Эрнест Хемингуэй говорил, что признает только три вида спорта: альпинизм, бокс и автогонки. Автокросс по праву считается одним из наиболее зрелищных видов – скорость, мастерство, пересеченная местность и жесткие требования к уровню подготовки участников и автомобилей. Омским болельщикам автоспорта есть кем гордиться: наш земляк Александр Харченко в этом году уже сделал победный дубль! В середине мая спортсмен из Омской области был лучшим в финальных заездах этапа чемпионата России по автокроссу в Воронеже, а в начале июня стал обладателем «золота» в Тольятти. С триумфатором побеседовал Алексей Одариев.
– Александр, в первых числах июня в российском «Автограде» – в Тольятти, ты выиграл «золото» этапа чемпионата России по автокроссу. Как сложилась для тебя эта гонка?
– Можно сказать, идеально. После квалификационных заездов я был вторым, проиграв победителю всего лишь одну десятую секунды. Это позволило мне в первом финальном заезде стартовать с очень хорошей позиции в первом ряду. Со старта я уехал удачно, вторым. А уже на третьем повороте обогнал лидера и до самого финиша держался первым, приехав к нему с большим отрывом от ближайшего преследователя. А вот когда я стартовал во втором финальном заезде, впервые в спортивной карьере испытал самый настоящий страх – чувствовал, что впервые могу стать победителем, и из-за этого у меня случился самый настоящий мандраж. Как результат – я сначала допустил фальстарт, а потом, стартовав уже по правилам, с ходу не попал в нужную третью передачу! (Улыбается.) Это все от нервов. Но в итоге, проиграв старт и на протяжении трех кругов идя вторым, я совершил атаку, обогнал ехавшего первым соперника, успокоился и уверенно довел дело до победы. Финишировал с запасом в две секунды – в нашем виде гонок это очень солидное преимущество.
– Ты очень эмоционально об этом рассказываешь!
– Так и есть. Чемпионат России близится к завершению, в ходе именно этих этапов решается судьба первого места. Максимум, что я выигрывал раньше на столь высоком уровне, – это «бронза». И вот сейчас есть реальный шанс впервые в жизни стать чемпионом России. Чтобы завоевать столь желанное «золото», мне остается сделать последний шаг – победить на заключительном этапе соревнований, который пройдет в Тюменской области. Все шансы у меня есть, теперь все зависит от того, как я сумею ими распорядиться. Задел у меня приличный – сто десять очков.
– Перед тем как победить в Тольятти, ты выиграл еще один этап чемпионата России – в Воронеже. Там была своя специфика?
– Конечно! Каждый этап специфичен: в Тольятти трасса очень каменистая, а вот в Воронеже – земля, песок и глина. В зависимости от особенностей грунта каждый раз подбираются колоса, делаются настройки двигателя. Многое зависит и от погодных условий: идет ли дождь, в каком состоянии трасса.
– Кто на данный момент в чемпионате России является твоим главным конкурентом: Максим Федоренко из Ставропольского края, Максим Куликов из Твери, Никита Кислов из Московской области или екатеринбуржец Александр Шестаков?
– Максим Федоренко. Сейчас он идет на втором месте и является моим основным преследователем. На третьем месте – Вячеслав Акимов из Челябинска. В прошлом году именно он стал чемпионом страны в гонках на автомобилях с объемом двигателя 1600 кубических сантиметров. А с Федоренко мы начинали вместе четыре года назад, боролись тогда друг с другом за четвертые – пятые места. И вот по-прежнему конкурируем, но теперь уже за чемпионский титул.
– Как давно ты занимаешься автоспортом?
– Впервые сел за руль в картинге, когда мне было семь лет. Мой папа – Евгений Владимирович – всю жизнь в автоспорте: сначала сам гонял, а теперь возглавляет Федерацию автомобильного спорта Омской области. Наверное, как и любой отец, он хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Но он никогда не «нависал» надо мной. Я много лет увлекался футболом, велоспортом. И когда занялся автоспортом – это было только мое решение, никто меня не пытался «подталкивать». Мне тогда было шестнадцать лет.
