен ему за помощь! Сложно сказать, как вообще без Михаила сложилась бы моя спортивная карьера. Да и для всего омского автоспорта Грачев сделал очень много.

– Как часто у тебя на спортивной трассе бывают серьезные аварии?

– Да пожалуй, каждый сезон. Куда же без них?! Вот в прошлом сезоне я целых два раза «поймал крышу». (Это когда автомобиль встает на крышу, или кувыркается через крышу. – Прим. ред.) А самая серьезная была в Омске, на родной трассе в Амурском поселке. Ехавший передо мной автомобиль перевернулся на крышу, а я из-за сплошного шлейфа пыли этого не увидел и налетел на него. Моя машина начала, переворачиваясь несколько раз, катиться с пригорка. В итоге автомобиль – на списание, а мне – не самых приятных воспоминаний на всю жизнь. (Улыбается.) Травма ребер, которую я тогда получил, до сих пор периодически дает о себе знать.

– Часто приходится слышать от близких просьбы оставить этот очень опасный вид спорта?

– Мама и моя девушка, конечно, переживают, волнуются за меня. Но вот чтобы просили оставить гонки – нет, такого не было ни разу. Да и не такой уж автоспорт рискованный. Тот же футбол, которым я всерьез занимался несколько лет, гораздо более травмоопасный.

– Ты часто тренируешься?

– Пять дней в неделю, по две трехчасовых тренировки каждый день. В разгар соревновательного сезона, конечно, поменьше. Но тренировки – это не только езда на автомобиле. Я также много бегаю, «качаюсь» в тренажерном зале.

– Гонщику нужны хорошие физические кондиции?

– Еще как! Это ведь когда ты едешь по городу, знай себе дави педали да крути руль – хорошая физическая форма здесь ни к чему. Автогонки – совсем другое дело. Тут эмоции на пределе, дорога разбита – сплошные ямы, препятствия, очень крутые повороты. Тут, чтобы совладать с рулем, нужны сильные руки, а выносливость требуется, как у марафонцев.

– Будучи профессиональным гонщиком, трудно удержаться от соблазна показать свое умение на городских улицах?

– Наоборот. Для того чтобы выплеснуть эмоции, мне вполне хватает соревновательной трассы. За сезон так устаешь от этого напряжения, что мечтаешь о том, как по окончании чемпионата расслабишься и будешь ездить просто в свое удовольствие. Но когда это самое межсезонье наступает, то очень скоро начинаю скучать по скорости, драйву, адреналину! В общем, постоянно некое чувство неудовлетворенности, стремление к чему-то новому. Наверное, это и есть автоспорт. (Смеется.)

 

Алексей Одариев 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории «Домашняя газета»
Читать все новости Омска

Омский «Авангард» всухую обыграл «Нефтехимик» в Нижнекамске

Сегодня 00:18

341

Когда в Омске утвердят тарифы на отопление, электричество и воду?

Вчера 21:06

1922

Главу омского УФСБ Шишкоедова повысили в звании

Вчера 20:01

773

Coffee Anytime в Питере!

Coffee Anytime в Питере!

09 декабря 2025 08:00

10473

В Омске разобрали дом после капремонта крыши за 2,8 миллиона рублей

В Омске разобрали дом после капремонта крыши за 2,8 миллиона рублей

15 декабря 2025 21:09

9158

До четверти миллиона омичей работают за пределами региона

Вчера 19:01

721

«Подвиг героев в сердцах поколений»: омичи чтят память защитников Родины

Вчера 18:00

724

Мобильная связь пришла в самый северный поселок России

Вчера 16:55

781

Губернатор Хоценко дал старт подаче сетевого газа в северных районах Омской области

Вчера 16:28

865

Областные депутаты приняли бюджет региона на три года

Вчера 13:25

1036

Виталий Хоценко обсудил с руководством компании «Напитки вместе» развитие отрасли в Омске

Вчера 13:05

1079

Губернатор Хоценко сообщил о принятии бюджета региона на 2026 год с сохранением всех социальных обязательств

Вчера 12:21

1138

Мэр Омска Шелест анонсировал запуск спецпроекта «Новый год – 2026»

Вчера 10:17

1131

Омский холостой лемур в отсутствие невест прыгает, ест и пристает к соседям

17 декабря 2025 21:04

1569

Перевозка пассажиров в автобусах Омска может подорожать до 65 рублей

17 декабря 2025 20:42

1695

«Кормильцам» пассажиров и работников омских ж/д станций присудили штраф за просрочку

17 декабря 2025 20:10

1612

РЭК снизила тариф на воду в Омской области

17 декабря 2025 19:16

1702

Муниципальная реформа: как в Омской области формируются новые администрации районов

17 декабря 2025 19:01

1816

Одобрен проект дома на Левом берегу Омска

17 декабря 2025 18:18

1854

В Омской области начали формировать новые составы избирательных комиссий

17 декабря 2025 16:06

1916

Как бактерии стали союзниками человека

17 декабря 2025 14:39

1957

Муниципальная реформа: как в Омской области формируются новые администрации районов

Муниципальная реформа: как в Омской области формируются новые администрации районов

17 декабря 2025 19:01

1816

Ликвидация и затишье: что происходит с политическими партиями в Омске за год до выборов?

Ликвидация и затишье: что происходит с политическими партиями в Омске за год до выборов?

03 октября 2025 20:01

65783

Ваши персональные итоги года со Сбером

17 декабря 2025 14:14

1850

Губернатор Хоценко сообщил о ходе подготовки участников программы «ПРОдвижение ГЕРОЕВ» к дальнейшей работе

17 декабря 2025 13:43

2061

Проведены назначения в руководстве двух омских министерств

17 декабря 2025 12:42

2023

Скончался опытный омский управленец в области акушерства и гинекологии

17 декабря 2025 10:51

2479

В Омской области установят годовую сумму медобслуживания на человека

16 декабря 2025 21:31

2815

Деды Морозы могут представлять риск для юных омичей

16 декабря 2025 21:07

2489

Омский «Авангард» не смог догнать «Сибирь» и проиграл

16 декабря 2025 20:50

2810

Жителям 22 омских сел присудили подачу качественной питьевой воды

16 декабря 2025 20:35

2716

В омской синагоге установили ледяную менору с подсветкой

16 декабря 2025 20:01

2610

Ликвидирован бывший совладелец «Омскгоргаза»

16 декабря 2025 19:33

2946

Омскую «Ленту» предостерегли из-за жалобы на плесень в пицце

16 декабря 2025 19:25

2658

Тарифы на горячую воду в Омске планируют увеличить в 2026 году

16 декабря 2025 18:44

2526

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!

Главный омский облпрокурор Афанасьев принял девятое кадровое решение за год

Главный омский облпрокурор Афанасьев принял девятое кадровое решение за год

06 ноября 2025 15:48

33807

По трассам и в Омске включат 155 камер на скорость: список адресов

По трассам и в Омске включат 155 камер на скорость: список адресов

07 апреля 2025 19:47

193204