– А когда в протоколах соревнований впервые появилась твоя фамилия?
– Тогда же и появилась. Это были любительские соревнования по фигурному вождению на омском ДОСААФ. Уже потом стал пробовать себя на более серьезном уровне. Сначала был чемпионат Омской области по автокроссу, а затем и чемпионат страны. Впервые на всероссийском турнире я выступил в Свердловской области, в городе Арамиль. Тогда мне было уже восемнадцать лет. Как сейчас помню, из двадцати пяти участников я тогда финишировал предпоследним. (Смеется.)
– Каким был твой первый автомобиль и на чем ты выступаешь сейчас?
– Первым был ВАЗ-2108. А сейчас выступаю на «Лада Калина». Но он, конечно, сильно отличается от базового варианта. По большому счету, от «родного» там остались только кузов и двигатель. Нам по правилам запрещено менять движки. Это сделано для того, чтобы автомобиль для соревнований не был слишком дорогостоящим, что позволяет сохранять демократичность автоспорта, способствует его популяризации. В стандартном моторе дозволяется делать лишь незначительные доработки. Все остальное – коробка передач, руль и, самое главное – подвеска, абсолютно другие, чем у «Лада Калина», которая сходит с конвейера.
– Сколько стоит автомобиль, на котором ты сейчас борешься за золотую медаль чемпионата России по автокроссу?
– Где-то в пределах от восьмисот тысяч до миллиона рублей.
– Автоспорт требует больших материальных затрат. Кто за все платит?
– Владельцы команды, за которую я выступаю. На областных турнирах я представляю СибАДИ, на всероссийских – сборную Омской области. Есть и частные спонсоры.
– Каждый автомобиль по-своему уникален или все они – бездушная конвейерная штамповка?
– Двух абсолютно одинаковых автомобилей не бывает, каждый из них индивидуален. Это как в хоккее: обывателю, наверное, кажется, что все клюшки одинаковые, но хоккеисты наверняка знают, что это не так. И каждый из них старается играть именно своей клюшкой, сделанной индивидуально для него. Так же и с автомобилями. Другое дело, что некоторые гонщики чуть ли не воспринимают свои машины как нечто одушевленное, дают им человеческие имена. Вот это, на мой взгляд, уже перебор.
– Неужели ты никогда не разговаривал со своей машиной, ни о чем ее не просил?
– Ну, это, конечно, бывает. (Улыбается.) Когда какие-то проблемы, прошу свой автомобиль, чтобы он доехал до финиша. Вот, к примеру в Грозном, у меня пробило топливный бак, и вытекал бензин. Заезжаю на последний подъем – машина начинает глохнуть. Я ее умолял, чтобы доехала еще последние три поворота, и она меня услышала! (Смеется.) А вообще, чтобы чувствовать трассу, нужно слиться с автомобилем в единое целое, ощущать своими нервами, как ведут себя колеса при том или ином повороте руля, слышать сердцем, как работает мотор. С автомобилем мы едины, он – часть моей души.
– А ты можешь после неудачной гонки в сердцах пнуть свой автомобиль?
– Никогда такого не было. Если машина подвела – тут уж одно из двух. Или техники из моей команды сработали не лучшим образом, или я сам где-то допустил ошибку. Например, заехал в яму, и у машины оторвало привод. Тут уж винить надо только самого себя.
– Автоспорт – командный вид, за каждым гонщиком стоит целый коллектив, который занимается подготовкой и обслуживанием техники. Сколько человек приходится в команде на одну машину?
– Четверо. Пилот – в случае нашей команды это я. Два техника – один из них основной, который готовит машину к старту, а второй – его помощник. На нем также обязанности водителя, который на траке везет машину из Омска в тот город, где будет проходить гонка. И еще есть тренер-инженер. Он отвечает за настройки автомобиля, дает установки команде, и он же по рации «ведет» пилота на трассе.
– Гонщики на трассе по определению – соперники. А друзья среди них есть?
– В паддоке (специальное место, служащее для развертывания команд. – Прим. ред.) мы все друзья. У нас контактный вид спорта, машины могут сталкиваться на трассе, борьба подчас бывает очень жесткой, но мы никак не переносим это на личное общение вне гоночной дистанции. Сегодня один выиграл, а другой проиграл – какие тут могут быть обиды?! У нас все ребята очень компанейские и дружелюбные.
– У тебя есть какие-то свои, особые предстартовые приметы и традиции?
– Есть фартовая футболка, в которой я хожу дня два-три перед гонкой, но непосредственно перед стартом ее снимаю, аккуратно складываю и еду.
– Кто из знаменитых омских гонщиков сыграл самую важную роль в твоей карьере? Чемпион России-2016 по автокроссу Игорь Усов? Или десятикратный обладатель Кубка России по автокроссу Александр Фабрициус?
– Пятикратный чемпион России по автомобильным гонкам Михаил Грачев. Именно он на заре моей карьеры помогал мне во всем, подсказывал, щедро делился своим огромным опытом. Я очень благодарен ему за помощь! Сложно сказать, как вообще без Михаила сложилась бы моя спортивная карьера. Да и для всего омского автоспорта Грачев сделал очень много.
– Как часто у тебя на спортивной трассе бывают серьезные аварии?
– Да пожалуй, каждый сезон. Куда же без них?! Вот в прошлом сезоне я целых два раза «поймал крышу». (Это когда автомобиль встает на крышу, или кувыркается через крышу. – Прим. ред.) А самая серьезная была в Омске, на родной трассе в Амурском поселке. Ехавший передо мной автомобиль перевернулся на крышу, а я из-за сплошного шлейфа пыли этого не увидел и налетел на него. Моя машина начала, переворачиваясь несколько раз, катиться с пригорка. В итоге автомобиль – на списание, а мне – не самых приятных воспоминаний на всю жизнь. (Улыбается.) Травма ребер, которую я тогда получил, до сих пор периодически дает о себе знать.
– Часто приходится слышать от близких просьбы оставить этот очень опасный вид спорта?
– Мама и моя девушка, конечно, переживают, волнуются за меня. Но вот чтобы просили оставить гонки – нет, такого не было ни разу. Да и не такой уж автоспорт рискованный. Тот же футбол, которым я всерьез занимался несколько лет, гораздо более травмоопасный.
– Ты часто тренируешься?
– Пять дней в неделю, по две трехчасовых тренировки каждый день. В разгар соревновательного сезона, конечно, поменьше. Но тренировки – это не только езда на автомобиле. Я также много бегаю, «качаюсь» в тренажерном зале.
– Гонщику нужны хорошие физические кондиции?
– Еще как! Это ведь когда ты едешь по городу, знай себе дави педали да крути руль – хорошая физическая форма здесь ни к чему. Автогонки – совсем другое дело. Тут эмоции на пределе, дорога разбита – сплошные ямы, препятствия, очень крутые повороты. Тут, чтобы совладать с рулем, нужны сильные руки, а выносливость требуется, как у марафонцев.
– Будучи профессиональным гонщиком, трудно удержаться от соблазна показать свое умение на городских улицах?
– Наоборот. Для того чтобы выплеснуть эмоции, мне вполне хватает соревновательной трассы. За сезон так устаешь от этого напряжения, что мечтаешь о том, как по окончании чемпионата расслабишься и будешь ездить просто в свое удовольствие. Но когда это самое межсезонье наступает, то очень скоро начинаю скучать по скорости, драйву, адреналину! В общем, постоянно некое чувство неудовлетворенности, стремление к чему-то новому. Наверное, это и есть автоспорт. (Смеется.)
Алексей Одариев